Опасный бодипозитив: надо ли бояться, что все растолстеют?
К бодипозитивному движению, которое сейчас на слуху, у людей претензий много, но чаще и громче всего звучит одна, связанная с полными женщинами. То тут, то там кто-нибудь регулярно разражается гневным спичем: из-за вашей безусловной любви к себе женщины, вместо того чтобы взять себя в руки, продолжат метать в рот пиццу и гамбургеры, растолстеют, родят больных детей, и – не успеешь оглянуться — вымрем всей страной, а то и планетой! Немедленно прекратите, уберите с показов мод плюс-сайз-моделей, сожгите британский выпуск VOICE с Тесс Холлидей на обложке, а саму Тесс заприте где-нибудь подальше от людских взоров или хотя бы заверните в ковёр – пусть ходит так, не смущая разум юных девушек идеями, что жирные тоже могут быть красивыми.
Давайте же разберёмся, действительно ли бодипозитив может привести к повальному ожирению и подрыву здоровья целых наций.
Начнём с простого: вес людей начал расти гораздо раньше появления бодипозитива, основанного в 1996 году Элизабет Скотт. Например, как рассказывает эпидемиолог питания и президент Национальной программы по питанию и здоровью Серж Херкберг, во Франции детей с лишним весом с 1980-го по 2000 год стало больше в три раза, а к 2007 году (то есть как раз когда бодипозитив набирал популярность) рост замедлился. И ВОЗ, и здравый смысл говорят, что Тесс Холлидей ни при чём, гораздо более существенными факторами всегда были переход большинства людей к сидячей работе и невозможность покупать дорогие качественные продукты: цельнозерновой хлеб, орехи, говядину.
Ещё один важный момент, который игнорируют все противники бодипозитива: влияние этого движения невелико. Послушать хейтеров, так бодипозитивщицы и часовню в XIV веке развалили. На самом же деле возможности сторонниц бодипозитива воздействовать на медиа весьма скромные. Решение о появлении полных моделей принимают агенты индустрии моды и красоты, которые знают, что полные женщины тоже покупают одежду, а значит, им нужны образы, с которыми они могут себя идентифицировать, и манекены больше 50-го размера, чтобы увидеть, как на них будут сидеть платья. Нет никакого тайного бодипозитивно-феминистского лобби, которое распоряжается обложками глянца, есть всё те же бизнесмены, которые зарабатывают деньги и которым безразлично, кого для этого надо показать девушкам: Твигги или Тесс.
И, наконец, нельзя забывать: самые распространённые причины лишнего веса никак не связаны с тем, что женщина довольна собой. Скорее, есть обратная зависимость — ожирение очень часто связано с расстройствами пищевого поведения: например, компульсивным перееданием. И развитию таких расстройств способствуют как раз «традиционные» стройные образы, которые подаются как эталон красоты. Девочки всё чаще и всё раньше садятся на диеты — и кончается это отнюдь не желанной стройностью, а испорченными отношениями с едой, когда за периодами «правильной» жизни следуют чудовищные зажоры, которые длятся месяцами. Очень показателен пример Фиджи: после прихода телевидения в государстве, где о расстройствах пищевого поведения не слышали, началась настоящая эпидемия булимии и анорексии.
Существует ещё одна банальная и всем известная причина лишнего веса: болезни. У меня есть подруга, по сложению близкая к Тесс Холлидей. Каждый второй спешит предположить, что она питается в KFC, и советует «взять себя в руки». Но вот в чем загвоздка: фастфуд она не ест. Её холодильник полон йогуртов, там всегда есть кастрюля с тушённой в мультиварке курицей и овощи на салат. Если прийти к ней неожиданно, то чай придётся пить без конфет: она не любит сладкое и покупает его только к приходу гостей. Можно сколько угодно уговаривать её держать себя в рамках и показывать снимки Кары Делевинь: до встречи с хорошим эндокринологом это ничего не изменит.
Тут, конечно, можно сказать: так она же не пойдет к эндокринологу! Посмотрит на Тесс в VOICE и возомнит себя богиней, вместо того чтобы лечиться! Но такие утверждения столь же правдоподобны, как предположения, что человека с флюсом можно убедить, что ему не нужны обезболивающее и стоматолог, если показать ему обложку с моделью, у которой раздута щека. На самом деле любая полная женщина в курсе своих проблем со здоровьем. Если у нее болят колени или спина — она это чувствует. Если ей трудно подняться на второй этаж — она замечает это каждый день. Если она не может гулять больше десяти минут — совсем нет необходимости тыкать в нее снимками Кафельниковой, чтобы она осознала: что-то не так. Справедливо и обратное: когда у полной женщины нет проблем со здоровьем, никто не внушит ей обратное, выпустив на подиум исключительно худых манекенщиц.
Есть и третья причина лишнего веса: низкий уровень жизни. В нашей стране, где в большинстве регионов средняя зарплата не превышает 25 тысяч, немногие способны позволить себе ЗОЖ. Даже если заблокировать в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) все аккаунты «жирух» и запретить Куварзиной сниматься в «Ворониных», замотанная продавщица из «Пятерочки» всё равно не откажется от сосисок в пользу недорогой курогруди: у неё слишком мало времени на готовку.
Бодипозитив ничем не угрожает ни нации, ни отдельно взятой женщине. Единственное, что он может сделать, — это чуть-чуть облегчить чью-то жизнь. Показать полной девушке: смотри, это не конец света, есть такие же, как ты, и некоторые из них — модели и актрисы. Не ты уродлива — это люди, которые смеются над тобой, глупы и жестоки. Необязательно гнаться за идеалом: можно быть собой и получить признание — даже от индустрии красоты. В море насмешек и требований бодипозитив лишь даёт немного тепла к себе, права считать себя красивой или отказаться от оценок внешности вообще, но никак не является индульгенцией, получив которую женщина ляжет на диван, чтобы никогда с него не встать.
И даже это облегчение получат единицы. На одну обложку с Тесс Холлидей приходятся сотни с привычными глазу худыми моделями. Гораздо чаще нам приходится слышать, что полные женщины обязательно будут болеть и останутся в одиночестве, и лишь редко-редко кто-то скажет: «Может, всё же важнее, как ты себя чувствуешь, а не как выглядишь?» В паблике «Бодипозитив» всё ещё 70 тысяч человек, а в сообществе «40 кг» — пять миллионов.
И если кто-то хочет сражаться за здоровье женщин — надо бороться отнюдь не с бодипозитивом. Правильнее выступить против недостижимых идеалов, которые портят жизнь миллионам девушек, или хотя бы промолчать, признав, что чужие тела — чужие дела, перестав умножать давление, которая испытывает каждая из нас. Это окупится — зарекаться нельзя не только от сумы, но и от пугающих цифр на весах. И чем равнодушнее окружающий мир и каждый человек будет к чужому ИМТ, тем лучше в нём будет житься всем: и худым, и толстым.