Она вам не Маля: как балерина Матильда Кшесинская изменила судьбу всей России

В 2016 году появился первый трейлер фильма «Матильда» Алексея Учителя. И сразу разгорелся скандал, в котором приняли участие церковь, потомки Романовых, общественное движение «Сорок сороков» и депутат Госдумы Наталья Поклонская. Во время прямой линии с президентом даже Владимиру Путину пришлось отвечать на вопросы о киноленте. «Содержание фильма является сознательной ложью», — говорилось в петиции о запрете драмы. Но реальные события по своему накалу превосходят фантазии киноделов: фаворитка трех великих князей Матильда Кшесинская не просто оставила след в истории России, а изменила ее навсегда.

Маля: детство Матильды Кшесинской

Матильда родилась в семье танцовщика, педагога и солиста Мариинского театра Феликса Кшесинского
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Матильда родилась 31 августа 1872 года в семье танцовщика, педагога и солиста Мариинского театра Феликса Кшесинского. Никто не сомневался, что судьба девочки будет связана с балетом. Отец возлагал на Малю, как ее называли домашние, большие надежды: он видел врожденный талант дочери и рассчитывал, что она продолжит семейные традиции и добьется успеха на сцене.

Когда Матильда была совсем маленькой, Феликс привел ее в Большой театр на балет «Конек-Горбунок». Посадил в одной из закулисных лож и ушел готовиться к выступлению. Своим выходом Феликс остался так доволен, что забыл о малышке: смыл грим и отправился домой. Жена, поняв, что супруг вернулся один, была в ужасе: «А где же Маля? Что ты с ней сделал?!» Мужчина поспешил обратно, ворвался в ложу... Девочка, увидев отца, попыталась спрятаться под креслом: она не желала покидать театр, который казался ей самым замечательным местом на свете.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1880 году Матильда поступила в Императорское театральное училище. Занималась она упорно, «несмотря на живой и бедовый характер», и уже в 1881 году впервые вышла на сцену Большого Мариинского театра. Преподаватели отмечали незаурядный талант и огромный творческий потенциал юной балерины.

В 1880 году Матильда Кшесинская поступила в Императорское театральное училище

Все контакты в учебном заведении между мальчиками и девочками были строго запрещены. Даже на занятиях классные дамы зорко следили за тем, чтобы их подопечные не обменивались условными жестами или многозначительными взглядами. Но дома Матильда давала волю своему бедовому характеру: еще будучи подростком, она умела сводить мужчин с ума.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В своих воспоминаниях Кшесинская рассказывает, как в 14 лет кокетничала с молодым англичанином Макферсоном. Никакой любви к нему она не испытывала — Мале просто нравилось флиртовать с красивым и элегантным юношей. Однако, когда на ее день рождения он приехал с невестой, Матильда почувствовала себя уязвленной.

Во время ужина она завела разговор о том, что каждое утро ходит за грибами. Маля начала расписывать прелести тихой охоты, и англичанин попался на крючок: попросил разрешения сопровождать девочку на прогулке. Матильда позволила, но при условии, что невеста Макферсона даст ему разрешение. Сказано это было в присутствии всех гостей, и девушке не оставалось ничего другого, как согласиться. Никаких подберезовиков парочка не собрала: к концу прогулки англичанин забыл и про грибы, и про свою невесту. Свадьба была расстроена. «Это был первый грех, который я взяла на душу», — писала Кшесинская в мемуарах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Добиваться своего Матильда умела. И когда познакомилась с цесаревичем Николаем Александровичем, окрутила его так же легко, как и Макферсона.

«Этот экзамен решил мою судьбу»: встреча Матильды Кшесинской и Николая

С Николаем Матильда Кшесинская познакомилась в 1890 году
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В марте 1890 года на выпускном экзамене Матильды присутствовал сам император Александр III с семейством. После спектакля государь вместе со свитой явился в репетиционный зал, с порога спросив: «Где Кшесинская?» — а потом осыпал юную танцовщицу комплиментами. На праздничном ужине Матильду усадили рядом с наследником престола Николаем. «Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась», — напишет потом об их знакомстве Маля.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Николай отнесся к встрече спокойнее: в своем дневнике он хвалил представление, но не упоминал балерину. Матильда была очаровательна, умна и красива, но в его окружении таких женщин хватало. Никакой инициативы по сближению юноша не проявлял, и Кшесинская взяла всё в свои руки: начала прогуливаться в местах, где могла встретиться с цесаревичем. Уже летом ей удалось привлечь его внимание: в дневнике наследника появляются записи о том, что Матильда ему «положительно, очень нравится». В октябре Николай отправляется в продолжительное путешествие и просит сестру сообщать ему новости о «своем друге».

