Как увеличить рождаемость: женский взгляд

Мужчины любят рассуждать, как можно повысить рождаемость в России, а вот женщины редко высказываются на данную тему. Наша колумнистка Екатерина Попова исправляет эту оплошность и предлагает женскую концепцию вывода страны из демографического кризиса.
Как увеличить рождаемость: женский взгляд
Shutterstock, Getty images

Вы заметили, что наиболее яростные бойцы с демографическим кризисом — это мужчины? Именно они уверены, что лучше всех знают, как мотивировать матерей, хотя обычно предложения, выдвигаемые «сильным полом», такие, что поневоле думаешь: пожалуй, рыбы больше разбираются в устройстве велосипеда, чем мужчины — в беременности и родительстве.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Например, протоирей Смирнов когда-то в обмен на «10 лет и полномочия» обещал увеличить рождаемость в России на несколько миллионов человек. С учётом предыдущего заявления Смирнова, что лучше «семилеточку научить обходиться с ребёнком, а не читать и писать», примерно можно представить, какой мир нас ждёт: Галаад, только с Масленицей и Пасхой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Или, скажем, мужские движения: активисты уверены, что первым делом нужно отменить алименты. Даже законопроект сочинили и петицию составили: алиментная практика-де в нынешнем «варварском виде» плохо влияет на демографию страны и климат внутри семьи, а с её уничтожением сразу всё наладится — снизится число разводов, будет рождаться больше детей, а чиновники, занятые сейчас выбиванием выплат из нерадивых папаш, займутся чем-нибудь полезным. Может, посадят яблони на Марсе.

А вот, например, идея от директора Института национальных кризисов Николая Сорокина. Он предлагает ввести должность «государственной матери», построить закрытые поселения из трёх зон (жилой, родильной и учебно-воспитательной) и отправить туда тщательно отобранных «по здоровью, биографии, отсутствию вредных привычек» женщин рожать и воспитывать детей — хотя бы по семь, но лучше по десять. При хорошей зарплате и социалке, считает Сорокин, очередь будет, «как в 60-е годы в отряд космонавтов». Впрочем, если учитывать, что первых космонавтов выбирали из трёх с половиной тысяч кандидатов, возможно, Сорокин и прав.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Женщины, читая такие предложения, часто смеются — иногда нервно. Родить десяток детей в закрытом городке? Бежим — волосы назад! Прямо рекорды по лёгкой атлетике бьём, вспоминая, как обстоит дело у государства с выполнением взятых на себя обязательств, например перед многодетными семьями. Нет, правда бежим — просто в другую сторону, подальше от котлована, на месте которого предстоит вырасти всем трём — жилому, родильному и учебно-воспитательному — корпусам.

Вместо школы поручить заботам дочери новорожденного братика? Мужчины, вы живых семилетних девочек видели? Или представляете их только по рассказам из псевдославянских пабликов «128 домашних дел, которые осваивали девочки к шести годам 100 лет назад на Руси»? Да мы и котят-то по просьбе детей домой приносим, хорошо понимая, что в итоге чистить лоток нам же, — какие уж тут младенцы. Тут не каждого сорокалетнего мальчика с его собственным чадом оставишь без бабок-нянек на пару дней, а вы предлагаете одного ребёнка другому доверить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свои же планы по преодолению демографического кризиса и выведению индекса рождаемости на новые высоты из старых ям женщины на суд общественности выносят редко. И это большая ошибка! Ведь мы знаем о своей мотивации гораздо, гораздо больше, чем все протоиереи и директора институтов страны, вместе взятые, поэтому сегодня мы хотим рассказать об одном очень простом способе, который очевиден, но почему-то не пришёл в голову ни одному мужчине.

Это обязательный мужской декрет.

Не совсем декрет, конечно: юридически правильнее говорить об обязательном для мужчин отпуске по уходу за ребёнком. Схему можно оставить старую: полтора оплаченных года, столько же — просто с пособиями и сохранением рабочего места. Ещё одна существенная деталь: обязанность посвятить три года сыну или дочке должна наступать независимо от того, состоят ли родители в браке. Как только подобный закон появится, это не только положительно скажется на рождаемости, но и решит попутно десяток других проблем, с которыми сейчас безуспешно борется государство и активисты различных движений.

