Босые на морозе: как воспитывали детей советские педагоги Никитины
Случайная встреча
Каждый год 10 декабря дети Никитиных покупали яблоки и сладости, а потом делились ими. Так в семье отмечали день встречи родителей: Лена Литвинова и Борис Никитин познакомились 10 декабря 1957 года на педагогической конференции в Москве. В буфете Борис купил яблоко, Лена — пирожное. Мужчина достал перочинный нож, разрезал фрукт и половину отдал Лене. Девушка поделилась десертом с Борисом.
Ни Лена, ни Борис ехать на конференцию не хотели. Борис был военным в отставке и преподавал труд в училище. Лена учила детей русскому языку и литературе. Оба были энтузиастами, недолюбливающими официальную советскую педагогику. Борис и его соратники хотели создать «трудовую школу» по заветам знаменитого Макаренко. Лена в деревне пыталась внедрять собственные методики: существующую систему обучения она считала неэффективной.
Эрудированный, умный и обаятельный Никитин произвел неизгладимое впечатление на молоденькую учительницу, заразив ее своими идеями. Казалось, что его замыслы очень близки к воплощению в жизнь. Власти обещали выделить Борису помещение под школу, где дети будут не только учиться, но и осваивать производственные профессии. Однако в 1958 году в «Правде» вышла статья «Прожектеры», где концепцию разгромили, создать школу не удалось, и группа Никитина распалась. Борис потерял работу: его уволили за «несогласие с методиками воспитания молодежи».
Семья педагогов
Летом 1959 года Борис и Лена поженились. Для мужчины это был второй брак: в первом у него родились трое детей, общаться с которыми ему запрещала бывшая супруга, только старший сын Павел тайно поддерживал отношения с отцом. Поселились молодожены в подмосковном поселке Болшево в доме Лены вместе ее матерью Диной — тоже учительницей и депутатом местного райсовета. Через месяц после свадьбы у пары родился первенец Алексей.
В два месяца у мальчика начался жуткий диатез. Он покрывался прыщами, которые расчесывал, из-за чего кожа покрывалась сплошной коркой, а ребенок не спал ночами. Не помогали никакие предписания врачей — ни таблетки, ни мази. В какой-то момент супруги заметили, что Алеше становится легче на террасе: на холоде зуд спадал. Постепенно малыша приучили постоянно находиться в помещении, где температура не превышала 15 градусов.
Борис завел дневник, где фиксировал, как это происходило. «Мы раздевали Алешу и голенького выносили в тамбур или даже на воздух зимой», — говорилось в записях. Родители начинали сеансы закаливания с 10-15 секунд, но к концу зимы с мальчиком уже выходили гулять на улицу на двух-трехградусный мороз, одев его только в распашонку и посадив в мешок, сшитый Леной. Никитины были осторожны: внимательно следили, чтобы не перейти грань, за которой польза сменилась бы опасностью.
Быт Никитиных
В 1960 году у Лены и Бориса родился второй сын Антон, в 1962-м — дочь Ольга. Закаливание в семье стало нормой жизни: все ходили босиком и в легкой одежде, спать детей выносили на террасу. Жили Никитины в щитовом финском домике, печь топили дровами, воду таскали из колонки, стирали вручную.
Борис, который когда-то увлекался гимнастикой, общался с малышами, одновременно тренируя их. В доме Никитин построил небольшой спортивный комплекс: турник, кольца, шведскую стенку и доску, которая по диагонали вела от пола до потолка комнаты. Детям ничего не запрещали: им дозволялось трогать и пробовать на вкус всё, что они находили.
Первая публикация о семье, в которой «дети бегают по снегу босиком», вышла в год рождения Ольги. Опыт Никитиных в газете оценили положительно. С тех пор к дому педагогов протоптали дорогу журналисты, голодные до сенсаций. Борис встречал всех с энтузиазмом: он считал, что статьи помогут большему количеству людей перенять его важные открытия и наблюдения.
Медные трубы
В 1963 году Никитин издал книгу «Правы ли мы?». В ней он подробно рассказал о своих принципах воспитания и впервые озвучил идею «раннего развития», которая оставалась в центре его внимания все последующие годы. В 1965 году о семье начали писать крупные советские газеты с миллионными тиражами, затем был снят небольшой документальный фильм, получивший то же название, что и книга.
Лента потрясала воображение советских родителей. В ней показывали Алешу, который уже решал уравнения, хотя еще даже не пошел в первый класс. Оля, только научившаяся ходить, вовсю крутилась на турнике. Пятилетний Антон с удовольствием возился с ножовкой и столярным станком. Все вместе дети босыми выскакивали на снег провожать отца. Завернутую в одеяло дочку Лена выносила спать на террасу.
На стенах в доме Никитиных были развешаны карты, грифельные доски и математические таблицы. На полках стояло множество книг, по полу были раскиданы кубики и инструменты. Пока мальчики играли в спортивном уголке, их мать занималась своими делами. Закадровый голос объяснял: «Конечно, они могут упасть, но мы этого не боимся. Свобода действий вырабатывает не только силу и ловкость, но и осторожность. У наших детей ни разу не было серьезных ушибов».
После выхода фильма и многочисленных публикаций Никитины прославились на весь Союз. Они стали примером подражания для родителей: молодые пары постоянно приходили в дом к супругами, чтобы узнать об их опыте и получить совет. За день Никитины могли принять больше сотни гостей.
Критика в СССР и мировая слава
Вскоре отреагировали «официальные» советские медицина и педагогика. Методы новаторов публично осудили в статье «Осторожно, детство!». Бориса уволили с работы, и Никитиным какое-то время пришлось жить на зарплату заведующей поселковой библиотекой, которую получала Лена. Но «запрет» вызвал к Никитиным еще больший интерес. Семье присылали вещи и помогали совершенно незнакомые люди. Супругам начали платить за выступления. Пара проводила до 300 лекций в год.
