Демоны Аннелизы: как погибла девушка с эпилепсией, из которой изгоняли бесов
Девочка, которая пыталась искупить чужие грехи
Отец Аннелизы Йозеф Михель вырос в очень религиозной семье. Три его тети были монахинями, и мать надеялась, что мальчик продолжит традицию и будет священнослужителем. Сын оправдал ее ожидания лишь частично: после возвращения с фронта Йозеф стал плотником, однако одновременно с этим пошел в ученики к священнику.
Мать Аннелизы Анна тоже была глубоко верующим человеком. Вне брака она родила дочь Марту, и всю жизнь корила себя за этот поступок. Смерть Марты в восемь лет от тяжелой болезни лишь убедила Анну в том, что она согрешила и теперь расплачивается за это. На свадьбе с Йозефом женщина закрыла лицо черной вуалью из-за стыда: она так и не простила себе появления незаконнорожденного ребенка.
Аннелиза родилась в 1952 году: она была первой дочерью четы Михель. Потом у супругов появилось еще три дочери: Гертруда, Барбара и Росвита.
Аннелизу воспитывали в строгости: с самого раннего детства ее жизнь состояла из религиозных ритуалов. Дважды в неделю девочка посещала мессы, пела в церковном хоре, читала розарии — молитвы по четкам. В середине зимы Аннелиза спала на голом полу, а 13-го числа каждого месяца соблюдала аскезу в честь Дня Девы Марии Фатимской. Кумиром девочки стала женщина, живущая по соседству, которая ежедневно тратила пять часов на то, чтобы добраться до церкви.
Впрочем, нельзя сказать, что детство девочки было мрачным. В веру она погрузилась искренне, и соблюдение религиозных требований ее не угнетало. У Аннелизы были прекрасные отношения с сестрами и родителями — она с удовольствием проводила с ними время. Девочка брала уроки игры на фортепиано и аккордеоне, обожала ходить школу и собиралась стать учительницей начальных классов. Единственное, что омрачало ее жизнь и беспокоило родителей, — ее слабое здоровье.
«Я вижу лицо дьявола»: начало болезни
Первый странный приступ случился, когда Аннелизе было 16 лет. Ей стало плохо в школе: одноклассники и учителя говорили потом, что девушка впала в состояние, похожее на транс. Ее отправили домой, где она сразу легла в кровать. Ночью начался приступ конвульсии, во время которых Аннелиза сильно прикусила себе язык. Рана оказалась глубокой, а крови было столько, что родители не на шутку перепугались.
Вскоре стало понятно: волновались они не зря. Приступы повторялись, у девочки начало развиваться расстройство речи, после к нему добавился сонный паралич. В школу Аннелиза больше не ходила — слишком больна и слаба она была для учебы. Родители водили дочь по врачам, но те пожимали плечами: никаких отклонений у девушки не нашли. В 1969 году Аннелиза проснулась с ощущением, что на груди у нее лежит огромный камень, который не дает ей ни дышать, ни позвать на помощь. Утром она рассказала об этом матери и отцу, и девушку госпитализировали.
Электроэнцефалограмма не выявила никаких изменений в мозгу Аннелизы, но врачи тем не менее диагностировали у нее височную эпилепсию. После непродолжительного лечения Михель выписали, дав родителям список лекарств, которые следовало принимать дома. Однако в феврале 1970 года Аннелиза вновь оказалась на больничной койке — на этот раз с туберкулезом. В клинике она и пережила третий, самый сильный приступ, который положил начало истории о ее одержимости: впервые она сказала, что перед ней предстает «лицо дьявола».
Лечение в психиатрической больнице, куда после этого попала Аннелиза, не помогало. Противосудорожные препараты к немалому удивлению врачей не купировали приступы. Не действовали и назначенные нейролептики: Аннелиза продолжала погружаться в депрессию. Иногда девушке становилось лучше, и тогда она возвращалась к привычной жизни: училась, встречалась с друзьями, ходила в церковь.
Но с каждым новым обострением болезни Аннелиза утверждалась во мнении, что дело не в эпилепсии, а в одержимости. Подлило масло в огонь и паломничество в Сан-Джорджо-Пьячентино: там Михель не смогла ни прикоснуться к распятию, ни выпить святую воду. Семья девушки обратилась к нескольким священникам с просьбой об экзорцизме, однако те посоветовали продолжать следовать рекомендациям врачей.
Состояние Аннелизы ухудшалось. Она галлюцинировала во время молитв, слышала голоса, говорившие: «Ты проклята и будешь гнить в аду!» Девушка разрывала на себе одежду, ела пауков и уголь, слизывала собственную мочу с пола и как-то даже откусила голову мертвой птице. Во время припадков она говорила на разных языках и называла себя Люцифером, Каином, Иудой, Нероном и даже Адольфом Гитлером. Родители продолжали умолять священников об обряде изгнания бесов, однако раз за разом получали отказы.
