«Вызов принят»: как девушка с тягой к творчеству открыла бизнес с чат-ботами
Я занимаюсь делом, которым горю, – у меня семейный бизнес, специализирующийся на разработке чат-ботов для компаний.
Мечтала ли я об этом в детстве? Нет. Это сейчас малышей отдают в кружки информационных технологий с 4–5 лет, и они чувствуют себя в этой сфере как рыбы в воде. А тогда, в конце 90-х, на моей малой родине в Амурской области разговоров-то об IT даже особо не было. В то время меня занимал КВН. Поэтому и желания все были около артистической деятельности. Хотя один показательный случай из детства есть: в день, когда в школе поставили компьютеры, огонек любопытства начал разгораться. Правда, дома такой техники не было, а разобраться в ней ух как захотелось. Так я и поступила на факультет математики и информатики Амурского государственного университета.
С мужем, а теперь еще и партнером по бизнесу, мы познакомились, участвуя в студенческом КВН.
После ВУЗа дела в гору пошли не сразу: Ваня ушел в армию, а я программистом в Амурстат. За год, конечно, я научилась многому, но, истосковавшись по творчеству, устроилась в управление по делам молодежи администрации города Благовещенска. Там столкнулась с обратной ситуацией: полно веселья и ноль технологий.
В общем, муж вернулся из армии, мы решились на свое дело, где сможем реализовать наши сильные стороны – креатив и технологичность.
Так появилось два направления – организация и проведение событий на Дальнем Востоке и разработка IT-сервисов для ивент.
Так как бизнес-образования у нас нет, в финансовых вопросах поначалу приходилось действовать на ощупь, и, конечно, были ошибки.
Но я никогда не воспринимала их как провал, всегда как опыт, за который благодарна. Теперь знаю, что не надо стесняться. А вот спрашивать у экспертов, кто прошел уже этот путь, – обязательно. Тем более сейчас благодаря соцсетям с этим вообще нет проблем. Люди готовы делиться знаниями.
Очень классно, что государство выделяет деньги на поддержку малого и среднего бизнеса.
Если посчитать, национальные проекты вложили в наш бизнес около миллиона рублей. Мы воспользовались разными вариантами: сделали сайт для нашей компании ITD, запаковали франшизу для проекта «Резиденция Деда Мороза», участвовали в В2В-переговорах с иностранными компаниями. Для которых, кстати, нам подготовили и перевели профайл на четыре языка.
В нашем регионе очень активно ведут себя сервисы «Мой бизнес» и «Центр экспорта».
Из каждого «утюга» рассказывают про меры поддержки. И надо сказать, сообщество предпринимателей, в котором я нахожусь, не только знает про эти меры, но и активно пользуется ими, особенно по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство». Конечно, это взаимовыгодное сотрудничество государства и бизнеса, от которого могут выиграть многие, и мы оказались среди них.
Первый масштабный проект с точки зрения количества пользователей мы запустили для компании «Роснефть» в 2017 году. Они ежегодно проводят традиционную спартакиаду.
Была задача с помощью чат-бота выстроить коммуникацию между организаторами, судьями, спортсменами и болельщиками. Вся информация, срочные новости, результаты игр, расписания соревнований, выдача QR-кодов для посещения столовой спортсменам. Всем этим можно было пользоваться через Telegram благодаря нашим усилиям.
У нас были успешные кейсы, но заказчики все равно плохо понимали, что такое чат-боты и зачем они нужны.
А потом хоп – и пандемия. И как понеслось! «Живые» мероприятия у многих застыли, а вот онлайн-поле расцвело. В этом время мы разрослись до полноценной компании ITD. Теперь разрабатываем чат-ботов не только для своих внутренних проектов, но и работаем с агентствами из Москвы и Санкт-Петербурга.
Я не из тех, кто считает, что всем все по плечу и главное – очень захотеть.
Нет. Должно сложиться много факторов, чтобы стрельнуло. Для меня это время: пандемия сыграла на руку: когда все пошли в онлайн, мы были готовы там их принять. Ну и, конечно, очень важна команда. Чтобы она подобралась сильной, без лидерских качеств никуда. Нужно уметь вовлекать людей и по-настоящему ценить их.
Мне повезло. Мой муж изначально мой друг. Мы дополняем друг друга, но не смешиваем дела рабочие и семейные.
В бизнесе муж отвечает за код, работу программистов, а на мне менеджмент и маркетинг. Я больше организатор, что ли. А он руки и голова. Дома о работе особо не говорим. Как-то так вышло, что уважение и доверие с дружеских отношений перешло в семейные и в рабочие, поэтому никогда не было проблем. Каждый из нас понимает свою роль в зависимости от места.
И я не считаю, что девушкам в бизнесе сложнее.
Заниматься предпринимательством тяжело, кем бы ты ни был. Если просто, то, скорее всего, что-то не так. Правда, есть период, когда женщине действительно не до бизнеса – это первое время после появления детей. К этому стоит готовить бизнес заранее, чтобы все процессы продолжали работать. Конечно, предусмотреть все нельзя. Например, пандемия. О ней мы не подозревали. Как, впрочем, и все. Вот тут уже проверяется характер. А я из тех, кто любит фразу «Вызов принят!».
На правах рекламы