Каких девушек брали в стюардессы во времена СССР — и почему отказывали манекенщицам
Интересный факт: первые советские стюардессы на самом деле стюардессами не считались. В законодательстве не существовало такой должности — поэтому, если верить сохранившимся сведениям, их записывали то как буфетчиц, то как кладовщиц. Однако со временем всё изменилось: и многие девушки мечтали получить работу в авиации.
В первую очередь всех манили высокие зарплаты бортпроводниц — 200-240 рублей. Зачастую на «земле» столько получали только офицеры! К тому же стюардессам был положен длительный отпуск — более 70 дней в году.
Изначально на должность стюардесс рассматривали исключительно миниатюрных девушек: ростом не выше 162 сантиметров и весом до 52 кг. Со временем требования стали более свободными — но раньше в работе на борту отказывали даже красавицам модельной внешности.
Кстати, о красоте. Официально такого требования при отборе не существовало, но оно всё-таки подразумевалось. Помимо располагающей внешности от будущих стюардесс ждали приятного голоса без дефектов и обходительных манер.
В Советском союзе стюардессой можно было стать уже в 19 лет. А вот если возраст приближался к 30, была вероятность столкнуться с отказом — в том числе и потому, что у юных и работоспособность выше, и здоровье крепче. Кстати, какое-то время существовал запрет на трудоустройство замужних гражданок — но его довольно быстро отменили.
Здоровье, возраст и внешность — важные, но не основные критерии отбора. Уделялось особое внимание образованию. Куда больше шансов устроиться было у девушки с психологическим или медицинским дипломом, даже если речь шла о среднем образовании. Считалось, что у таких кандидаток выше стрессоустойчивость, и они смогут предпринять правильные действия в экстренных ситуациях.
В идеале будущая стюардесса должна была хорошо говорить на иностранном языке — хотя большинство девушек обучались этому уже во время профессиональной подготовки.
Если кандидатура девушки чем-то не устраивала работников парткома, все усилия по трудоустройству оказывались напрасными. Ну а счастливицы, прошедшие собеседование, получали распределение в Министерство гражданской авиации в СССР — и начинали свой сложный, но увлекательный карьерный путь.