К 1970 году у Никитиных родились еще две дочери и сын: Юля, Иван и Люба. Для каждого из них отец завел дневник, в котором записывал свои наблюдения. Можно было подумать, что Борис поставил перед собой амбициозную задачу вырастить гражданина будущего, который не замечает холода и в пять лет уже щелкает задачки по алгебре как семечки.
«Сейчас нужен не только знающий человек, — писал Никитин, — но и творчески осмысливающий свое дело, свое место в жизни, а для этого нужны высокоразвитые творческие способности и умение применять их на практике, в труде, на любом месте, в любой жизненной ситуации».
Главным, по мнению Бориса, для этого были здоровье и физическое развитие, которым способствовали закаливание, физкультура, простое питание и полное отсутствие стерильности. Другими принципами были эмоциональное развитие (грудное вскармливание и тесный контакт с родителями), свобода творчества (никакого принуждения — дети сами решают, когда и сколько они хотят заниматься) и интеллектуальное развитие (игры, головоломки, карты, буквы, книги, находящиеся в свободном доступе). Позже в теории Никитиных появились странные идеи: в 90-х Борис дополнил принципы развитием «способности к гипнозу, телекинезу, ясновидению».
В 80-х слава педагогов Никитиных достигла пика. Их книги издавались за рубежом, регулярно проходили теле- и радиопередачи с участием супругов. Лена вела рубрику «Домашний педсовет» в «Комсомольской правде» и телепрограмму «Для вас, родители». Семью поддерживали кардиохирург с мировым именем, академик Николай Амосов и основоположник возрастной физиологии, профессор Илья Аршавский. В доме Никитиных каждый день появлялись журналисты и обычные люди, которые хотели посмотреть на детей-вундеркиндов.
30 января 1999 года Борис Павлович умер из-за разрыва аневризмы аорты. За две недели до этого он продолжал подтягиваться на турнике и толкал одной рукой гирю. По словам хирурга, делавшего операцию, у Никитина был «организм сорокалетнего мужчины». Утрата изменила жизнь семьи: дочери и сыновья не продолжили дела отца. На сайте Никитиных говорится, что Лена была категорически против «пиара» и зарабатывания детьми денег на том, чем жил и дышал Борис, и потому выступления, встречи, выпуск развивающих игр и издание новых книг были прекращены.
Темная сторона знаменитой семьи
Никто из детей Никитиных не стал сверхчеловеком. Подростки, перескакивая через классы, учились со школьниками старше себя, что обернулось проблемами с социализацией. К тому же Лена разрешала детям пропускать школу, что вызывало у других учеников зависть и раздражение. В начальной школе Никитины привыкли, что учеба дается легко, и в последних классах это сыграло с ними злую шутку. Необходимость прилагать усилия для учебы стала для детей неприятной неожиданностью, и этот навык они освоили далеко не сразу.
В интервью для книги немецкой журналистки Марианны Бутеншён «Дети Никитиных выросли» уже взрослая Анна Никитина рассказывала, что не так всё просто обстояло и с эмоциональным контактом. Был период, когда мамы для детей просто не существовало: хозяйством занимались старшие сестры, пока Лена работала. Вместо родительницы в семье жила «та самая Никитина», собирающая полные залы по всему Союзу.
Высказывания самой Лены подтверждают, что работу она любила больше, чем семейные обязанности. В 1992 году она писала в дневнике, что выступления дарят ей эйфорию от атмосферы взаимной симпатии и значительности происходящего, а дома «обступают совсем другие дела и люди, среди которых ты обыкновенный человек, и я быстро выдыхаюсь, сникаю, даже болею».
Еще одной проблемой была публичность: годами семья Никитиных жила в «доме-аквариуме», куда ежедневно приходили десятки людей. Борис был человеком, готовым всех принять, всё рассказать, каждому помочь, вникнуть в чужие проблемы, чтобы дать совет. Но детям жить в атмосфере тотальной открытости было тяжело: они с теплом вспоминают период, когда число гостей уменьшилось после разгромной статьи в одной из советских газет.
Судьба детей Никитиных
Жизнь братьев и сестер сложилась вполне успешно. Алексей работает инженером-консультантом по разработке электроники в Лондоне, у него двое детей. Антон стал химиком, живет в Подмосковье, в браке воспитал дочь и сына. Ольга сделала успешную карьеру в юриспруденции, вышла замуж, родила двух дочерей.
Анна стала медсестрой, у нее четверо детей. Юлия выучилась на журналистку и работает в пресс-службе крупного предприятия, родила двоих. Иван получил образование в сфере радио- и телевещания, они с женой воспитали пятерых детей. Любовь окончила библиотечный техникум, но после трех лет работы стала домохозяйкой и мамой-героиней: в ее семье 10 детей.
И, скорее всего, именно такой судьбы и хотели для них родители. «Я совершенно не могу понять людей, которые мечтают, что из одного ребенка выйдет Бетховен, из другого — Ньютон, из третьего — Менделеев», — писал когда-то Борис. И добавлял, что они с Леной всегда старались создать условия для развития способностей детей, которые будут соответствовать их возможностям и желаниям.
Продолжателями дела Никитиных стали их внуки: на сайте педагогов, созданном в 2011 году, их называют нынешними «толкочами» и вдохновителями, пересмотревшими опыт, книги и идеи своих дедушки и бабушки. А раз теория Никитиных продолжает оставаться ценной для их потомком, то, значит, какие бы минусы у нее не находили, плюсы их перевесили.