Лишь к концу осени 1891 года царское семейство переехало в Гатчину, а в 1892 году между Николаем и Матильдой завязался роман. Весной наследник регулярно наносил балерине визиты, писал в дневнике, что Матильда вскружила ему голову. Отец Николая раздраженно замечал, что цесаревич «неизвестно где находится» и «неизвестно чем занимается». Впрочем, на самом деле все знали и о том, и о другом. Говорят, как-то ночью к влюбленной парочке вломился петербургский градоначальник, получивший приказ доставить Николая к Александру III по срочному делу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В 1892 году между Николаем и Матильдой Кшесинской завязался роман

Судя по всему, отношения были платоническими до 1893 года. Кшесинская в дневнике рассказывает, что летом Николай был готов перейти к более «близкому знакомству», но потом начал проявлять «раздражающую осторожность». По ее словам, он не хотел быть у балерины первым, потому что это «будет его мучить всю жизнь», но не возражал сойтись с ней, если она утратит невинность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как именно Кшесинская решила этот вопрос, остается неизвестным. Но в январе Николай делает заметку: «Вечером полетел к моей М. К. и провел самый лучший с нею вечер до сих пор. Находясь под впечатлением ее — перо трясется в руках!» Встреча принесла свои плоды: 20 февраля Матильда отметила новоселье в новом особняке.

И Матильда, и Николай знали, что будущего у их отношений нет. Перед обручением с принцессой Алисой Гессенской, будущей царицей Александрой Федоровной, наследник престола расстался с Матильдой. В мемуарах Кшесинская пишет, что была безутешна. Однако балерина оставалась одинокой недолго — вскоре у нее появился новый избранник.

Любовный квадрат: Матильда Кшесинская и великие князья

Великий князь Сергей Михайлович
Великий князь Сергей Михайлович
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Матильда переключила свое внимание на другого Романова — великого князя Сергея Михайловича, внука Николая I, который был страстным любителем балета и почитателем таланта Кшесинской. Поговаривали, что Николай просил родственника позаботиться о своей пассии. Иными словами — передал ее Сергею, словно эстафетную палочку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Руки оказались надежными: Сергей долгие годы опекал Матильду, сделав ее балетную карьеру безоблачной. Не поколебал его чувств даже роман Кшесинской с дядей Николая II — великим князем Владимиром Александровичем. Но по-настоящему влюбилась балерина в его сына — великого князя Андрея Владимировича, двоюродного брата Николая II. Когда у Матильды родился сын, никто толком не понимал, чей он. Даже отчества у мальчика было два — Сергеевич после появления на свет и Андреевич после эмиграции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В театре Матильду боялись: все знали, кто ей покровительствует. В 1904 году она ушла из труппы, но продолжила выступать, получая огромные гонорары за разовые выходы. Кшесинская сама выбирала время для своих спектаклей, танцевала только в разгар сезона, делала длительные перерывы, во время которых прекращала репетиции и предавалась безудержным развлечениям. Нравящиеся ей партии Матильда считала своей собственностью и не позволяла другим балеринам посягать на них.

Как-то приглашенная танцовщица Гримальди начала репетировать «Тщетную предосторожность», но Кшесинская заявила: «Не отдам, это мой балет». Директору театра пришлось отправлять шифрованную телеграмму министру в Данию, где тот находился при государе. Вскоре пришел ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сказать слово поперек Матильде значило уничтожить свою карьеру. Директор Императорских театров князь Сергей Михайлович Волконский не захотел восстанавливать для Кшесинской старинный балет «Катарина, дочь разбойника» — и вскоре попрощался с должностью. Формальным поводом послужили костюмы для спектакля «Камарго»: Матильда надела собственный вопреки требованиям Волконского, получила штраф, но вскоре добилась через покровителей его отмены. Униженный князь написал заявление об отставке.

Матильда Кшесинская фактически управляла театром
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на вздорный характер, Кшесинская была выдающейся балериной. Признавал это даже последний директор Имперских театров Владимир Теляковский, называющий Матильду «нахальной, циничной, живущей одновременно с двумя великими князьями и не только не скрывающую этого, но и вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата».

