10 откровенных полотен гениев живописи
За многими шедеврами стоят столь громкие имена, что об их творчестве не слышал разве что ленивый. Безусловно, тема взаимоотношения полов и эротика является частью нашей жизни, заслуживающей внимания мастеров. Но подчас откровенные картины художников вызывают у зрителей смешанные чувства. От непонимания происходящего извращения до восхищения глубиной замысла. Таким видели секс великие личности и так отражали в искусстве популярные античные сюжеты.
«Неосторожность Кандавла»
Уильям Этти (1830)
Полное название картины — «Кандавл, царь Лидии, украдкой показывает свою жену Гигу одному из своих слуг, когда она ложится в кровать» — совершенно не оставляет простора для фантазии. Основой сюжета картины откровенного жанра послужила сцена из Геродота «История». Царь Лидии Кандавл хотел похвастаться красотой своей жены Нисы и предложил своему телохранителю Гигу подглядеть, как супруга будет разоблачаться.
Но Ниса заметила Гига и потребовала убить либо себя, либо Кандавла. Гиг, не нашедший, что на это возразить, выбирает второй вариант, убивает царя и занимает его место.
Идея картины для XIX века была вполне новаторской. Этти хотел подчеркнуть, что женщины не имущество и всякий, кто нарушит их права, должен быть наказан. Хотя ему пришлось неоднократно доказывать ее важную миссию, потому что полотно называли неприличным.
Картина выставлялась в 1830 году в Королевской Академии и сразу же была раскритикована, будучи воспринятой как циничная комбинация порнографического изображения и неприятного сюжета, насилия и аморальности. Так что некоторые самые откровенные картины художников не были оценены в свое время. Современники отзывались о «Неосторожности Кандавла» как о намеренной попытке Этти шокировать и возмутить публику.
«Леда и лебедь»
Франсуа Буше (1740), Микеланджело (1529)
Об известной античной истории близости Зевса и прекрасной Леды написаны многие откровенные картины художников всего мира. Буше предложил ее самую недвусмысленную трактовку.. Согласно сюжету повелитель богов Зевс является к прекрасной Леде в облике лебедя.
Эротический мотив неоднократно привлекал внимание гравёров эпохи Возрождения.
В начале XVI века три великих художника Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело и Корреджо создали картины с таким сюжетом. До наших дней сохранилась только последняя, да и то в обновленном виде, потому что герцог Орлеанский в припадке безумия исполосовал ее ножом.
Леонардо изобразил Леду, стоящую в обнимку с чёрным лебедем, тогда как у их ног ползает вылупившееся из яиц потомство. Сохранилось также несколько копий картины. Подобные откровенные картины художников отражают любовь и страсть без очевидной демонстрации сексуальных сцен. Но от того, что домысливает зритель, содержание скромнее не становится.
Микеланджело оказался более прямолинейным в своих трактовках, чем да Винчи, и изобразил довольную Леду не после секса, а непосредственно в процессе. Откровенная живопись будто гипнотизирует смесью насилия и нежности. Возникает ощущение, что дева пыталась бороться с настойчивой похотливой птицей, но сдалась и отдалась чувствам.
Считается, что откровенные картины Микеланджело, где девушки являлись в немыслимых позах и смелых образах, повлияли на развитие жанра фэнтези.
«Авиньонские девицы»
Пабло Пикассо (1907)
Это первая картина «кубического периода» Пикассо. Вдохновение художник черпал из картины Поля Сезанна «Купальщицы». Первое название картины — «Философский бордель». По одной из версий, сюжет картины навеян реальным борделем в барселонском Готическом квартале. На картине пять раздетых женщин в откровенных раскрепощенных позах как будто дожидаются встречи с клиентом.
Несколько полотен Пикассо посвящены теме борделей и продажной любви. И это далеко не самые откровенные картины, где формы девушки изображены странным образом. Такое видение мастера вызывало волну недовольства, особенно среди феминисток. Они утверждали, что его работы, изображающие женское тело, символизируют унижение и подчинение. Судя по тому, что отношения самого «дорогого» художника в мире со слабым полом не складывались, эти обвинение трудно опровергнуть.
