Моряк, который чуть не спас «Титаник»: удивительная история Чарльза Лайтоллера, выживавшего в самых жутких катастрофах

Людям нашего времени морской офицер Чарльз Лайтоллер стал известен в качестве прототипа харизматичного мистера Доусона из фильма Кристофера Нолана «Дюнкерк». Однако в середине XX века Лайтоллера называли «профессиональным героем», а череда его невероятных приключений началась на печально известном лайнере «Титаник».
Legion media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Британский офицер Лайтоллер на крошечном семейном судне действительно в 1940 году вывез с горящего пляжа 130 отчаявшихся солдат — при том, что яхта вмещала 20 человек. И берег, и воды Ла-Манша бомбили немецкие «Мессершмитты», но 66-летний морской волк прошел через ад и спас своих соотечественников. И это был далеко не первый раз, когда Чарльз смотрел смерти в лицо.

Единственный выживший на «Титанике» старший офицер

Чарльз Герберт Лайтоллер родился на севере Англии в 1874 году и рано стал сиротой — мать умерла, отец сбежал. У мальчишки в его положении выбор жизненного пути был не особенно богатый, но Чарльз не захотел в доки или на прядильную фабрику. Он стал юнгой и впервые вышел в море в 13 лет, а уже через год пережил свое первое кораблекрушение в Индийском океане, а вскоре чуть не умер от малярии.

К 21 году Лайтоллер был опытным моряком и получил сертификат первого помощника капитана — серьезное карьерное достижение. Парень обожал море, но приключения любил еще больше, поэтому успел и поучаствовать в золотой лихорадке в США, и освоить мастерство ковбоя, и оборванцем-безбилетником вернуться в Великобританию в надежде, что жизнь подкинет еще что-то интересное.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Читай также: Этот нелепый факт о съемках фильма «Титаник» тебя ужаснет

Так и вышло — Лайтоллера позвали вторым помощником на сенсационный «Титаник». Разумеется, он согласился — и работа, и само путешествие на этом корабле были мечтой любого человека по обе стороны Атлантики. 10 апреля 1912 года Лайтоллер в парадном мундире отплыл в составе команды из Саутгемптона и прекрасно справлялся со своими обязанностями. Целых четыре дня.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion media
Позже, во время разбирательства причин катастрофы, офицер заявил, что жизненно важное сообщение с встречного корабля «Масаба» о полевых льдах и айсбергах на пути, не было передано радистами на мостик 14 апреля.

Именно Чарльз был офицером последней четырехчасовой вахты перед столкновением. Он заявил, что, если бы сообщение было доставлено, он замедлил бы ход корабля и попросил разрешения у капитана поставить на прикол. В словах Лайтоллера не сомневались: такой опытный моряк не отмахнулся бы от подобной информации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Getty images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако в тот роковой вечер, сдав вахту в 22:00, офицер отправился отдохнуть. Он почти уснул, когда почувствовал сильный толчок. А вскоре в дверь каюты забарабанил матрос...

«Вид ледяной зеленой воды, ползущей вверх по лестнице, навсегда запечатлелся в моей памяти, — вспоминал позже Лайтоллер. — И вообще-то я не очень люблю джаз. Но в ту ночь был рад услышать его. Думаю, работа музыкантов очень помогла всем нам».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Getty images

Своему второму помощнику капитан «Титаника» Эдвард Джон Смит поручил организацию эвакуации женщин и детей на спасательных шлюпках с левого борта — их, напомним, было всего 20 на 3547 человек. Позже Чарльз был вынужден признать, что жестко отказывал мужчинам, хотя это было нелегко — кто-то был агрессивным, кто-то пытался купить себе место. Но у офицера был аргумент — пистолет. Лайтоллер не позволил миллионеру Джону Джейкобу Астору сесть в шлюпку рядом с женой. Астор стал одним из 1503 погибших в ту ночь человек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Без сомнения, решать, кому достанется шанс на спасение — тяжкий груз. Но именно Чарльз буквально затащил в шлюпку филантропку Молли Браун, прозванную впоследствии «непотопляемой Молли Браун». По непонятной причине эксцентричная защитница прав женщин не хотела занимать место на скамье.

Сам Лайтоллер отказался садиться в шлюпку. Когда спасательные плавсредства закончились, а вода практически полностью затопила палубу первого класса, офицер нырнул, и его засосало в вентиляционную шахту. Спасла Черльза невероятная случайность — взорвался паровой котел, и бесчувственного моряка буквально выбросило на поверхность вместе с фейерверком обломков. Там его подхватили другие спасшиеся пассажиры и помогли зацепиться за перевернутую шлюпку. Лайтоллер взял дело под контроль: по его команде державшиеся за борта люди равномерно распределились по периметру своего «снаряда спасения», чтобы у всех была примерно одинаковая площадь опоры, и перевес не дал воде затопить какой-то из краев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спустя примерно два часа окоченевших выживших спас лайнер «Карпатия». Чарльз Лайтроллер стал последним человеком, ступившим на его борт и оказался самым старшим офицером из команды «Титаника», пережившим крушение.

«Океаник», треснувший пополам, и другие истории

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на то, что репутация Лайтоллера по итогам расследования гибели «Титаника» оказалась незапятнанной, любая причастность к лайнеру превратилась в черную метку. И работу моряку предложили только в той же компании «Уайт Стар Лайн», что спускала «Титаник» на воду. В 1913 году Чарльз стал первым офицером на корабле «Океаник», с началом Первой мировой войны переоборудованном в крейсер. Увы, «Океаник» ждала незавидная судьба — в рейсе он сел на мель и разломился пополам, и Чарльзу Лайтоллеру (уже привычно поднятому среди ночи) пришлось организовывать спасение экипажа в новой катастрофе.

Однако на покой это офицера не отправило — он наконец стал капитаном. Торпедная лодка под его командованием сбила немецкий «цеппелин», за что Лайтроллера наградили. Он успел также покомандовать эсминцем, который после успешного тарана подлодки UB-110 повредил нос и возвращался в порт, отмахав 100 миль задним ходом — такое могло произойти только с Чарли! Он получил еще одну военную награду за этот экстравагантный подвиг.
Getty images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По окончании войны Лайтоллер вернулся в «Уайт Стар Лайн», но там его не особенно ждали и вынудили уйти в отставку. Офицер не стал спорить — он занялся разведением цыплят и купил себе яхту «Сандауэр», на которой ходил в море вместе с сыном. Именно «Сандауэр» откликнулся на зов в Дюнкерке...

Как погиб «человек-приключение»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Увы, Чарльз Лайтоллер не смог водить смерть за нос вечно. В декабре 1972 года он погиб во время «великого смога» в Лондоне — ему было 78 лет. К тому моменту он окончательно закрыл «эру приключений» и руководил верфью на Темзе, которая, помимо прочего, делала катера для английской речной полиции. Чарльз всю жизнь прожил с одной женщиной: Сильвия Холи-Уилсон родила ему пятерых детей. Двое сыновей четы погибли во Второй мировой войне... А потомки никогда не интересовались обломками «Титаника».

За что мы можем благодарить Чарльза Лайтоллера

Getty images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свидетельства Чарльза Лайтоллера, изложенные во время долгого и сложного разбирательства в причинах катастрофы, оказались поистине бесценными для разработки стандартов безопасности на воде. И именно благодаря им с 1912 года количество спасательных шлюпок рассчитывается не по тоннажу корабля, а по числу пассажиров. Кроме того, именно Лайтоллер додумался до такой простой вещи, как постоянный радиообмен информацией о погодных условиях между суднами, находящимися в одном и том же географическом участке.

​​​​​​​​​​​​