Начнём с того, что на радость протоиерею, пролайферам и прочим неравнодушным налогоплательщикам, которые готовы перечислять свои деньги только на одобряемые ими цели, сократится число абортов и ЗППП. Те мужчины, которые вчера утверждали, что не желают наслаждаться ароматами цветов в противогазе, а «чистеньких» девушек умеют определять на глаз, начнут с энтузиазмом скупать презервативы, всегда носить их с собой и охотно надевать. Некоторые особо нервные даже будут делать это заранее: а вдруг подлая баба во время предварительных ласк незаметно вытащит из кармана и проколет, чтобы завести ребёнка? Ей хорошо, будет тетёшкать маленького, заскочив в гости на выходные, а мне три года дома сидеть!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вырастет и рождаемость. Протоиерейские миллионы, конечно, не обещаем, но эффект будет. Да, девять месяцев беременности, токсикозы, отёки, осложнения и хамящие врачи в роддомах всё ещё останутся за нами, зато женщины точно будут знать: потом не надо ещё три года сидеть дома, теряя квалификацию и ценность для работодателей и увязая в мультиках про Лунтика и статьях «Топ-10 способов приучить ребёнка к горшку». И уж точно не придётся гадать, останется муж таким же любящим и заботливым или перейдёт в режим «Царь во дворца, царь во дворца!»: я, мол, тут всех кормлю, так что извольте уважать, преклоняться и угождать, а то ведь могу и лишить довольствия.

А уж каких отцов мы получим! Никаких тебе вечерних папаш, которые готовы разве что часик подержать младенца на руках после работы — если тот, конечно, обещает не обкакаться и поддерживать интересный разговор. Это будут настоящие родители: всё знающие и умеющие, связанные со своими детьми не общей фамилией, а эмоциональной связью толще корабельного каната. Да и качество мужей вырастет стремительным домкратом: исчезнут великовозрастные мальчики, хнычущие, что мама-жена теперь любит только малыша, зато появятся взрослые мужи, не понаслышке знающие, сколько времени и сил требует младенец и как мало их остаётся на всё остальное.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И с алиментами, глядишь, станет получше. Долг в 150 миллиардов, конечно, вряд ли рассосётся, но хоть расти перестанет (ведь буквально год назад было 100!). Одно дело, когда муж широким жестом кидает на стол свою среднестатистическую российскую зарплату в 40 тысяч рублей и потом все три года декретного отпуска жены удивляется: как так, где разносолы и отпуск в Турции, раньше же хватало? Другое дело, когда он три года на эти самые 40 тысяч плюс пособия ведёт хозяйство и понимает, что ребёнку нужны не только капусточка с сосисочкой и схема «одна куртка на пять лет» работает только со взрослым человеком, который не меняет свои размеры через день. Да и связь с ребёнком, которая сложится за три года, не позволит считать, что после развода он такой же бывший, как жена, — не всем, конечно, но большинству.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А ещё можно будет спокойно наблюдать, как хоронят в Госдуме закон о равенстве в трудовых отношениях — женщинам он теперь не понадобится. Больше ни одна из нас не услышит: «Вы нам не подходите, слишком уж молодая, наверняка сразу родите — и ищи вам потом замену на декрет!» Уйдут в прошлое дискриминация женщин на рынке труда и утверждения, что «прекрасный пол» не создан для карьеры и девушкам больше всего интересна семья: спят и видят, как бы вместо того, чтобы занять новую должность, домой бежать борщ готовить и уроки с ребёнком делать. Одинаково недоверчиво будут относиться ко всем «детным»: поди, разберись, кто в семье чаще будет брать больничный, если отпрыски подцепят ангину. Не будет больше перекосов в сторону больших мужских зарплат за ту же работу под девизом: «Мужику больше денег надо, ему же семью кормить!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Со всех сторон получается: обязательный декрет для отцов — отличная идея. Почему же никому из представителей «сильного пола» она не пришла в голову? Это легко понять, если присмотреться внимательнее к мужским предложениям. У них всех есть одна общая черта: женщинам предлагается разобраться с демографическим кризисом как-нибудь самим. Пусть они рожают где-нибудь подальше от нас — в специальных детских городках. Или растят детей без наших денег, а то эти противные алименты мешают нам заводить новые семьи. Нет, мы не хотим никого воспитывать — пусть этим озаботится кто-нибудь ещё, вот, например, семилетние девочки.

Вот только так это не работает. И вместо того, чтобы писать петиции и расчерчивать планы родильных зон, надо честно взять на себя половину забот о детях. Тратить на них столько же времени, сколько и мы. Нести те же потери после их появления. Принимать на себя ответственность, а не изображать «мухожуков», обнаружив, что жизнь с рождением ребёнка кардинально меняется. И именно этим, а не петициями, можно действительно помочь: даже если не спасёте всю страну, определенно сделаете одну конкретную — вашу! — семью благополучнее.