Без права налево: как на Руси наказывали неверных жен и «гулящих» девиц
За нравственностью на Руси следили: само слово «невеста» означало «неведомая», «неизвестная». После христианизации сохранение целомудрия почиталось «святым делом», вот только не каждая женщина «блюла себя». Что же случалось с теми, кто терял девственность или изменял мужу?
Полная мудрость
Православие принесло новые нормы: теперь плотские желания стали считаться происками Сатаны, а сохранение целомудрия — «полной мудрости» — обязанностью каждой женщины. Появились даже святые, способные на непорочное зачатие: например, согласно житию Дмитрия Донского и его супруги Авдотьи — вполне реальных исторических персон, пара обходилась без постельных утех, но это не помешало им обзавестись многочисленными детьми.
Ценилась девственность не только среди аристократов, но и в русской деревне. Как мы уже отметили, «невеста» означало «неведомая» или «неизвестная», иными словами — нетронутая. В селах был широко распространен обычай «посада»: перед браком девушка была обязана сесть на священное место, но не смела делать этого, если уже «обесчестила» себя. Утратившие невинность боялись выполнить ритуал: из уст в уста передавались сказания о том, что случалось с нарушившими правила. Конец, как правило, во всех историях был плачевен: если не поразила молния, так с неба спустился разгневанный ангел и обратил негодницу в змею.
Если в первую брачную ночь выяснялось, что невеста «нечиста», то брак мог быть и расторгнут. В некоторых уголках России такой невесте на шею надевали хомут — это был одновременно и знак позора, и символ женских половых органов. Случалось и так, что хомутом «награждали» и остальных причастных — родителей безнравственной девицы и сваху. Формально блюсти целомудрие был обязан и жених, однако на поведение парней смотрели сквозь пальцы, да и проверить выполнение правил, когда речь заходила о мужчинах, было невозможно.
В то же время нравы среди молодежи были весьма вольными. Например, на Украине были популярны вечерныци или поседки — совместные вечера для молодых людей. Ухаживания на них были весьма грубыми и сопровождались разнообразными хватаниями, а скромную девушку, которая возражала против «шуток», могли выгнать из избы. Существовал и обычай досвиток или подночовывания, когда парень, а иногда даже двое или трое, оставались с девушкой в доме до утра. Считалось, что все участники досвиток будут хранить целомудрие, но на практике всё зависело от желаний собравшихся.
В русских деревнях досвиток не было, но хватало своих особенностей. Парни и девушки охотно общались и флиртовали, и очень часто это выходило за пределы представлений церкви о достойном поведении. В 1661 году иконописец старец Григорий из Вязьмы жаловался царю Алексею Михайловичу на «игрища разные и мерзкие» во время Рождества, в ходе которых «девицы девство диаволу отдают». Однако напоказ это не делалось: интимную связь в деревнях скрывали, а девушек, потерявших невинность, не сватали — разве что выдавали за вдовцов.
Со временем мало что менялось: в конце XIX — начале XX веков, по данным князя Тенишева, парни целомудрия не блюли вовсе, а из шестидесяти «особ женского пола» более десяти помогали юношам утратить невинность. За это не наказывали, разве что шансов на брак у такой «помощницы» кое-где практически не было. Нравы разнились от региона к региону: в Архангельской губернии утратившая девственность девушка легко могла найти супруга, а в Воронежской «порченую» невесту избивали до полусмерти и заставляли трехкратно ползти на коленях вокруг церкви.
Отличался взгляд на нравственность и в разных классах: бедные девушки были предоставлены сами себе, а вот в состоятельных семьях за дочерьми тщательно следили — гулять по вечерам и «стоять» с парнями им запрещали. Добрачные связи скрывались, и этим пользовались охотники за богатыми невестами. Стоило парню хоть раз соблазнить избранницу, как он уже ни в чем не знал отказа — достаточно было только пригрозить оглаской. Беременность, как правило, старались «прикрыть венцом», и надо ли говорить, что счастливыми такие браки никогда не были?
Лучше пьющая жена, чем неверная
Еще строже «деревенские цензоры» следили за поведением замужних женщин. Гулящих называли растащихами (растаскивающими святость семейного очага) и несоблюдихами (не блюдущими чистоту венчания). Считалось, что лучше иметь жену пьющую или даже занимающуюся воровством, чем неверную. За супружескую измену в некоторых губерниях буквально пытали: обнаженную женщину привязывали к телеге и водили по деревне, стегая кнутом. Далеко не каждая могла перенести такое избиение: хлыст оставлял глубокие раны, а зимой смертельным приговором становился мороз.
Снисхождение проявляли лишь к солдаткам — женам крестьян, которых забирали на военную службу, она длилась годами. Такая соломенная вдова жила не одна, а в доме с многочисленными родственниками мужа и постоянно наблюдала за их постельными утехами. «Затылком наволочки стирает», — говорили про таких девушек. Считалось, что они просто не в силах устоять перед «естеством» после подобного зрелища, и потому им прощали то, за что других сурово наказывали. Не осуждали и жен «хворых» мужчин: «С больным спать — себя мучить». Сквозь пальцы смотрели на проступки тех, кого выдали за стариков: а что делать, если супруг не в состоянии выполнять супружеский долг!
Существовали и легитимные виды внебрачных связей. Под одной крышей, как правило, жили несколько семей, и нередко младшие братья не женились, так как им вполне хватало связи с женами, которых привели в дом старшие. Нормой во многих губерниях было снохачество: юная девушка, переехав к супругу, становилась любовницей его отца, ведь из-за ранних браков тот, как правило, был еще достаточно молод, чтобы интересоваться противоположным полом. Нередко это кончалось рождением детей, и никто не разбирался, кто же на самом деле является родителем, хватало и того, что это «свой», а не пришлый чужак.
Церковь пыталась бороться со свободой нравов, накладывая самые разнообразные епитимьи — от постов и земных поклоном и до отлучения. Появились специальные вопросники, которые использовали во время исповеди, в которых нашлось место всем грехам, а не только супружеским изменам — входило в такие «анкеты» даже птицеложество. В конце XVI веке появились отдельные вопросники для отроков, мужей и вдовцов или для девиц, жен и вдов: священники заметили, что уж больно некоторые вопросы напоминают подсказки. Например, у девушки могли спросить, не совершала ли она «наступания на ногу и мигания ради блуда», чем не инструкция по флирту? Со временем церковникам и вовсе запретили интересоваться подробностями интимной жизни прихожан, чтобы служители бога не распалялись на радость «диаволу».
А в 1917 году случилась революция, и буквально за несколько месяцев всё изменилось кардинально — гораздо быстрее, чем некогда после крещения Руси. Но это уже совершенно другая история...
Фото: Getty images, Legion media