Поверила в любовь: трагичная история брака «женщины-гориллы» Юлии Пастрана
Девочка из джунглей
О детстве Юлии, которую нередко называли самой уродливой женщиной мира, мало что известно. В цирке для «диковинки» придумали легенду: странного ребенка нашла в джунглях индейская девушка по имени Эспиноса, привела к людям, удочерила и крестили под именем Юлии (или Хулии) Пастрана.
Придумка как нельзя лучше подходила для девочки, страдающей гипертрихозом. Всё тело Юлии, кроме ладоней и подошв, было покрыто жесткими черными волосами, похожими на шерсть. К тому же у Юлии были необычайно большие уши и нос и неровные зубы, сама она была низкой — всего 138 сантиметров — и коренастой. К девушке быстро прилипла кличка «женщина-горилла».
В характере Пастраны не было ничего звериного. После смерти Эспиносы девочку взяли служанкой в семью губернатора штата Синалоа Педро Санчеса: она была приветливой, покладистой, трудолюбивой и любознательной. Вполне возможно, что Юлия прожила бы тихую спокойную жизнь в Мексике, не встреться на ее пути американец Райтс.
Мужчина сразу понял: внешность Юлии — это золотое дно. В то время в США пользовались популярностью шоу, где выступали странные люди. Сиамские близнецы из Каролины, человек с песьей мордой из России, бородатая леди из Швейцарии, гигант из Китая — все они приносили владельцам цирков колоссальные деньги. К тому же Юлия физически была отлично развита. В отличие от четырехногой Жозефины Миртл Корбин, она могла не только позировать, сидя на стуле: ее можно было научить каким-то забавным трюкам.
Райтс вцепился в Пастрану, словно клещ. Он рассказывал девушке, что ее ждет сказочная жизнь: разные города, слава, деньги. И юная служанка поверила ему — так она оказалась в цирке.
Мировая слава
Райтс научил Юлия танцевать и петь. Ее первое выступление состоялось в Готическом зале Нью-Йорка. Успех был оглушительным: сразу же после дебюта Пастрана прославилась на всю страну. Все газеты писали о «бородатой леди» и «полуженщине-полуобезьяне». Мечты Юлии начали сбываться: она разъезжала по Америке и получала деньги, которые раньше и не снились бедной индейской девушке. Пастрана участвовала в торжественных балах и военных парадах, и мужчины выстраивались в очередь, чтобы повальсировать с ней.
Интересовались циркачкой и ученые. Юлия не возражала против встреч с ними: она и сама хотела знать, почему так отличается от остальных людей. Осматривал девушку сам Чарльз Дарвин, которого циркачка очаровала своими манерами. «Испанская танцовщица Пастрана поразила меня своим совершенным танцем. Но у нее густая мужская борода и волосатый лоб. Интерес также вызывают зубы этой невероятно уродливой, но обаятельной женщины. На верхней и нижней челюсти растут двойные ряды зубов. Причем один ряд помещен в другой», — так рассказывал натуралист о знакомстве с Юлией.
Несмотря на внешность, у «женщины-гориллы» было множество поклонников. Юлия постоянно получала предложения руки и сердца, однако ко всем кавалерам относилась недоверчиво. Пастрана понимала: большинство мужчин интересуют ее деньги. Однако нашелся тот, кто убедил ее в искренности своих чувств: им оказался Теодор Лент.
Лент спланировал и провернул целую операцию, чтобы поговорить с Юлией: нанялся к ней кучером во время гастролей в Балтиморе. Всю дорогу он болтал с девушкой, а вскоре признался ей в любви. Теодор заверял артистку в своей преданности, рассказывал, как замечательно они будут жить: «окучат» все страны, разбогатеют, завяжут с постоянными разъездами — построят очаровательный маленький домик, заведут детей...
Кончилось эти разговоры тем, что Юлия сбежала от менеджера, который был для девушки скорее хозяином, чем партнером. Пастрана и Лент тайно расписались, и когда антрепренер явился за своим «имуществом» с полицейскими, то получил от ворот поворот. Увидев свидетельство о браке, правоохранители объяснили ему, что отныне Юлия принадлежит другому мужчине.
Вместе с Теодором «бородатая леди» впервые отправилась в Европу. В Англии к ней отнеслись холодно: местные жители сочли демонстрацию «неописуемой» женщины, как рекламировали Пастрану в газетах, неприличной. В Германии Ленту пришлось врать властям, что внешность Юлии — всего лишь грим.
В Лейпциге Юлия впервые сыграла в театральной пьесе, написанной специально для нее. По сюжету комедии, молодой человек добивался внимания девушки, которая скрывала лицо под вуалью. В конце концов главная героиня снимала головной убор, после чего пылкий влюбленный терял к ней всякий интерес. Спектакль удалось показать лишь два раза: шпионам из полиции, которые присутствовали на представлениях, удалось доказать, что никакого грима нет и в помине. Пьесу с Пастраной запретили как непристойную и аморальную.
