Почему их называли морковниками? Тяжелая доля холостяков на Руси

Не только старым девам жилось невесело, мужчин, которые вовремя не нашли невесту, тоже ожидала нелегкая судьба. Может быть, им даже было сложнее, чем женщинам. Почему — рассказываем в нашем материале.
Почему их называли морковниками? Тяжелая доля холостяков на Руси
Соцсети

Седая макушка, девуниха, домовуха, браковка, перестарка, прокисшая невеста, однокосая - как только не называли старых дев на Руси! При этом обрасти всеми этими «ласковыми» прозвищами можно было уже к двадцати годам: не вышла замуж до двадцати — с тобой что-то не так. Уже и женихи смотрят с подозрением. Ну а если тебе стукнуло 23 и ты все еще не замужем — пиши пропало, шансов практически нет. Так и будешь куковать свой век старой девой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Но не лучше было и положение холостяков, правда у них было немного больше времени — до 25 могли выбирать, но если до 30 не женился, то всё — ты старик. Мужчина, который не обзавелся женой, не считался полноправным членом крестьянского сообщества. К нему никто не относился серьезно, он был в глазах односельчан «малым», даже в зрелом возрасте. Ни в семье, ни на сходе к его голосу не прислушивались.


Бытует мнение, что слово «холостяк» произошло от глагола «холостить», то есть попросту кастрировать, но это не так. «Холостой» — значит коротко остриженный, а «холить» — это стричь, укорачивать. Дело в том, что раньше в 12 лет мальчикам проводили обряд инициации, им остригали волосы. Считалось, что с этого момента они уже могли жениться и создавать свою семью. На деле же мало кто вступал в брак в таком юном возрасте (бывали и запланированные браки, конечно), и в итоге с 12 лет до момента женитьбы мужчина оставался холостяком.
Причина обычно были самые тривиальные — бедность, физические недостатки, мужская немощность, любовь к алкоголю и дурная репутация. Бывали и исключительные случаи, конечно. Например, в обширном труде подьячего Посольского приказа Григория Котошихина находим упоминание о 7-летнем запрете на брак, если первый расторгнут из-за обмана. Оказывается, были случаи, когда мужчине на смотринах показывала одну невесту, а замуж за него выдавали другую (похуже). Тогда он мог возмутиться и доказать обман. Доказал? Имеешь право на развод, но с одним условием: придется ждать семь лет до следующего брака. При таком раскладе мужчина запросто мог упустить свои «лучшие годы» и в итоге ему пришлось бы свататься к старой деве.

Если жениться не вышло либо вышло, но супруга умерла, то мужчину награждали одним из обидных прозвищ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

МОРКОВНИК


Если у мужчины не было видимых физических недостатков и он не был беден, но при этом никак не мог жениться, односельчане начинали подозревать неладное — эректильную дисфункцию. Слово «импотент» тогда еще не было в ходу, то таких мужчин называли морковниками, да, как пирог. Морковь всегда была фаллическим символом, тем более овощ был весьма распространен в нашей полосе (это тебе не баклажан), так что тут был намек на то, что у мужчины не бодрая морковь, а пирог с морковью. А морковь его «не работает» из-за налившегося теста.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Вряд ли молодая девка могла клюнуть на такого жениха, поэтому и приходилось им искать женщин старшего возраста. Иногда возникали союзы морковников с так называемой браковкой, то есть с женщиной, которая имела плохую репутацию, считалась гулящей, больной или некрасивой.

ОБАБОК

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Обабком чаще всего называли вдовца, который жениться-то сумел, но затем похоронил супругу. Обабок — это подберезовик, а мякоть у старых грибов представляет водянистую и малопригодную в пищу жижу. Такой мужчина-гриб утрачивает ценность в глазах молодых девушек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Положение его было более чем незавидное, пожалуй, еще хуже, чем у морковника. С морковником-то всё понятно — там технические неполадки, а вот со вдовцами было связано множество предубеждений. Считалось, что если он уморил одну жену, то уморит и другую, что на нем лежит что-то вроде проклятия. Это во-первых, ну а во-вторых, девушки не спешили взваливать на собственные плечи заботу о хозяйстве и «семерых по лавкам». Молодым это и вовсе не нужно было, а вот старая дева могла и клюнуть на такое. Как мы помним, вариантов у нее было немного.

РАТНИК


У слова «ратник» было несколько значений. Были случаи, когда женитьбе мешал призыв: молодой человек отправлялся в армию холостяком, да там и проводил свои лучшие годы, а возвращался уже в том возрасте, когда молодых невест на его долю не оставалось. В пермских диалектах слово «ратник», кроме значения «военный, ополченец на Руси», имело дополнительную семантику – «солдат запаса». Так ратниками называли и сватающихся к старым девам холостяков в возрасте. Такой «старый воин» не годился для «настоящей службы» (то есть супружеской жизни с молодой женой), но мог быть призван на солдатскую службу (то есть жениться на старой деве).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Но кроме того ратниками называли мужчин, которые ушли из семьи. В крестьянской культуре супружество рассматривалось как служение, а если служащий покинул дом (поле брани), то он как бы ушел «в запас».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ПОДОВИННИК


Подовинник — длинное и сухое полено, подходящее для отопления овина, именно так зачастую на Руси называли немолодых холостяков. Дело в том, что подовинник не подходил для растопки печи в жилом помещении — он быстро сгорал и не давал много тепла. Так и от пожилого холостяка молодой жене жара ждать не придется, а вот на отопление старой девы (овина) он вполне сгодится.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ВОРОБЕЙ


Как известно, бедность не порок. Но вот жениться она мешала во все времена. И на Руси тем более. Молодые традиционно жили в доме мужа, на мужа же возлагалась ответственность за содержание семьи, и если у него не было «ни кола, ни двора», никто за него замуж не шел. Но он вполне мог жениться на старой деве, которая в таком случае забирала беднягу-мужа в дом своего отца. Таких женихов называли воробьями, намекая на то, что полноценным хозяином и главой семьи он не станет.

Фото: Getty Images