Эффект постороннего: 38 человек наблюдали за убийством девушки и не вмешались

Китти Дженовезе было всего 29 лет. Она жила в Нью-Йорке, работала в баре и вряд ли предполагала, что ее фамилия когда-нибудь войдет в учебники по психологии. В честь нее назвали «эффект Дженовезе» — полное равнодушие зевак во время, когда происходит чрезвычайная ситуация.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Китти Дженовезе родилась в итальяно-американской семье в Нью-Йорке, в Бруклине в 1935 году. Район, где жила ее семья, населяли преимущественно семьи ирландцев и итальянцев. Западный Бруклин считался не самым безопасным местом, и как-то раз, когда мать Китти стала свидетельницей убийства, произошедшего прямо на улице, она решила переехать. Китти переехать не могла — ей было 19, она недавно закончила среднюю школу и уже собиралась выйти замуж. Поэтому, когда родители перебрались в штат Коннектикут, она осталась в Бруклине с бабушкой и дедушкой. Брак продлился совсем не долго, но Китти все равно видела в Нью-Йорке больше возможностей для того, чтобы сделать карьеру и встать на ноги.

Китти нашла себе маленькую квартирку, где жила с подругой и к концу 50-х устроилась работать барменшей, а позже выросла до управляющей — так хорошо Китти вела дела. Дженовезе всегда была трудолюбивой девушкой: работала в две смены и даже скопила денег на то, чтобы осуществить свою мечту и открыть настоящий итальянский ресторан.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Он напал на меня!»

13 марта 1964 года Китти возвращалась из бара поздно ночью. Когда она садилась в свой красный фиат, ее заметил серийный убийца и насильник Уинстон Мозли. Он последовал за ней до самого порога. Китти припарковалась в 30 метрах от дома, но стоило ей выйти на улицу, как Мозли налетел на нее и дважды ударил ножом в сину. «Боже, он меня ударил! Помогите!» — крикнула Китти. Ее вопли слышали соседи, один из них крикнул нападавшему «Оставь девушку в покое!», но на этом и все. Поняв, что его обнаружили, Мозли сбежал, а Китти медленно ковыляла к задней двери здания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Через десять минут Мозли вернулся, прикрыв лицо широкополой шляпой. Он тщательно обыскал парковку и жилой комплекс в поисках Дженовезе, которая почти без сознания лежала в темном коридоре в задней части здания. Дверь там была закрыта, и девушка так и не смогла войти внутрь. Мозли добил ее, изнасиловал и забрал у нее $49, после чего беспрепятственно скрылся. Девушку нашла соседка. Китти скончалась в машине скорой помощи в 4:15 утра.

Большинство свидетелей были убеждены, что имеют дело с обычной семейной ссорой. Один из свидетелей набрал телефон полиции, но сказал, что девушку избили и теперь она ходит, но сильно шатается. Через несколько минут после второй атаки Карл Росс позвонил своим друзьям, чтобы спросить, что ему делать, и один из друзей уже дозвонился до полиции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Для жертвы произошедшее — дело минуты»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уинстон Мозли признался не только в этом убийстве, но еще в двух убийствах и изнасилованиях, а также в многочисленных ограблениях. Он был безумен и очень жесток. Мозли утверждал, что просто хотел убить и изнасиловать женщину, неважно какую. Дженовезе была случайным выбором. Психиатрическая экспертиза показала, что Мозли также страдал некрофилией. Его приговорили к смертной казни, но в 1967 году наказание пересмотрели и заменили его 20-летним заключением.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спустя год он сбежал из тюрьмы, избив охранника и украв его оружие, и спрятался в пустом доме. Когда семья вернулась в свое жилище, они обнаружили там Мозли, который больше часа держал их в заложниках, избивая мужчину и насилуя женщину. После он украл у пары машину и ворвался в другой дом, где жила женщина и ее дочь. Их он не тронул.

Мозли поймали, но за остаток жизни он успел поучаствовать в бунте в тюрьме «Аттика» и получить степень бакалавра в области социологии. Его прошения о досрочном освобождении отклоняли пятнадцать раз. Как-то раз в качестве аргумента своей невиновности он заявил: «Для жертвы произошедшее — дело минуты или получаса, а для преступника — это навсегда».

Уинстон Мозли скончался в 2016 году в тюрьме после 52 лет заключения.

Эффект Дженовезе — это психологический эффект, когда у чрезвычайной ситуации несколько свидетелей, каждый надеется, что вмешается кто-то другой, но когда свидетель один, он понимает, что не поможет больше никто.

Фото: Getty Images