Прощай, мой господин: как разводились в Османской империи
Развод, как и всё, связанное с браком, регулировался законами шариата. Мужчине, как обычно, развестись было гораздо проще. Нужно всего лишь три раза сказать «Расстаюсь» перед женой, и тут — как по мановению волшебной палочки — жена женой быть переставала. Женщинам в этом плане было сложнее, приходилось выдумывать схемы и доказывать, что муж либо бьет ее (без причины!), либо несостоятелен как мужчина. Но мужчинам, надо отметить, всегда давали второй шанс.
Брачный контракт как основа семьи
Если вы думаете, что брачный контракт — изобретение европейской цивилизации, то вы ошибаетесь. В Османской империи контракт, или брачное соглашение, был обязательной частью брачной церемонии, и без него брак не считался действителен. В контракте было прописано и учтено практически всё: помимо информации о женихе и невесте, их родителях или опекунах в нем содержалась сумма махра (подарка жениха невесте, которым она распоряжалась по своему усмотрению), место проживания, условия, если у жены были дети от предыдущего брака, то взятие обязанностей по их содержанию. А также, если молодые так решили, обещание мужа иметь только одну жену. Да, в Османской империи у мужчины была возможность брать до четырех жен, если он мог их содержать, но по свидетельствам историков, моногамия не была таким уж редким явлением. Османский богослов XVI века Кыналызаде Али Эфенди, написавший трактат «Ахляк-и-аляи», особо отмечал, что в идеале семья должна быть моногамной: «Мужчина – это душа в доме; как не бывает одной души у двух тел, так и не может быть у двух домов один мужчина».
В общем, положение женщин было совсем не таким печальным, как могло бы показаться. Во-первых, у них всегда оставался махр, причем он состоял из двух частей: первая выплачивалась сразу, а вторая — после развода или же смерти супруга. Все детали этих выплат очень подробно расписывались в контракте, так что избежать их было невозможно. А нарушение этого контракта было веской причиной и основой для развода, и после развода женщина сохраняла право на материальное обеспечение. То есть она не только оставалась с подарками к свадьбе, ей обязаны были выплатить определенные отступные, а также содержать ее до конца жизни. Если речь шла о богатых семьях, то содержание предусматривало оплату расходов жены и детей на питание, проживание, одежду, прислугу. А если мужчина отказывался обеспечивать бывшую жену? Она опять шла в суд и жаловалась на него. Кадий в таких случаях всегда решал дела в пользу женщин. Невыполнение решения кадия, как и невыплата первой части махра, наказывалось тюремным заключением.
Что такое промежуточные браки?
Мужчине и правда достаточно было сказать «Расстаюсь» перед своей женой три раза, не нужно было идти в суд, брак был расторгнут. Жена в статусе бывшей получала оговоренные в контакте деньги и имущество и могла снова выходить замуж.
Но такая легкость развода приводила к тому, что мужья «разводились» в гневе, а потом отходили и «женились снова». Ну что же, бывает, поэтому закон разрешал мужчине мириться с женой, а также жениться на ней второй раз, да даже в третий раз тоже разрешал. А вот с четвертым разом всё было не так просто, и именно потому, что особо вспыльчивые товарищи могли так разводиться-жениться до пенсии.
Если мужчина хотел в четвертый раз жениться на одной и той же женщине, то он мог сделать это только после промежуточного брака. То есть женщина должна была официально выйти замуж за другого мужчину, пожить с ним, развестись, ну и только после этого вернуться к своему первому мужу в четвертый раз.
Закон этот должен был в какой-то степени защитить женщин, но в итоге он породил огромное количество историй и баек — иногда забавных, иногда страшных. Например, при правлении Сулеймана Великолепного один мужчина, который желал жениться в четвертый раз на одной и той же женщине, обратился за помощью к помощнику судьи. Тот ему посоветовал отречься от ислама на время: если ты отрекаешься от ислама, то законы шариата на тебя не распространяются — женись сколько хочешь. Мужчина так и сделал, а потом вновь вернулся к своей вере, искренне полагая, что теперь чист и может жениться на своей жене в четвертый раз. Шейх, который вел дело, приказал казнить помощника судьи за незаконный совет, а мужчину — за вероотступничество, ведь отречение от ислама каралось смертью.
История повеселее. Другой любитель жениться/ разводиться как-то договорился с прохожим о том, что он женится на его бывшей жене и на следующее утром с ней разведется. «Подставной» муж выполнил все обязательства, а вот жена отказалась возвращаться к своему старому мужу, потому что новый оказался более привлекательным и, судя по всему, более искусным в постели.
Как могла развестись женщина?
У женщин в Османской империи не было волшебного слова для развода, но зато они могли развестись, если муж не соблюдал брачный договор. Еще две веских и вполне рабочих причины: муж ее бьет и он не в состоянии исполнять свои супружеские обязанности. Также причинами для развода могли стать измена, измена с мужчиной, психические расстройства мужа.
С супружескими обязанностями всё было довольно сложно, суд запросто мог отказать в расторжении брака, особенно если импотенция была зарегистрирована не во время первой брачной ночи, а появилась позже. Условно говоря, товар сразу должен был быть бракованным, а если он испортился в процессе использования, то тут суд на стороне «товара». Но даже если импотенция была определена сразу, то суд давал мужу год на попытки, и, если бедолаге всё же удавалось консумировать брак, то никакого развода. Не справился за год — ну тогда развод.
С избиениями тоже все было неоднозначно, хотя и гораздо лучше, чем мы могли себе представить. Законы шариата в Османской империи разрешали легкое наказание жены, но лишь при наличии причин и после нескольких предупреждений. Сначала он должен был предупредить ее устно, если не сработало, то покинуть супружеское ложе и спать отдельно. Если и это не помогало, то муж мог ударить жену, но несильно и ни в коем случае не по лицу. Категорически было запрещено бить жену в гневе, в этом случае она имела право пожаловаться на него. Суд выносил супругу предупреждение, и, если избиение повторялось, женщина получила развод с сохранением прав на содержание.
Королевская кровь или особые права султанш
Но были в Османской империи женщины, которые могли развестись и без суда, у них тоже работало волшебное слово, произнесенное три раза: родственницы султана. Сестра султана Сулеймана Великолепного Шах и-Хубан была возмущена поведением своего мужа — великого визиря Лютфи-паши, который решением суда приказал выжигать проституткам половые органы. Жена сказала ему, что это бесчеловечно, а он поднял на нее руку. Ну что же, Лютфи-паша потерял статус зятя султана, должность великого визиря и доживал свой век в изгнании (так ему и надо).
Впрочем, не всегда всё заканчивалось так печально для зятя. Например, уже в ХХ веке зять последнего османского султана дипломат Исмаил Хакки Окдай-бей ушел в военный поход, оставив жену Ульвие-султан с маленьким ребенком. Ульвие была возмущена и после пяти месяцев ожидания, развелась с ним, о чем Исмаил узнал из газет. Судя по всему, расстроен он не был, тем более что развод не повлиял на его карьеру, он продолжил процветать в дипломатической сфере и женился на другой.
Фото: Getty Images, Legion-Media