Наташа Кампуш: как сегодня живет самая известная жертва похищения
Наташе Кампуш удалось пережить страшные испытания в своей жизни.
Дерзкое похищение
2 марта 1998 года 10-летняя Наташа Кампуш, как обычно, вышла из своего дома в районе Вены Донауштадт и отправилась в школу. Это был ничем не примечательный день, разве что на уроки не очень хотелось — только что закончились каникулы, и девочка все еще была под впечатлением от отдыха с отцом в Венгрии. Ее родители были в разводе и время с ними Наташа проводила отдельно. А теперь начинались привычные будни: учеба, жизнь в доме матери — все как всегда.
Вспоминая о каникулах, Наташа и не обратила внимания на фургон, остановившийся у тротуара, а ведь оставались считанные секунды до того, как водитель этой машины изменит ее жизнь раз и навсегда. Им был 34-летний безработный Вольфганг Приклопиль. Он затолкал Наташу в свой фургон и на долгие восемь лет запер в собственном подвале, где оборудовал звуконепроницаемую комнату с тремя дверьми, одна из которых весила 150 кг.
Похититель сразу дал понять своей жертве, что спастись ей не удастся. Приклопиль говорил Кампуш, что двери и окна в доме заминированы и что он убьет ее и себя, если она попытается сбежать.
Преступник, бывало, избивал свою пленницу, а затем делал фотографии. При этом Вольфганг позволял Наташе учиться, давая книги, а через несколько лет даже стал позволять ей гулять в своем саду и купаться в бассейне. Однажды они даже отправились на лыжную прогулку, но тогда сбежать девочка не смогла. Однако шанс ей все-таки в итоге предоставился.
Пылесос — орудие свободы
23 августа 2006 года Наташе снова было позволено покинуть подвал. Приклопиль приказал ей пропылесосить его автомобиль, но и сам находился неподалеку, присматривая за своей пленницей. Отвлек его телефонный звонок — Вольфганг отошел, чтобы шум от пылесоса не мешал разговору.
Наташа поняла, что это ее долгожданный шанс. Она оставила пылесос включенным, а сама бросилась бежать прочь — через соседские заборы и сады.
Девочка постучала в один из домов и попросила вызвать полицию, сказав перед этим лишь одну фразу: «Я — Наташа Кампуш».
Все это время пленницу, конечно, безуспешно искали, а версии выдвигались самые разные: от того, что девочка могла утонуть в пруду по дороге в школу, до того, что она стала жертвой банды, снимающей детскую порнографию. Наташу искали и в Австрии, и в Венгрии, но результатов это не принесло, и надежды на то, что она когда-нибудь будет найдена живой уже почти растаяли.
Ее появление стало настоящей сенсацией и сначала было даже трудно поверить, что это та самая девочка. В итоге личность Наташи подтвердили благодаря шраму на теле и тесту ДНК.
Полиция напрасно спешила к дому Приклопиля, чтобы задержать преступника. Поняв, что Наташа сбежала, а значит его раскроют, Вольфганг бросился под поезд у Северного вокзала в Вене.
Стокгольмский синдром
После освобождения Наташа тут же стала звездой, ее звали на ТВ, брали бесконечные интервью — всем было интересно знать, как она провели эти долгие и мучительные годы рядом с одержимым преступником.
Но вскоре многим стало казаться, что в плену Кампуш не так уж и мучилась. В прессе заговорили о стокгольмском синдроме девушки — якобы она прониклась симпатией и сочувствием к Приклопилю. Представители полиции говорили, что Кампуш безудержно плакала, когда узнала о смерти Вольфганга и даже ставила свечку в его память. Говоря о своей заточении, Наташа отмечала, что «избежала многих вещей: не начала курить или пить и не попала в плохую компанию».
Масла в огонь подливали и сообщения отдельных журналистов, которые писали о том, что мать Наташи плохо с ней обращалась в детстве и чуть ли не способствовала похищению дочери.
Вопросы у любопытствующей публики все копились, и в итоге в 2010 году Кампуш выпустила книгу «3096 дней» — именно столько она была в плену.
Жизнь после плена
Оказавшись на свободе, Наташа быстро стала медийной персоной. В 2008 году она получила собственное ток-шоу «Встречи Наташи Кампуш» (Natascha Kampusch trifft) на австрийском телевидении, но проект быстро закрыли.
Кампуш стала выпустила еще одну автобиографию к 10-летней годовщине освобождения, написала книгу о кибербулинге в соавторстве с Ники Узелак и стала дизайнеров украшений — дебютную коллекцию Fiore она выпустила в 2017 году. В 2022 году она выпустила еще одну книгу.
В 2013 году свою книгу выпустил и отец Наташи Людвиг Кох — в ней он усомнился, что ей действительно пришлось годами жить в подвальном застенке. Кампуш тогда заявила, что просто «потеряла дар речи», узнав об этом. Тем не менее, несмотря на слухи в прессе, отношений ни с отцом, ни с матерью девушка не прервала.
«Конечно, то, что я пережила, часто всплывает в моей голове. Я все еще прохожу терапию, это часть моей жизни», — признается сегодня Кампуш.
Однако несмотря на пережитое, по ее признанию, она «оптимистичный, позитивный человек» и начинает каждый день с улыбки.
Кампуш рассказывала, что в детстве она мечтала «иметь от четырех до семи детей», но давно распрощалась с этой мечтой. Наташа признавалась, что теперь боится заводить семью из-за пережитой психологической травмы и вряд ли когда-то выйдет замуж и родит детей.
Долгое время Кампуш боролась и с социофобией — она боялась выходить на улицу и ездит в общественном транспорте. И опасения Наташи были не напрасны — в австрийском обществе ее персона вызывала противоречивые реакции, и однажды на нее даже напали.
Но этот страх ей удалось преодолеть. Кампуш теперь мечтает о путешествиях.
«Сейчас только начинается этап, когда я действительно пытаюсь взять жизнь в свои руки и развиваться», — говорила она через 10 лет после освобождения.
Спустя годы, о своему похитителе она не вспоминает и не испытывает к нему ничего, кроме равнодушия. «Все это далеко позади», — говорит она.
Правда, один момент так и не дает Наташе покоя.
«Лучше бы он остался жив, чтобы ему пришлось оправдываться, а не мне», — признает Кампуш.