Как девушке возглавить креативное агентство и не сойти с ума?

Что приходит на ум, когда мы слышим словосочетание «креативный директор»? Можно поспорить, что большинство представит аккуратного хипстера средних лет – и это в целом близко к истине. Несмотря на высокую вовлеченность женщин в работу креативных агентств, девушек – креативных директоров можно пересчитать по пальцам.
Как девушке возглавить креативное агентство и не сойти с ума?

Но ситуация меняется. И убедиться в этом можно, посетив фестиваль креативных индустрий G8, который пройдет при информационной поддержке медиахолдинга Independent Media 9–10 сентября в Москве в Культурном центре ЗИЛ. На G8 строго следят за соблюдением гендерного баланса: в жюри равное количество мужчин и женщин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сложно ли стать креативным директором? С какими сложностями и стереотипами приходится сталкиваться при построении карьеры? Какими качествами нужно обладать, чтобы занять достойное место в индустрии? На эти и другие непростые вопросы отвечают успешные девушки – креативные и арт-директора и по совместительству участницы фестиваля креативных индустрий G8. Все они прошли сложный карьерный путь и с нуля сделали себе имя – у них действительно стоит поучиться.

Участницы рассказали, как начиналась их карьера, как удалось отстоять свое место в индустрии и с какими предрассудками им пришлось столкнуться на этом тернистом пути.

На вопросы отвечали:

Наташа Климчук – соосновательница проекта Bang! Bang! Education и соавтор фильма «100 лет дизайна». Помимо прочего Наташа провела онлайн-фестиваль социальной ответственности и фестиваль продуктового дизайна, поднимающий проблему гендерного равенства в индустрии.

Анна Борхес – журналистка, маркетолог, соосновательница и редакционный директор портала Design Mate, основательница агентства для продвижения дизайнеров и дизайн-брендов Design Mate Agency.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Анна Борхес
Анна Борхес
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лена Аникеева — арт-директор и основательница студии графического дизайна Pixies. Лена также является участницей Московского Ladies, Wine & Design – международного сообщества девушек-дизайнеров, цель которого – объединить девушек в креативных индустриях. Креативных директоров-женщин мало. LW&D хочет это исправить через менторов, обзоры портфолио, беседы и дизайнерские митапы.

Ира Кошелева – соосновательница и арт-директор Tuman Studio. Ира также преподает в Британской школе дизайна, работает с культурными проектами и крупными брендами, такими как Coca Cola, «Яндекс», Теле2.


Как начинающей креативщице отстоять свое место в индустрии?

Наташа Климчук, Bang Bang: Нужно действовать как должно, даже если страшно. Иногда – особенно если страшно. В манифесте школы дизайна Bang Bang Education, которой я руковожу, есть фраза «Страх – это знак, куда идти, чтобы стать сильнее».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Анна Борхес, Design Mate: Ничего не бояться и ничего не избегать.

Ира Кошелева, Tuman studio: Бояться вообще ничего не нужно, а вот избегать работы с проектами или людьми, которые привносят постоянный стресс и тревожность, – это маст.

Ирина Кошелева
Ирина Кошелева

Самые важные качества, на мой взгляд, это увлеченность и усердие, ну и умение вести диалог, а остальное придет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Приходилось ли вам сталкиваться со стереотипами о девушках в креативе? В управлении агентством? Если да, то с какими? Как вы их преодолевали?

Наташа Климчук, Bang Bang: Конечно. Когда мы с Олей Морозовой открыли онлайн-школу, несколько раз на встречах у нас переспрашивали, нет ли мужчины-руководителя, просили его позвать, думали, что мы шутим.

Анна Борхес, Design Mate: У меня, к сожалению или к счастью, фильтр на сексизм – я его в свою сторону не замечаю (а может быть, его правда нет). Не общаюсь и не работаю с людьми, которые стереотипно относятся к девушкам.

Какие качества помогают в управлении креативной командой?

Ира Кошелева, Tuman studio: Мне кажется, главное, чтобы вокруг были единомышленники и все верили в общее дело. Тогда не приходится никого пушить, достаточно направлять и мотивировать. Ну а качества – желание и способность принимать решения. Даже если они не всегда правильные. Иногда нужно просто сделать шаг, который кажется верным, или пойти на риск.

Наташа Климчук, Bang Bang: Честность, упрямство, доверие, последовательность, ответственность, память, насмотренность, любовь к красоте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Наталья Климчук
Наталья Климчук



Лена Аникеева, Pixies: Важна эмпатичность, которая хорошо развита у женщин. Иногда приходится считывать, что хочет клиент.

Анна Борхес, Design Mate: Эмпатия и искренний интерес вместе развиваться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какой совет вы бы дали себе в начале карьеры?

Лена Аникеева, Pixies: Всегда продолжать делать что-то руками. В определенные периоды приходилось переключаться исключительно на работу арт-директора, когда ты смотришь на концепцию и говоришь, как дальше ее развивать. Но по-настоящему счастливой я чувствую себя тогда, когда сама что-то рисую.

Ира Кошелева, Tuman studio: Ничего не бояться, экспериментировать, больше стараться, верить.

Наташа Климчук, Bang Bang: Быть смелее.

Анна Борхес, Design Mate: Поменьше слушать других людей. Был период, когда мне все подряд советовали, как управлять моим продуктом. Я честно пыталась прислушиваться, но сейчас могу смело сказать, что все советы были фиговые и я зря тратила время и сомневалась в себе. До сих пор учусь опять доверять своему собственному голосу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Равняетесь ли вы на кого-либо и почему?

Наташа Климчук, Bang Bang: Мы с Олей равняемся на совесть и внутреннее чутье друг друга.

Анна Борхес, Design Mate: Нет. Больной для меня вопрос, потому что я не умею восхищаться незнакомыми людьми, а если начинаю восхищаться знакомыми (как правило, новыми) – я ими восхищаюсь чрезмерно, в превосходной степени. И это неизбежно ведет к разочарованию. Предпочитаю легонечко симпатизировать и делать то, к чему душа лежит, а не равняться и не соответствовать.

Лена Аникеева, Pixies: Раньше мне нравилось сравнивать себя с Джессикой Уолш. Сейчас у меня нет кумиров и идолов – я стараюсь искать опору внутри себя, в этом помогают коучинг, психотерапия, менторство. В целом это странная затея – иметь идола или кумира, потому что пытаться быть на кого-то похожим – это всегда быть китайской копией. А те люди, которые, на мой взгляд, достигли какого-то успеха, старались оставаться собой, что бы ни происходило.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Елена Аникеева
Елена Аникеева

Сейчас ситуация улучшается, и вопрос гендерного баланса в креативной индустрии больше не так остр. Но тем не менее девушкам, претендующим на руководящие позиции, придется сталкиваться со стереотипами и непониманием со стороны клиентов или коллег.

G8 дает возможность каждому, независимо от пола и возраста, ярко заявить о себе, своем проекте, найти новых клиентов и получить выход на российский рынок.

Подводя итог, вот несколько «заповедей» начинающей креативщицы, следуя которым, можно облегчить свой профессиональный путь:

  • Иди на страх.
  • Будь смелее.
  • Развивай эмпатию.
  • Не пытайся подражать кому-то.