Лучше молчи: Екатерина Попова о том, что не нужно говорить женщинам

Часто мы совершенно не задумываемся о том, что говорим друг другу и что говорят нам. Но на самом деле эти фразы токсичны. Они нас травмируют. Не надо так!
Лучше молчи: Екатерина Попова о том, что не нужно говорить женщинам
GettyImages

Одна моя знакомая, работающая в дорогом свадебном салоне, выкладывает на своей странице фото с тегом #свадебныйтреш – снимки обычных праздников, которые устраивают в честь бракосочетания девять из десяти женщин в нашей стране. Это те самые свадьбы из фильма Жоры Крыжовникова «Горько», которые отмечают в столовых и хрущовках, с невестами в платьях стиля «самоварная баба», женихами в костюмах с искрой, с глупыми и пошлыми конкурсами по поеданию девушками бананов, которые мужчины зажимают между ног. Некоторые друзья даже грозятся авторку подборок свадебного трэша отфрендить, чтобы не видеть этого «непотребства».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я ничего не имею против треша. У меня у самой его три альбома – на фоне ковра, с губами то уточкой, то куриной гузкой, с призывным взглядом волчицы и в нелепых позах. Они мне нравились, когда я их только делала, нравятся и сейчас. Двадцать лет назад они казались мне красивыми и стильными. Теперь я с теплой грустью вспоминаю свою тогдашнюю наивность, полное отсутствие вкуса и радуюсь его появлению. В общем, сам #свадебныйтреш меня не расстраивает. А вот комментарии к нему...

Если вдруг на фото невеста полная, то обязательно кто-нибудь напишет, что «она его сожрет» или «этой ночью она его задавит». Если жених младше, то обязательно будут говорить, что «его заставили» или «это свадьба или усыновление?». Это совершенно не удивляло бы, если бы происходило на портале «Фишки.нет», но видеть это на Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), где аудитория все же иная и где многие активно высказываются против шейминга, эйджизма и лукизма, очень печально. Особенно когда это делают другие женщины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проблема в том, что очень часто женщины не понимают, что сидеть на двух стульях, стоящих в разных углах комнаты, не получится. Мы все хотим, чтобы нас не объективировали и не судили по внешности. Мы хотим, чтобы жизнь в сорок лет только начиналась – можно было выбирать, требовать ли от собственных детей внуков, самой выходить замуж, получать третье высшее образование, ударяться в дауншифтинг в Таиланде или заниматься всем этим сразу. Но мы не понимаем, что само по себе это не произойдет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стереотипы про никому не нужных «разведенок с прицепом» и «бабий век» не умрут, пока мы будем их поддерживать, не замечая, как от высмеивания дурного вкуса и пошлости переходим к насмешкам за неконвенционную внешность или несоответствующее возрасту поведение. Не будет никакого мира, где никто не худеет, если это не является прямым медицинским показанием; не красит волосы, не вкалывает ботокс и не ложится под нож, чтобы выглядеть моложе своего возраста; не отказывается заводить детей, потому что после их появления тело необратимо меняется, показывая, что женщина теперь – мать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я не призываю прямо сейчас бескомпромиссно сжечь абонемент в спортзал и выбросить антивозрастные кремы — это для самых пламенных революционерок или для женщин, которые точно знают, что их любят вне зависимости от возраста и веса, а на мнение окружающих уже давно положили крепежные изделия М-140 и М-150, выполненные по ГОСТ 10602-94. Но кое-что для скорейшей смерти токсичных стереотипов сделать совсем не сложно.

Во-первых, перестать высмеивать внешность других женщин.

Вообще.

Совсем.

То есть абсолютно.

Включая знаменитостей.

Лолита вышла на сцену в обтягивающем прозрачном комбинезоне? Что ж, довольно неожиданно. Маша, которая носит 60-й размер, выходит замуж за Петю, который носит 44-й? Совет им да любовь. В конце концов, это личное дело каждой женщины, как она выглядит, сколько ей лет и есть ли визуальная корреляция между ее возрастом и внешним видом. И знаете, если вы представили, как отказываетесь от обсуждения чужой внешности, и почувствовали себя неуютно – что-то не так не с Машей и Лолитой, а с вами. В мире есть миллионы других тем для разговора – очень странно, что существенной и важной для вас являются чьи-то морщины или складки и именно при виде Лолиты и Маши ваша рука неудержимо тянется к клавиатуре, потому что нет никаких сил отказаться от шутки про «тренера я тоже съел».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во-вторых, хвалить осторожнее. Это очень тонкий и очень важный момент. Всякий раз, когда вы говорите кому-то: «Молодец, как ты похудела!» — вы транслируете простую мысль: худеть – хорошо и правильно. Вы сводите ценность человека к его весу, вы вносите вклад в оказываемое на женщин давление, из-за которого миллионы страдают расстройствами пищевого поведения, а некоторые и умирают. Да, вы не хотели ничего дурного, вы хотели сделать приятное, но благими намерениями, как известно, выстлан путь в ад. Это же касается комплиментов на тему возраста – когда вы восхищаетесь тем, что кто-то выглядит молодо, вы поддерживаете мнение, что выглядеть на свой возраст и стареть – это плохо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В-третьих, не молчите, когда других людей высмеивают за то, как они выглядят. Скажите, что это не смешно и что неумение шутить без упоминания чужой внешности – это как раз свидетельство полного отсутствия чувства юмора, а не пропуск на пароход к Регине Дубовицкой. Никто не шутит сам для себя, важна реакция окружающих. Если человек, издевающийся над кем-то, будет знать, что в ответ он получит лишь одно «Лол!» и десять «А где смеяться?» — вряд ли он захочет повторять. Дофамин, как известно, вырабатывается, только когда действие привело к желаемому результату.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разумеется, когда вы скажете, что чужая внешность – это не повод для шуток, то в ответ услышите, что для настоящего мастера смеха никаких ограничений и запретных тем не существует, а вы со своим призывом думать о чувствах других людей – жалкое толерантное ничтожество. Вот тут вам как раз пригодится ваш первый болт, потому что прямо здесь и сейчас появилось самое подходящее место, куда его можно положить – мнение о вас человека, который считает нормальным развлекаться за счет других. Начните с М-90.

Все эти нехитрые шаги, которые сводятся к тому, что иногда надо промолчать, иногда – говорить осторожно, а иногда есть место резкости и непримиримости, позволят приблизить «пору чудесную», когда никого не волнует, как мы выглядим. Может быть, мы даже успеем это время застать. Я бы не пренебрегала такой возможностью. Кто знает, может, став старушкой, вы захотите покраситься в синий цвет, сделать татуировку или выйти замуж за какого-нибудь пятидесятилетнего малолетку. Гораздо приятнее будет делать это, зная, что вряд ли наткнешься на свои фотографии в каком-нибудь паблике с трешем. А если и наткнешься, то комментарии будут исключительно с одобрением неожиданных решений и пожеланиями совета да любви.