Чудовищный эксперимент с медсестрами: почему они были готовы убивать пациентов?
В 1966 году знаменитый психиатр Чарльз Хофлинг решил узнать, насколько мы, люди, склонны доверять чьему-то мнению, если оно кажется нам авторитетным. Для своего эксперимента он выбрал медицинский персонал. Психиатр подозревал, что любое требование, озвученное врачом — человеком заведомо более образованным, чем санитар или медсестра, — будет принято к исполнению немедленно, и люди даже не задумаются о том, к чему это может привести. Прав ли он был?
Протокол эксперимента был ужасающе прост: некий человек звонил в больницу, приглашал к телефону медсестру и представлялся доктором Смитом (никакой доктор Смит, конечно, в больнице не работал, это было заранее учтено). Затем он просил ее ввести определенному пациенту 20 мг лекарства под названием «Астротен», объясняя, что не успел внести назначение препарата в историю болезни, но добавит его позже. Конечно, в шкаф с лекарствами были заранее подложены бутылки с этикетками «Асторен», и на них была указана максимально допустимая доза — 10 мг.
На самом деле никакого «Асторена» никогда не существовало, и в бутылках по всей вероятности был обычный физраствор. Но в инструкции к «препарату» было четко сказано, что превышать дозу в 10 мг недопустимо.
Параллельно Хофлинг собрал группу из 12 медсестер и 21 студента-медика, объяснил им суть будущего эксперимента и задал вопрос: как вы считаете, выполнят ли медсестры приказ неизвестного доктора?
10 медсестер и все студенты-медики ответили, что медсестры не стали бы этого делать
Но, увы, реальность не совпала с ожиданиями контрольной группы.
Эксперимент проводили в одной из американских больниц и выбрали для него 22 медсестры. Каждой из них позвонил неизвестный человек, представился доктором, объяснил ситуацию с документами и попросил срочно ввести пациенту лекарство. Медсестер, которые готовы были это сделать, сотрудники больницы останавливали в дверях палаты. Как ты думаешь, сколько их было?
Двадцать одна.
Двадцать одна медсестра из двадцати двух готова была ввести пациенту потенциально смертельную дозу препарата, хотя:
- доза, которую просил ввести врач, в два раза больше максимально допустимой;
- кодекс поведения больницы гласил, что медсестры должны подчиняться только врачам, которых они знают, и уж тем более не должны принимать такие поручения по телефону;
- препарата не было в истории болезни пациентов, а без документов никакие манипуляции производить нельзя;
- наконец, никакого «Асторена» вообще не существует.
Только одна медсестра, которая прочитала протокол заранее, правильно отгадала результат эксперимента, и никто из исследователей не сумел этого сделать. Также Хофлинг обнаружил, что 21 из 22 медсестёр, которым он дал анкеты, ответили, что не стали бы подчиняться доктору, а 10 из 22 медсестёр уже совершали такое ранее, но с другим лекарством.
Этот эксперимент показал, как сильно мы зависим от авторитетов.
Впрочем, в 1977 году эксперимент попытались повторить с изменением ряда условий: лекарство заменили на настоящее (30 мг валиума), медсестры имели возможность консультироваться с коллегами, старшими медсестрами или врачами. Они знали врача, за которого выдавал себя звонивший им экспериментатор. В новых условиях уже 16 из 18 участвовавших медсестер самостоятельно приняли решение не подчиниться распоряжению.