Госпожа Тофана: как «королева ядов» из Средневековья создала неуловимую отраву, погубившую 600 мужчин

Если ты хорошо помнишь роман Булгакова «Мастер и Маргарита», то эта фамилия тебе знакома — госпожа Тофана была одной из гостий фантасмагорического бала Воланда, собравшего самых страшных грешников и злодеев. Синьора с таким именем на самом деле жила в Италии в 16-17 веке, да не одна! Тофана — имя целой династии отравительниц.
Госпожа Тофана: как «королева ядов» из Средневековья  создала неуловимую отраву, погубившую 600 мужчин

Конечно же, сегодня, пять веков спустя, нам остается довольствоваться разрозненной информацией, однако общую логику и последовательность событий проследить вполне возможно, чтобы ужаснуться цинизму этих женщин и подивиться их дерзости.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Предполагают, что родоначальницей всех Тофан (если использовать это имя как собирательное) стала Туфания из Палермо, первой открывшая косметическую лавку с секретом. Под видом белил и пудры в изящных футлярах она продавала средство с добавлением мышьяка. На свою беду, Туфания промышляла также колдовством, и в конце 16 века ее сожгли как ведьму.

Теофания ди Адамо, внучка или правнучка Туфании из Палермо, стала самой известной представительницей династии — записи о ней относятся ко второй половине 17 века. Тут есть некоторая путаница — считается, что у Теофании было две дочери, Джеронима Спера и Джулия Тофана.

Согласно одним источникам, Джеронима была брошена в застенок вместе с матерью, а Джулия спаслась и продолжила дело матери. Согласно другим — Джулия Тофана и Теофания ди Адамо это одно и то же лицо. Давай называть нашу героиню Джулией — тем более, что важна сама история, а преемственность отходит в ней на второй план.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
История помнит преступления синьоры Тофаны, но не сохранила ее точного имени
История помнит преступления синьоры Тофаны, но не сохранила ее точного имени

Итак, в середине 17 века вдова Джулия Тофана переехала из Неаполя в Рим и открыла косметическую лавку. Она продавала искусно сделанные снадобья для красоты в изящных флаконах и футлярах, однако слава о ней разнеслась не благодаря косметике.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Джулию называли «спасительницей женщин» — она продавала волшебный состав под названием «аква Тофана». На флакончике был изображен церковный чудотворец, поэтому смесь также называли «манной Святого Николая». Официально считалось, что это духи. Но во флакончиках был яд — бесцветный, безвкусный, необнаруживаемый и смертоносный.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Точный секрет состава «аквы Тофана» не разгадан до сих пор (известно только, что там была беладонна и мышьяк), а вот эффект ее был описан в исторических хрониках: подвергшийся отравлению начинал медленно угасать.

Так выглядет флакон фирменного зелья «аква Тофана»
Так выглядет флакон фирменного зелья «аква Тофана»

От кого же Джулия спасала женщин? От их мужей, конечно. Семейная жизнь становилась проклятием для большинства из них — знатных итальянок (а именно они могли позволить себе «манну Святого Николая») их семьи воспринимали как товар. Девушек выдавали замуж исключительно по расчету, и муж относился к ним соответственно — как к инкубатору для наследников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выйдя из детородного возраста и утратив свежесть юности, женщина превращалась в обузу, ее жизнь была полна унижений и лишений, несмотря на богатство супруга. В этой ситуации вдовство было настоящим благословением — итальянка оказывалась наследницей имени и состояния, и все у нее менялось к лучшему, как только муж оказывался в могиле.

Приблизить этот момент и предлагала Джулия Тофана. Слава о ней разнеслась очень быстро. Что самое интересное, это серьезно поменяло расстановку сил: римлянки, не находившие в себе храбрости плеснуть в суп благоверному «аква Тофана», покупали узнаваемый флакон и держали его на туалетном столике в качестве memento mori для мужа. Доказать ничего нельзя — подумаешь, флакон из косметического магазина — но эффект очень действенный.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако острасткой дело, конечно же, не обошлось. «Вечный город» захлестнула медленно, но неумолимо разворачивающаяся эпидемия отравлений. Вельможи умирали, а их жены, освободившись от брачного гнета, начинали счастливую свободную жизнь. Они благодарили госпожу Тофану и рекомендовали сестрам и подругам заглянуть к ней за водичкой...


Первая доза вызывала слабость и истощение. Вторая доза вызвала такие симптомы, как боли в животе, сильная жажда, рвота и дизентерия. Однако постепенный упадок сил давал жертве возможность привести свои дела в порядок, что обычно означало, что после его смерти вдова и дети останутся в шоколаде. Идеальное преступление!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сохранилось несколько женских портретов, которые предположительно являются изображениями «королевы ядов»
Сохранилось несколько женских портретов, которые предположительно являются изображениями «королевы ядов»

Джулия Тофана стала богатой, известной и влиятельной женщиной, которая пользовалась покровительством на самом высшем уровне: ей благоволили римские церковники, отлично представлявшие, какую ценность для успеха интриг имеет хороший яд. Возможно, великая отравительница могла бы спокойно прожить жизнь, оставив наследникам свое огромное состояние и поваренную книгу, если бы у одной из ее клиенток нервы оказались покрепче.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Женщина, купившая «аква Тофана» и налившая в кушанье мужа первую дозу, внезапно одумалась и упала в ноги супругу с мольбой не прикасаться к обеду. Она призналась, что хотела отравить его, и купила яд у Джулии Тофаны. Разгневанный муж решил пойти до конца и добился ареста, расследования и суда. Связи не помогли синьоре Тофане — когда она попыталась скрыться в монастыре, разнесся слух, что «королева ядов» собирается вылить «акву Тофана» в городской водопровод и отравить весь Рим. Джулию выдали инквизиции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Она перенесла пытки, включающие жуткий «испанский сапожок» (видимо, поэтому у Булгакова мадам Тофана появляется на балу в странной деревянной обуви) и созналась в том, что продала яд в общей сложности 600 женщинам, которые с успехом сжили со свету своих мужей. Вдобавок Джулия призналась, что отравила собственного мужа, нескольких аристократов и Папу Римского Климента XVI. Отравительницу казнили, и вместе с ней лишились жизни несколько помощниц.

Понятно, что показания, данные под пытками, могут оказаться не вполне информативными. Однако в историю госпожа Тофана попала как самая массовая отравительница, преступления которой оказались выдающимися даже для такого темного и жестокого периода, как Средневековье.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Соблазнительная вдова Тофана получала доступ к самым богатым и влиятельным мужчинам
Соблазнительная вдова Тофана получала доступ к самым богатым и влиятельным мужчинам

А «аква Тофана» с тех пор стала метафорой для действенного яда, обнаружить который невозможно. Его призрак еще долго бродил по Европе — запас «аквы Тофана» наводил ужас на мнительных особ. Например, Моцарт считал, что его отравили именно «манной Святого Николая». Алхимики пытались воспроизвести оригинальный состав снадобья Джулии — но никто не преуспел. Что, конечно же, только к лучшему!