6 картин-шедевров, на которых на самом деле изображены куртизанки
Мастера живописи изображали то, что творилось вокруг них. А частью повседневной французской жизни того времени были бордели и развратные женщины. Выросшие в нищете и пробившиеся в большой свет торговлей собственными прелестями куртизанки оказывали огромное влияние на некоторых известных людей. Но не только их портреты выходили из-под кисти великих мастеров.
Обычные женщины, подрабатывающие в публичных домах, тоже становились героинями их сюжетов. В отличие от целомудренных дев только они соглашались позировать обнаженными. Рисовать проститутку было проще из-за распространенности самого явления. То ли художникам надоело обращаться к античным историям, то ли в столь дерзкой форме они критиковали развращенное деньгами и прелюбодеянием общество. Так или иначе жрицы любви вдохновляли мастеров, сокращающих дистанцию между высокоморальным искусством и низменными плотскими страстями.
Эдуард Мане, «Олимпия»
Эта картина стала причиной одного из самых грандиозных скандалов в истории искусства. На картине изображена обнаженная женщина. Левой рукой она прикрывает свои гениталии, а правой — опирается на высокие белые подушки.
На картине стоит подпись и дата: éd Manet 1863. Моделью Олимпии послужила любимая натурщица Мане — Викторина Мёран. Однако есть теория, что Мане использовал в картине образ известной куртизанки, любовницы императора Наполеона Бонапарта Маргариты Белланже. Имя Олимпия было почти нарицательным в то время, так называли куртизанок. Символика картины также подтверждает то, что образ жизни изображенной женщины далеко не такой «правильный»: цветок в волосах, лента на шее — все говорило о сомнительном роде занятий дамы.
Но самое большое возмущение вызвал ее взгляд. Не потупленный взор скромницы, а прямой, почти скучающий взгляд (также уверенно смотрит кошка). Кажется, что это не зритель оценивает ее, а девушка смотрит на него. Она лежит в расслабленной позе в ожидании клиента, о приходе которого свидетельствует букет в руках служанки.
Однако картина рассказывает не только об этом: куртизанка может похвастаться роскошью и определенным положением в обществе. Она нарисована как королева или богиня. Это также подтверждает тот факт, что падшие женщины играли весомую роль, подчиняя себе жадных до сладострастия представителей буржуазии.
Биограф художника Эдмон Базир писал: «Он задумал и выполнил "Олимпию" в год своей женитьбы (1863), но выставил ее только в 1865 году. Несмотря на уговоры друзей, он долго колебался. Осмелиться — вопреки всем условностям — изобразить голую женщину на неприбранной постели и возле нее — негритянку с букетом и черную кошку с выгнутой спиной. Написать без прикрас живое тело и подкрашенное лицо этой модели, растянувшейся перед нами, не завуалированное каким-либо греческим или римским воспоминанием. Вдохновиться тем, что видишь сам, а не тем, чему учат профессора. Это было настолько смело, что он сам долго не решался показать "Олимпию". Надо было, чтобы кто-нибудь подтолкнул его. Этот толчок, которому Мане не мог противостоять, исходил от Бодлера».
Анри де Тулуз-Лотрек, «Туалет» (La Toilette)
Художник XIX века, рисовавший проституток, был не просто без ума от продажной любви. Он писал таких дам в удивительно реалистичной манере, «играл с ними в игры, приносил им подарки и показывал женщинам свою студию, он водил их в рестораны, цирки и театры». Тулуз-Лотрек даже жил в нескольких борделях, называя себя «аристократом, отрезанным от себе подобных». В данном случае он обыгрывал свои внешние особенности: из-за нескольких детских травм и наследственного заболевания Анри отличался низким ростом и короткими ногами.
Умер Анри в возрасте 36 лет от алкоголизма и, по иронии судьбы, от сифилиса, которым его заразила одна из «жриц любви».
Эта картина изображает рыжую женщину, повернутую к зрителям спиной. Она обнажена по пояс, ноги раздвинуты, и она явно только что закончила какие-то гигиенические процедуры.