В России «женщина-горилла» пользовалась бешеным успехом. «А вот бразильская обезьяна Юлия Пастрана! Немец мудреный посадил в клетку и за деньги кажет, про нее историю расскажет! А его чудище в кринолиновой юбище!» — так рекламировали ее для публики попроще. Аристократов приглашали на гастроли Юлии иначе: «В саду "Эрмитаж" большой увеселительный и музыкальный вечер, в котором известнейший феномен мисс Юлия Пастрана будет иметь честь явиться пред московскою публикой. Цена за вход один рубль 50 копеек серебром. Дети платят половину».
Федор Тютчев в письмах жене возмущался, что граф Кушелев «купил» женщину-обезьяну за 200 рублей. За этот гонорар Юлия провела вечер в имении аристократа в Полюстрово, гуляя под руку с господами из высшего общества. Деньги по тем временам были огромные: билет на выставку передвижников стоил 30 копеек, а первую картину для своей галереи Павел Третьяков купил за 400 рублей. Другой знаменитостью, которую «заказал» Кушелев, был Александр Дюма. Писатель и Юлия подружились и даже какое-то время вместе путешествовали по России.
Во время украинских гастролей на представление Юлии в Харькове заглянул сам император. Ознаменовались выступления еще одним происшествием: одна из газет шутки ради написала, что «женщина-обезьяна» ищет жениха. В итоге за Юлией охотилась толпа альфонсов, мечтающих о деньгах и готовых ради них обручиться с «дамой со свиною мордою». О том, что Пастрана давно состоит в браке, никто не знал: она и Лент скрывали свои отношения.
Гастроли после смерти
После возвращения из Украины в Москву в 1859 году Юлия забеременела. Лент давно об этом мечтал: он надеялся, что дети будут похожи на Пастрану и увеличат его доходы. Мужчина не ошибся: родившийся в 1960 году ребенок был покрыт волосами, как и его мать. Но мальчик прожил всего трое суток, а еще через два дня от послеродовых осложнений скончалась и сама Пастрана.
Лент был в ярости, ведь тур — в самом разгаре! Юлия становилась в России всё более популярной. И тогда Теодор решил: смерть жены — не повод отменять гастроли. Он отправился к профессору Ивану Соколову и попросил его мумифицировать супругу и сына. Ученый успешно справился с задачей, однако мужчины едва не передрались за тела Пастраны и ребенка. Соколов хотел выставить их в анатомическом институте Московского университета. Лент планировал и дальше зарабатывать на Юлии, показывая ее в разных городах.
Победил Теодор: после того как он предъявил свидетельство о браке, его признали законным владельцем мумий. Однако на научные выставки Лента с этими «экспонатами» не пустили, показывать тела на других мероприятиях было запрещено. В 1862 году Теодор уехал из России в Англию, где на шоу не было никаких ограничений. Какое-то время мертвая Юлия еще приносила ему деньги, однако вскоре люди перестали интересоваться «волосатой леди», и Лент передал мумии в странствующий музей курьезов.
Вскоре Теодор вступил в брак второй раз — и снова с женщиной, страдающей гипертрихозом. Он объявил ее «сеньорой Пастрана» и представлял на выступлениях как сестру Юлии. Лент забрал из музея тела жены и сына и начал показывать их вместе с живой супругой. Чета переехала в Петербург, а в 1880 году Лент оказался в психиатрической клинике, где и скончался. Но «гастроли» Юлии на этом не завершились: вторая жена продолжила заниматься шоу, красуясь на фоне стеклянных ящиков с останками лжеродственницы.
В 1895 году мумии были проданы в большой цирк в Вене, а вскоре исчезли из поля зрения общественности. Вынырнули из небытия останки Пастраны в 1921 году в Норвегии: Юлию и ее сына выставляли в «Комнате ужасов» некоего господина Лунда. В 1943 году страну оккупировали нацисты, которые собирались уничтожить тела. Но Лунд убедил их, что «женщина-обезьяна» может принести Третьему Рейху хорошие деньги, и Юлию продолжили показывать на потеху толпе.
В 70-х годах тела убрали: началась волна протестов из-за слухов о возможной демонстрации мумий в США. В 1976 году вандалы ворвались в хранилище и изуродовали тело ребенка: его останки были съедены мышами. Мумию Юлии украли в 1979 году, однако полиция обнаружила ее и передала в Институт судебной медицины в Осло. Периодически тело обследовали ученые: для этого им выдавали специальное разрешение.
В апреле 2012 года Университет Осло согласился вернуть тело Юлии Мексике. Там ее и похоронили спустя 150 лет после смерти. Так закончилась история знаменитой «волосатой женщины», которая мечтала о любви, но оказалась лишь источником денег для людей, жаждущих богатства.
Фото: Legion media