«Брошенная кукла»
Сюзанна Валадон (1921)
История искусства знает не только откровенные картины мужчин, но и женщин. Французская художница получила известность, в том числе, благодаря своим честным и противоречивым полотнам, изображающим обнаженных женщин. У Валадон есть множество работ, воспевающих красоту девичьего тела в простой жизненной обстановке и быту. Но лишь одна из них вызывает у моралистов споры и смущение.
Героиня этой картины — девочка с детской еще прической, большим бантом и куклой у ног, но при этом у девочки уже сформировавшаяся грудь и далеко не детские формы. Открытым остается вопрос о сюжете картины: кто сидит рядом с ней — мать ли это, вытирающая дочь после купания, или хозяйка борделя, которая готовит девочку к первому сексу.
Сама художница не дает намека, который позволил бы уловить смысл. Видимо в этом и вся соль. Откровенные сюжеты в живописи обыгрываются столь мастерски, чтобы уберечь картины от явной пошлости и продемонстрировать их глубокую ценность.
«Арабский рынок наложниц»
Жан-Леон Жером (1866)
Продолжаем рассматривать откровенные картины французских художников в творчестве живописца и скульптора Жан-Леона Жерома. Художник неоднократно посещал Ближний Восток во время путешествий и часто бывал на невольничьих рынках. Его картина посвящена женщине-рабыне, идее похотливого доминирования мужчины над женщиной.
Обнаженная дева предстает перед богатыми покупателями, которые, судя по всему, проверяют ее прикус. Ее безропотное поведение свидетельствует об отсутствии каких-либо прав. Зачастую откровенные картины художников про любовь и страсть призваны показать нравы общества своего времени, а не вульгарность и низменность, которую зрители видят на поверхности.
«Великий мастурбатор»
Сальвадор Дали (1929)
Перед нами деформированное лицо, повернутое вниз. Из области шеи поднимается женская фигура, напоминающая музу художника Галу. Ее рот тянется к мужским гениталиям, скрытым под тонкой тканью. А прямо под перевернутым лицом сидит саранча — насекомое, которого художник очень боялся.
В ряде случаев откровенные картины мужчин символизируют впечатления, полученные ими в жизни при первом сексуальном опыте или не самые приятные ассоциации с близостью. «Великий мастурбатор» отражает двойственное отношение самого Дали к сексу.
Он рассказывал о случае, когда его отец оставил на пианино книгу с фотографиями гениталий, поражённых венерическими заболеваниями. Дали они так шокировали, что он стал ассоциировать секс с гниением и разложением. Молодой человек долго отвергал половые контакты в реальной жизни. Зачастую в картинах откровенная живопись потрясает не наготой или позами, а пережитым автором трагизмом.
«Похищение дочерей Левкиппа»
Питер Пауль Рубенс (1618)
Хотя лица героев не искажены злобой и не застыли в гримасе ужаса, о сексуальном подтексте свидетельствует другое, более смелое и прямолинейное название картины: «Изнасилование дочерей Левкиппа».
Страстный и агрессивный сюжет откровенной картины — миф о братьях Диоскурах, сыновьях Зевса и Леды, Касторе и Поллуксе, которые похитили дочерей царя Левкиппа Гилаиру и Фебу. Из-за похищения девушек, уже обещанных другим женихам, между Диоскурами и Афаретидами разгорелась ссора, которая привела к смерти братьев. Хотя по другой версии, все было совсем наоборот: братья остались живы, а Афаретиды погибли.
Критики отмечали, что в его классические, в том числе религиозные, темы часто привносились слишком откровенные сцены, и на картины ложился налет пошлости. Рубенс стремился изображать человека таким, какой он есть, из плоти и крови, без воспитательного или философского подтекста. При этом художник не работал с обнаженными натурщицами в мастерской. Он писал лишь их лица. Все остальное лишь работа воображения мастера.
«Монах в кукурузном поле»
Рембрандт (1646)
Тот, кто знаком с творчеством Рембрандта, удивится настолько бесцеремонному полотну старого мастера. Обычно очень сдержанного и не склонного писать обнаженную натуру. Размер изображения очень невелик, в центре композиции — нечестивый монах, нарушающий целибат с молочницей. Недалеко от пары — фермер с серпом, намекающий на то, что блаженство влюбленных скоро кончится.
Нередко самые откровенные картины в мире несут в массы изображения гениталий и моменты совокупления. Полотно Рембрандта являет собой пример торжества похоти и последующее за проявление слабости наказание.