Матильда первая среди русских балерин и третьей в мире исполнила на сцене подряд 32 фуэте. Спектакли перерабатывались под ее возможности: другие танцовщицы нередко просто не могли повторить то, что умела Кшесинская. Но успех на сцене был для Матильды лишь средством: ее стремления были гораздо грандиознее, чем просто роль театральной звезды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жила Матильда на широкую ногу. В конце 1890-х годов она купила загородный дворец в Стрельне, капитально его отремонтировала и даже построила собственную электростанцию, а ведь электричества тогда не было даже в Зимнем дворце.

К концу 1906-го был построен еще один особняк в Петербурге длиной 50 метров и шириной 33. Мебель для него Матильда заказала у известного французского фабриканта Мельцера, всё от люстр до шпингалетов привезли из Парижа. Имелись зимний сад, винной погреб, конные экипажи, автомобили и даже коровник — Кшесинская обожала парное молоко.

Танцы на мировой арене

Матильда Кшесинская была богатейшей женщиной России
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Матильда, без сомнения, была одной из богатейших женщин России. И совсем не гонорары были источником ее благосостояния: роскошь оплачивалась из военного бюджета Российской империи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О махинациях Сергея Михайловича и Матильды Кшесинской в книге «Идеальный шторм. Технология разрушения государства» рассказали политолог Алексей Мартынов и кинодокументалист Роман Газенко. Авторы считают, что балерина и великий князь были участниками беспрецедентной по тем временам коррупционной схемы, которая стала одной из причин поражения России в Первой мировой.

Великий князь был назначен начальником Главного артиллерийского управления в 1905 году, Кшесинская же вместе с промышленником Путиловым и банкиром Вышнеградским стала совладельцем «индустриального гиганта стратегического значения» — Путиловского завода. Дальше всё было просто: «главный артиллерист» Сергей Михайлович отдавал госзаказы французской фирме Шнейдер, а та по «странному капризу» указывала в контрактах требование производить продукцию исключительно на Путиловском заводе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В итоге Мотовилихинский завод в Перми — одно из крупнейших артиллерийских предприятий — не получил ни одного заказа на орудия с 1905-го по 1914 год. Обуховский артиллерийский завод был доведен до краха: в 1910–1911 годах его пришлось спасать вливанием гигантских сумм из казны. В Первую мировую Россия вступила с 11 700 стволами разных калибров против 104 500 у Германии и Австро-Венгрии. Продукты фирмы Шнейдер уступали другому оружию, представленному во время конкурсов, но всё равно принимались на вооружение. Говорят, в армии их называли «гаубицами системы Кшесинской».

Первая мировая унесла жизни миллионов русских солдат, Российская империя утратила земли и влияние. Сражения полностью изменили облик страны. Поражения обострили противоречия в обществе и спровоцировали экономический и политический кризис. И свой вклад в это внесла балерина, которая, гонясь за роскошью, не осознавала, что танцует на мировой арене.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Финал сказки

Великолепная жизнь Матильды Кшесинской закончилась в 1917 году
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Великолепная жизнь Матильды Кшесинской закончилась в 1917 году. Большевики устроили в ее особняке штаб: балерина пыталась было отсудить у новых властей здание, но безуспешно. В феврале 1920 года на пароходе «Семирамида» бывшая звезда вместе с сыном навсегда покинули Россию.

Николай II вместе с семьей погиб в подвале дома инженера Николая Ипатьева в Екатеринбурге. Сергея застрелили в Алапаевске: по слухам, когда тело достали из шахты, в руке у мужчины нашли маленький золотой медальон с портретом Кшесинской и надписью «Маля». А вот Андрей Владимирович остался жив: в 1921 году в Каннах 49-летняя Матильда впервые в жизни стала законной супругой. Великий князь женился на ней и усыновил ребенка. Впрочем, он всегда считал Владимира своим сыном.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Андрей Владимирович женился на Матильде Кшесинской и усыновил ее ребенка

В 1929 году Матильда открыла балетную школу в Париже. Говорят, она никогда не кричала на учениц и всегда была с девочками вежлива и тактична. В 1960 году Кшесинская издала мемуары, рассказав всем об отношениях с Николаем II. Умерла Матильда в 1971 году, несколько месяцев не дожив до своего столетия. Так закончилась история женщины, чья жадность была одной из причин изменения судьбы всей страны.

Ты смотрела фильм «Матильда»?
Да
Нет

Фото: Getty images, Legion media