Натурщицей художника выступила Кармен Годен. Она работала прачкой, но, чтобы как-то свести концы с концами, временами ей приходилось подрабатывать проституцией.
Эта работа, как часто бывает у Лотрека, изображает проституированных женщин не в сексуализированной, вызывающей манере, а показывает их бытовую жизнь «как она есть». Также его любимыми персонажами были певички, танцовщицы кабаре, актеры, циркачки, алкоголики, нищие... И интересовали его не столько лица, сколько настроение и движение в моменте.
Анри Жерву, «Ролла»
Картина написана в 1878 году. Хотя ранние работы Жерве затрагивают мифологические мотивы, позже художник переключился на сцены из парижской жизни, в том числе он изображал и обнаженных женщин. Так его постепенно заинтересовала проституция, отображаемая в искусстве без прикрас.
Одна из самых престижных выставок Франции, Парижский салон, с благосклонностью принимала его картины. Все, кроме «Роллы». Но когда полотно позже все же попало на обозрение, собралась целая толпа, чтобы посмотреть на нее.
Жерве вдохновила на эту картину одноименная поэма Альфреда де Мюссе. В этой сцене юный гедонист и сластолюбец Ролла собирается заняться сексом с несовершеннолетней Мари. О том, что она занимается проституцией, говорят косвенные детали: ее одежда, поза, украшения, в беспорядке сваленные на туалетном столике. Ролла же напряжен и жаждет овладеть юной прелестницей — на это намекает и трость, выглядывающая из-под одежды.
Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы»
«Авиньонские девицы» — первая картина кубического периода Пикассо, написана в 1907 году. Сначала художник назвал картину «Философский бордель», но позже его друг Андре Сальмон переименовал полотно в «Авиньонские девицы».
По одной из версий, «сюжет» картины навеян борделем в барселонском Готическом квартале на улице Каррер д’Авиньо. На полотне изображено пять обнажённых женщин, написанных в разной манере. Именно две правые фигуры, чьи лица напоминают африканские маски, и знаменуют рождение кубизма.
Картина с проститутками настолько необычна, что завораживает не столько своей темой, сколько абстрактностью и угловатостью. С этой работы Пикассо начался процесс обновления живописи, подразумевавшей разрушение прежних сюжетов, линий, цветов, форм и ориентиров.
Тома Кутюр, «Ужин после маскарада»
Полотно относится к обширной и известной серии Кутюра, посвященной персонажам итальянской комедии дель арте, или комедии масок. На картине лежащая женщина — известная парижская куртизанка Алина Ози. А вот в образе мужчин можно без труда узнать автопортретные черты художника.
Место, где расположились утомленные друзья, — модный ресторан «Золотой дом», среди завсегдатаев которого были братья де Гонкур, А. Дюма-сын и сам Кутюр. Художник, рисовавший проституток, своим творчеством подчеркивал, что на Париж обрушился разврат, а общество погрязло в удовольствии и роскоши. Подобные работы становились укором и уроком для современников гениев живописи.
Эгон Шиле, «Черноволосая девушка с задранной юбкой»
Шиле — австрийский живописец и график, один из знаменитейших экспрессионистов начала XX века. В его арсенале не только масса автопортретов, но и полотна с собственным видением проституции в искусстве. Мастера часто уличали в приставании к натурщицам. В 1912 году Шиле арестовали по обвинению в растлении несовершеннолетней, а при обыске полиция обнаружила у него десятки порнографических рисунков. Впрочем, отделался он легко: его приговорили к краткосрочному тюремному заключению.
Девушка с черными волосами на его картине Schwarzhaariges Mädchen mit hochgeschlagenem Rock показана раскрасневшейся, ее губы разомкнуты в экстазе, ноги широко раздвинуты, демонстрируя всем желающим все подробности ее гениталий. Проститутка на картине — несовершеннолетняя, об этом говорит, в том числе, почти полное отсутствие лобковых волос. Даже сейчас картины Шиле вызывают у мноих возмущение и смущение. И можно только представить, что было в начале XX века. Критики называли их чересчур откровенными и даже порнографичными.