Пика состояние Аннелизы достигло в 1975 году: мать застала ее за уничтожением крестов. Покушение на религиозные символы стало для католической общины неопровержимым доказательством одержимости Аннелизы демонами. Наконец семья Михель добилась, чего хотела: церковь дала разрешение на экзорцизм.
«Мама, я боюсь»
Священником, который проводил первый сеанс 24 сентября 1975 года, был Эрнст Альт, считавший, что Аннелиза не похожа на больную эпилепсией и действительности одержима. Во время изгнания бесов понадобились трое мужчин, чтобы удержать девушку. Несмотря на то что она почти не ела, во время обряда Аннелиза демонстрировала чудовищную силу. После первого сеанса экзорцизма девушка полностью отказалась от приема лекарств.
Всего над Михель провели около 70 обрядов, которые шли один за другим еженедельно. Каждый длился до четырех часов. 42 экзорцизма были записаны на камеру: на видео видно, что девушка не контролирует себя, очень агрессивна и удержать ее на кровати получается только при помощи цепей. После обрядов Аннелиза еле ходила и, по словам сестер, была похожа на тряпичную куклу.
К лету 1976 года узнать девушку уже было нельзя: она похудела до 31 килограмма. Вечером 30 июня у Аннелизы поднялась температура. Перед сном она просила Анну остаться с ней, повторяя: «Мама, я боюсь». Это были ее последние слова: утром Михель нашли в постели мертвой. Эрнст Альт, узнав об этом, сказал: «Очистившись от сатанинской силы, душа Аннелизы понеслась к престолу Всевышнего».
А были ли бесы: расследование
Обстоятельства смерти Михель были столь необычны, что следствие разбиралось в них два года, прежде чем передать материалы в суд. Прокурор Карл Штенгер, когда ему сообщили о деле по изгнанию демонов, сначала принял это за розыгрыш со стороны коллег. Фигурантами стали родители девушки и два священника, проводившие обряды: их обвинили в преступном бездействии, приведшем к смерти по неосторожности.
Вскрытие показало, что гибель Михель не была напрямую связана с экзорцизмом. Однако состояние девушки было ужасным: пневмония, синяки и раны по всему телу, изувеченные постоянными коленопреклонениями суставы и сухожилия на ногах, истощение... За неделю до смерти Аннелиза отказалась от еды и воды. Девушка смирилась с тем, что не останется в живых, и надеялась, что ее смерть будет искуплением за грехи молодого поколения и заставит людей поверить в Бога.
Врачи в суде говорили, что Михель не была одержима, а душевное заболевание девушки усугубили эпилепсия и религиозная истерия. Эрнст Альт заявил, что не знал о состоянии Аннелизы, иначе немедленно обратился бы за помощью. Как священник почти год не замечал, что Михель превращается в скелет, обтянутый кожей, остается только гадать. Все обвиняемые были признаны виновными. Их приговорили к шести месяцам тюремного заключения условно с испытательным сроком три года.
Родители Аннелизы, судя по всему, не отказались от идеи одержимости дочери. После суда супруги Михель потребовали вскрыть могилу Аннелизы. Объяснили они это тем, что в спешке девушку похоронили в дешевом гробу. Однако позже выяснилось, что монахиня-кармелитка из Южной Баварии сказала Анне и Йозефу, что ей было видение о нетленности останков Аннелизы. Официальные отчеты, впрочем, слова монахини не подтвердили: тело разлагалось, как любое другое.
Смерть Аннелизы шокировала немцев: люди были обескуражены тем, что подобная трагедия могла произойти в современной европейской стране. Долгое время в Германии активно обсуждался вопрос о границах религиозной свободы: можно ли позволять верующим людям, страдающим психическими заболеваниями, позволять отказываться от лечение в пользу экзорцизма?
Группа немецких богословов обратилась в Ватикан с просьбой убрать из регламента обряда слова, где экзорцист обращается непосредственно к дьяволу. По мнению просителей, подобные речи могут оказать негативное влияние на психически больного человека: он окончательно уверует, что одержим. Предложение было принято спустя 15 лет, однако самые радикальные формулировки в тексте всё равно остались.
На основе истории Аннелизы Михель были сняты три фильма: «Шесть демонов Эмили Роуз», «Дневник изгоняющего дьявола» и «Реквием». Их резко раскритиковал Брайан Даннинг — американский писатель и продюсер, специализирующийся на науке и скептицизме. По его мнению, люди, имеющие психиатрические проблемы, не заслуживают того, чтобы их «прославили как своего рода страшилку поп-культуры».
Аннелиза Михель до сих пор почитается небольшой группой католиков как неофициальная святая, а ее могила является местом паломничества. Всё еще проводится экзорцизм: священник Винсент Ламперт из Индианаполиса говорит, что за 2018 год получил 1700 просьб об их проведении. Вероятно, история Аннелизы Михель будет не последней: современный мир продолжает оставаться местом, где такие случаи могут повторяться.
Фото: East news, Legion media, Wikipedia.org, соцсети