Картина Крамского, которая губила девушек: история мистического полотна «Русалки»
Говорят, в этом виноват Гоголь — из под кисти художников, которые вдохновлялись его творчеством, всегда появлялось что-то странное и нередко опасное.
«Майская ночь»
Повесть Николая Гоголя «Майская ночь» входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Пугающей ее не назовешь, и всё кончается хорошо — в обмен на помощь русалка устраивает молодому казаку Левко брак с девушкой Ганной, которую не хотел видеть своей снохой отец парня.
Но, конечно же, Крамской не собирался воссоздавать на своем полотне веселую свадьбу. Художника привлек совсем другой эпизод — танец русалок-утопленниц лунной ночью рядом с заброшенным домом погибшей панночки, которую сжила со свету жестокая мачеха.
Больше всего Крамской хотел «поймать луну» — передать мрачную и пугающую атмосферу ночи, описанной Гоголем. «Трудная штука луна... Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло...» — писал Иван в своем дневнике.
На картине Крамской изобразил берег реки, на котором собрались русалки. Все девушки юны и прекрасны, но лицо каждой не по возрасту серьезно, сосредоточенно и печально. Одна из утопленниц смотрит прямо на тех, кто стоит напротив полотна — и взгляд ее глаз, едва видных под мокрыми прядями, может испугать даже самого хладнокровного человека.
Странные происшествия
Ценителям искусства работа Крамского понравилась: критики писали, что «Русалки» — настоящий глоток свежего воздуха после «серых крестьян, неуклюжих деревенских баб и пьяных чиновников». А вот служителям, работавшим на выставке, картина доставляла немало хлопот — полотна, висевшие по соседству с ней, постоянно падали.
После презентации «Русалок» для своей коллекции приобрел Павел Михайлович Третьяков — и мистика вместе с картиной перебралась в его галерею. Сторожа рассказывали, что по ночам слышат пение и чувствуют прохладу и запах воды. Сам Третьяков, который ни во что сверхъестественное не верил, начал замечать, что очень устает, простояв возле «Русалок» даже пять минут.
На то же самое жаловались посетители: мол, смотреть на полотно долго невозможно — потом еле ходишь. По городу поползли слухи, что девушки, которые любовались «Русалками», сходят с ума, а одна даже утопилась в Яузе. Тогда-то помощница мецената и предложила перевесить картину: женщина предположила, что «Русалки» безобразничают, потому что им неприятно находиться на солнце
Удивительно, но совет помог: как только полотно разместили в самом темном углу хуже всего освещенной комнаты, все «спецэффекты» закончились. С тех пор смотреть на картину можно без всяких опасений — теперь работа Крамского, до сих пор находящаяся в Третьяковской галерее, ведет себя прилично.