«Я интроверт, поэтому мне не очень интересны разные публичные истории»: Игорь Манн об успехе и личном бренде
Как описать тремя словами личный бренд «Игорь Манн»?
Автор, издатель, консультант. Автор, потому что написал больше, чем 50 книг, и я знаю, что это очень много. Также я консультирую с 2005 года, у меня несколько консалтинговых компаний. Одна занимается созданием позиционирования. Другая помогает девелоперам с маркетингом и продажами. Третья занимается усилением онлайн-продвижения. Еще я — со-основатель двух издательств: «Манн, Иванов и Фербер» («МИФ») и «Книгиум».
Благодаря каким качествам удалось прийти к этому?
Трудолюбие, энтузиазм и системность.
Кстати, вы слышали, что сейчас новый тренд — отказываться от того, чтобы быть номером один, потому что это вгоняет людей в невротизм?
Не знаю, мне нормально с этим живется. Когда я писал книгу «Номер один», мои коллеги из издательства «МИФ» сказали: «Игорь, давай ее назовем "Номер два"» — так книга привлечет больше читателей». Увы, в нашей стране мало целеустремленных и амбициозных людей, а мне бы хотелось, чтобы их было больше.
Поэтому называть книгу «Номер два» я, конечно, не буду. Я не слышал, что есть такой тренд. Мне кажется, что это просто те, у кого не получились реализовать себя, делают хорошую мину при плохой игре и так откатывают назад.
Вам с детства знакомо лидерство?
В школе я часто участвовал в общественных мероприятиях, в институте тоже был секретарем комитета комсомола. Поэтому да, думаю, что лидерство формируется с детства.
Развитие личного бренда для публичного человека становится профессиональной рутиной, как при этом не потерять интерес?
Не знаю, честно — у меня самого он угасает. Признаюсь, что я иногда с завистью смотрю на плодовитых коллег, которые с безумной скоростью выпускают сториз и генерируют посты. Когда-то у меня тоже был год, когда я каждый день выдавал по несколько постов, однажды за сутки сделал 36 публикаций.
Меня предупреждали, что за это меня могут забанить — но я хотел показать, что ты можешь производить качественный контент в достаточно большом количестве. Но иногда руки опускаются. В прошлом году я написал 10 книг, а в этом — всего одну.
Мне кажется, каждый выдыхается. Кто-то раньше, кто-то позже. Например, я запустил канал на YouTube, потом перестал его вести. В общем, завидую людям, которые могут в режиме нон-стоп продолжать заниматься своим личным маркетингом.
К тому же я интроверт, поэтому мне не очень интересны разные публичные истории. Не могу сказать, что у меня есть секрет, как себя в этом победить. Нужна жесткая дисциплина и четкий план. Если тебе что-то нужно, ты это делаешь. Поэтому я обычно говорю, что один из принципов моего личного маркетинга — что-то делать регулярно.
Например, сегодня утром я уже выступал, в зале было 300 участников. Многие из них сделают посты в социальных сетях, поэтому считаю, что свою сегодняшнюю задачу по продвижению я выполнил. Завтра у меня мастер-класс в Санкт-Петербурге, тоже поставлю «галочку». В другой день я сделаю пост, потом дам интервью. Скоро буду выступать на форуме «Грани личного бренда».
То есть самое главное — каждый день что-нибудь делать из того списка, который ты для себя составил, который тебе подходит. Если не хочешь выступать, пиши посты, не хочешь писать посты, записывай подкасты. Делай то, что тебе нравится, но делай это регулярно.
Может новая книга будет называться «Личный маркетинг для интровертов»?
Почти. Сейчас я заканчиваю книгу, которая называется «Личный маркетинг без бюджета». Я прочитал больше 70 книг на тему маркетинга и личного бренда. И понял, что такой книги, которую я пишу, нет еще ни у кого. В ней несколько десятков вопросов, которые нужно себе задавать, отвечать на них и выполнять определенные упражнения. Это поможет приблизиться к созданию правильного личного бренда.
Личный маркетинг для меня это системная и непрерывная работа над своим профессионализмом, личными качествами и повышением узнаваемости, что приводит к определенным результатам. Я всегда говорю, что нужно начинать с результатов: заглянуть в будущее и посмотреть, что вас будет мотивировать заниматься личным брендом.
Для меня один из таких мотиваторов — потеря известности. Как-то, когда у меня было 200 тысяч подписчиков в социальных сетях, я резко бросил писать посты. Как вы думаете, сколько подписчиков меня потеряли?
Мне написала всего одна девушка: «Игорь, я подписалась на вас неделю назад, а вы перестали писать. Вы вообще собираетесь возвращаться?». На самом деле мы никому не интересны. Грустно осознавать, что тебя быстро забудут, поэтому лучше все же регулярно производить качественный контент.
Есть ли у вас синдром самозванца?
Конечно, есть. Я периодически страдал от заниженной самооценки, но потом придумал отличное упражнение, которое назвал «Только я». Садился и писал, чего я достиг в сравнении с одноклассниками и однокурсниками за свою жизнь. Например, я был первым учеником, кто закончил школу с золотой медалью за 10 лет ее существования.
Был единственным, кто из всего класса поступил учиться в Москву. Был одним из первых кандидатов экономических наук, который защитил кандидатскую по маркетингу. Был единственным российским топ-менеджером, который работал в Европе три года и отвечал за маркетинг в 74 странах мира.
Я автор 52 книг и знаю всего двух людей, которые написали больше книг, чем я. Также я за год прочитал 553 деловые книги. Всегда есть то, чем можно гордиться. Важно каждый год обновлять свой список достижений, чтобы видеть прогресс. Потому что если в течение 2−4 лет ничего не меняется, значит, нет динамики, и это плохой результат.
Есть у меня синдром самозванца, но есть и способ с ним бороться и активно его рекомендую другим.
Делегировать команде или делать самому? С какими этапами вы сталкивались на разных этапах развития личного бренда?
Самый печальный этап личного бренда — это когда у тебя околонулевая узнаваемость. Уже в 2003 году меня называли нашим российским гуру маркетинга, а подписчиков в Инстаграм у меня было 20 тысяч. Хорошо, что у меня был знакомый, с которым мы поспорили, что за год я увеличу это количество до 100 тысяч человек.
Сейчас у меня около 400 тысяч подписчиков в соцсетях, и я реально сопереживаю тем людям, которые хотят пробить потолок и вырасти в подписчиках, но у них это не получается.
Раньше ты, например, написал книгу, стал автором, это было значимым достижением. А сейчас эти книги у каждого второго или третьего. Сегодня очень сложно пробить потолок неизвестности в мире, который пропитан рекламно-информационным шумом.
Сталкивались ли вы с выгоранием от своей публичности?
Постоянно. Например, если бы я не был интровертом, то сегодня остался бы после выступления, пошел на фотосессию, пообщался с фанатами, а я сбежал. Меня поймали, взяли интервью, я ответил на вопросы и ушел. Я знаю многих людей, которые переступают через себя, иногда и я могу включить турбо-режим и что-то делать, если нужно. А если я могу избежать дополнительной публичности, то с удовольствием это делаю. Больше всего я люблю сидеть дома в кресле и никуда не выходить, но иногда приходится это делать — ехать, лететь, выступать, консультировать.