Почему «тургеневская барышня» — не комплимент: многие бездумно используют это обидное словосочетание
Все мы очень разные, и по-своему прекрасные. Одних девушек сравнивают с голливудскими актрисами или популярными блогершами — сегодня это уже уместно. А других — с героинями романов из прошлых веков.
На западе женщин часто сравнивают с описанием таких легендарных книжных героинь, как, к примеру, Скарлетт О’Хара (из легендарного романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»), Ребекка Шарп(из британской «Ярмарки тщеславия» Теккерея) или Эсмеральда (а это уже «Собор парижской Богоматери» француза Виктора Гюго). У нас же в привычку вошло говорить о красоте с упоминанием термина «тургеневская барышня».
В искусстве «тургеневскими барышнями» принято называть не только героинь романов самого Ивана Сергеевича Тургенева, но и многих женских персонажей из других классических произведений 19 века. Этот же термин применяется и к описанию девушек на картинах художников культурного периода этих временных рамок.
В массовом представлении облик «тургеневской девушки» сочетает тонкие, но при этом очень выразительные черты: например, большие глаза, аккуратный нос и романтичные золотистые кудри. Красота такой девушки заключается именно в аристократичности, далекой от современных стандартов из соцсетей. Что уж говорить, сегодня к этому термину прибегают даже некоторые косметологи — когда хотят объяснить, почему, к примеру, девушке не стоит следовать тренду на «улучшайзинг» и делать большие губы или скулы, не гармонирующие с остальными чертами лица.
Впрочем, описывая достоинства внешности комплиментом «тургеневская девушка», люди забывают о том, что сам писатель вкладывал в это понятие. Его героини даже по меркам своего времени не считались классическими красавицами. А иногда описывались как откровенные дурнушки.
Вот несколько кратких описаний внешности героинь из произведений Тургенева
«В сравнении с теткой Марианна могла казаться почти "дурнушкой". Лицо она имела круглое, нос большой, орлиный, серые, тоже большие и очень светлые глаза, тонкие брови, тонкие губы. Она стригла свои русые густые волосы и смотрела букой. Но от всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным» (Марианна Синецкая из романа «Новь»)
«Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Во всем ее существе было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных» (Елена Стахова из романа «Накануне»)
«Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Эта странная девочка меня привлекала: не одной только полудикой прелестью, разлитой по всему ее тонкому телу...» (Ася из повести «Ася»)
«Наталья Алексеевна с первого взгляда могла не понравиться. Она еще не успела развиться, была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Но черты ее лица были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки. Особенно хорош был ее чистый и ровный лоб над тонкими, как бы надломленными посередине бровями. Мать ее считала добронравной, благоразумной девушкой, но не была слишком высокого мнения об ее умственных способностях...» (Наталья Ласунская из романа «Рудин»)
Литературные критики всегда подчеркивали, что описывая своих героинь, Тургенев сознательно делал их «серыми мышками» и неканоничными красавицами. В первую очередь писатель делал акцент на глубоком, но страстном характере женщин — на хорошем образовании, интеллектуальной увлеченности и умении беззаветно любить. Так что говорить о внешности девушки, используя эту фразу в качестве комплимента, будет не очень уместно. Особенно, если предположить, что после разговора с тобой она станет гуглить, как же именно выглядят эти тургеневские дамы!
Еще больше интересных материалов в нашем телеграм-канале