Не одна за всех: как добиться от партнера помощи с бытовыми делами?
Прежде всего прочти небольшой тест и отметь те пункты, которые описывают твою жизнь.
- Я делаю большую часть домашних дел: приготовление пищи, уборка, стирка, мытье посуды, мелкий ремонт и т. д.
- Я занимаюсь детьми: воспитываю дома, вожу в сад и школу, составляю график и развожу их по кружкам, врачам и друзьям, покупаю одежду, игрушки и подарки.
- Я ищу и общаюсь с персоналом: няни, уборщицы, электрик и т .д.
- Я организовываю досуг семьи: праздники, встречи, мероприятия, отпуск.
Если ты отметила хотя бы две опции (при отсутствии детей замени этот пункт на старших родственников), значит, ты главный специалист по быту в своей семье. Большая часть твоих повседневных задач вообще никак не учитывается — ни партнером, ни тайм-менеджментом! Наверняка у тебя еще есть работа, в том числе и офисная. И даже если ты имеешь свободное время и какие-то интересы, отличные от интересов семьи, тебя часто прерывают и заставляют менять планы.
Узнала себя? Увы, хотя в последние годы мужчины все чаще берут на себя некоторые обязанности, а кое-кто идет в декрет вместо женщины, неравенство в невидимых делах остается очевидным.
В 2017 году американские ученые исследовали быт 35 семейных пар среднего класса, с высшим образованием и хотя бы одним ребенком в возрасте до пяти лет. Их бытовые задачи разделили на четыре группы:
- Признание: оценка нужд, проблем, возможностей.
- Идентификация: поиск вариантов для решения задач из предыдущей группы, разговоры с людьми, поиск в интернете.
- Решение: выбор из полученных вариантов.
- Мониторинг: уверенность в том, что проблема решена.
Оказалось, что признанием и мониторингом обычно занимаются женщины, а поиском вариантов и принятием решений — мужчины. В семьях с более низким уровнем образованности и доходом женщины зачастую выполняют все пункты.
Почему домашние дела так сложно учесть?
В первую очередь потому, что их порой действительно не видно!
- Женщина может отвечать на звонок воспитателя в детском саду, одновременно работая над проектом в офисе («Ты же работаешь!»).
- Записываться к врачу, стоя в пробке («Ты же едешь домой и отдыхаешь за рулем!»).
- Вытирать пыль, смотря сериал («Ты же отдыхаешь!»).
- Увидев в холодильнике сгнивший помидор, поставить мысленное напоминание, что нужно купить новые, причем не позже завтрашнего дня, параллельно собираясь на работу («Это же такая мелочь!»).
- Проверять, не началась ли запись в нужный кружок, лежа на пляже в шезлонге, пока младшие дети копают песок, а старшие заплыли дальше, чем следовало («Ты же в отпуске!»).
Все эти мелочи мешают полностью расслабиться или сосредоточиться на одном деле в один момент времени. К тому же домашние дела часто становятся причиной ссор, потому что мужчины не понимают, сколько на самом деле на это уходит времени и сил. И мало кто способен за это похвалить. Ведь покрашенная стена в комнате видна всем, а посуду нельзя вымыть на год вперед, при этом она магическим образом всегда чистая!
Как изменить ситуацию?
Специалисты предлагают воплотить в жизнь такой план:
- Отслеживай все бытовые мелочи, которые ты делаешь в течение недели. В том числе то, что ты совершаешь во время работы или за утренним кофе.
- Оцени, сколько всего ты делаешь, не замечая этого. Пойми, что тебе нужны перерывы, и не забывай о своем здоровье.
- Поделись записями с партнером и обсуди, как распределить домашние дела на двоих. Когда он своими глазами увидит, сколько всего ты делаешь, наверняка захочет помочь. Разберитесь, кому какие задачи больше нравятся.
- Выдели время, когда ты занята только работой, спортом или отдыхом. Не давай мозгу вернуться к бытовым мелочам. Если ты захочешь быстренько записать то, о чем подумала, чтобы не забыть, сделай это, но действительно быстро. Со временем заметишь, что тебе это больше не нужно.
- Найди способы облегчить бытовые задачи. Поставь приложение для планирования меню, которое заодно составит список покупок, заведи общий календарь для всей семьи, купи посудомоечную машину... Увидишь, как даже эти простые шаги улучшат твою жизнь!