История успеха Екатерины Тулуповой и Олеси Ситниковой
Как вы стали дизайнерами интерьера? Выбор профессии был осознанным?
Екатерина: В детстве я очень любила выражать свои мысли через графические рисунки. Шесть или семь лет посещала художественную школу, участвовала во многих выставках, в том числе и международных. Даже за границу ездила — раньше было принято давать путевки за первые, вторые и третьи места. Во Владивостоке, где я тогда жила, факультет дизайна и архитектуры не был представлен так, как в столичных вузах, поэтому после окончания школы я начала учиться журналистике. Потом был переезд в Москву, и я поняла, что хочу следовать своему призванию. Поступила в Московский энергетический институт. Это была не мечта и не внезапное желание стать дизайнером. Это было призвание с детства.
Олеся: В моем случае наоборот — профессия выбрала меня. В старших классах я четко представляла, что хочу поступать на экономический факультет, но в десятом неожиданно для себя выиграла конкурс «Зодчество-99». Моя работа называлась «Обновление» и представляла собой коллаж – обновляющаяся планета. Преподавательница предложила мне подготовиться к поступлению на архитектурный факультет, и через год я успешно сдала вступительные экзамены.
Какая была ваша первая работа?
Екатерина: Я работала в дизайн-студии, которая тогда только открылась. Там у меня была возможность окунуться в процесс реализации дизайн-проекта, поучаствовать в переговорах с заказчиком, выносить идею, проконтролировать, как все происходит на стройке. Но необходимый для нынешней работы инструментарий я набрала во время обучения на мастер-курсе в Милане.
Олеся: А моя первая работа была в архитектурном бюро на должности архитектора. Я занималась разработкой концепций, два года проектировала общественные и жилые здания. Постепенно поняла, что мне интересней заниматься интерьерами. Еще около года я проработала архитектором-дизайнером. В 2008 году большинство проектов было заморожено на неопределенный срок, и я приняла решение уехать на стажировку в Милан. Там мы с Катей и познакомились, хотя учились в разных вузах. Катя – в Миланском техническом университете (Politecnico di Milano), а я – в Европейском институте дизайна (Insituto Europeo Di Design).
Мастер-курс в Милане был насыщенный?
Олеся: Очень насыщенный. Бессонные ночи, лекции с утра до вечера. Но все это незаменимый опыт, на мастер-курс приезжают студенты из разных стран. И это не просто студенты, а готовые специалисты с первым образованием и опытом работы. Было очень интересно работать над проектами в международной команде.
Какое у вас впечатление от специалистов из других стран?
Екатерина: У меня на курсе было человек 40. Почти все с первым высшим. Многие ребята были общительными, позитивными, терпеливыми, внимательными. Они были в большей степени готовы работать в команде, чем специалисты из России. Каждый из них обязательно в чем-то был гуру: кто-то невероятно хорошо владел 3D-визуализацией, а кто-то автокадом. Почти все знали минимум три языка. Было очень любопытно поработать с ними.
Олеся: Европейские специалисты очень большое внимание уделяют бюджету проекта и общей концепции, дают обоснование каждой детали. Ответ «это красиво» не работает. Необходимо провести исследование рынка, найти новые материалы, удешевляющие процесс. Это был новый подход для меня.
А в чем заключалась практика?
Екатерина: Ты приходишь в дизайн-студию, тебе назначают наставника – тьютора. Он вводит тебя в курс дела и несет ответственность за твою работу. Отработать нужно минимум три месяца. Я работала в студии Умберто Занетти. Сделала несколько экспозиций для фотографа Габриэля Базилико. Моя задача заключалась в том, чтобы грамотно выбрать пространство, разместить в нем фотографии, сформировать их между собой, выделить центр, согласовать с автором. Очень увлекательный творческий процесс.
Не было соблазна остаться?
Екатерина: Соблазна точно не было, они очень мало платят. Так у них построена экономика. И еще все наши друзья и связи в России. Здесь мы намного полезнее, чем там.
Олеся: В России для нас намного больше возможностей. Открыть в нашем возрасте студию в Европе почти невозможно. Неместные специалисты там на вторых ролях. К тому же, на тот момент мы с Катей уже были не один год в браке. Нас ждали дома.
После возвращения из Италии ваша карьера пошла в гору?
Олеся: Я разослала резюме в студии, где видела себя на должности дизайнера. Устроилась в одну из них и проработала около года. Это было время адаптации. Решение заниматься своим делом приняла спокойно и осознанно.
Екатерина: А я в тот год наслаждалась тем, что не нужно рано вставать и к назначенной дате вместе с тремя иностранцами готовить какой-то проект. Я доделывала свою квартиру, применяла достаточно смелые шаги. Впоследствии мы с Олесей приглашали в мои апартаменты наших клиентов и показывали, что стены можно красить в серый и что не нужно бояться ярких элементов в декоре. Олеся тогда еще ярко проявила себя в проекте на НТВ, была волна отзывов. В этот благоприятный период мы сделали свою страничку в интернете, потом арендовали офис. Шаг за шагом набрали клиентов.
Екатерина, а что в интерьере ваших апартаментов может удивить?
Екатерина: Деревянный пол на кухне, деревянный пол в санузле. Авторская фурнитура. На моей кухне расположены гигантские посеребренные рыбы – это ручки. Очень удобные. Микс из цветных обоев и темно-серой краски. Яркие эклектичные решения по смешению в одном пространстве двух стилистик – очень современной и более традиционной. Если вы посмотрите сайты известных декораторов, обычно самые смелые дома – их собственные. Некое селфи – отражение себя в интерьере.
Олеся, расскажите про проект на НТВ, где вы так ярко себя проявили.
Олеся: Я участвовала в передаче «Квартирный вопрос» и должна была спроектировать кухонную зону для семьи из четырех человек – молодой пары с ребенком и бабушки. Папа на тот момент был барменом, он и задал тематику проекта. В процессе работы над концепцией меня вдохновила новая коллекция керамогранита с черно-белым рисунком под дерево. Зону столовой я решила выделить с помощью фрески, на которой были изображены элементы чайного сервиза. Работать в рамках телевизионной передачи — интересный опыт. Было здорово!
А как вы обыгрываете увлечения заказчика?
Екатерина: Секрет в самых первых встречах. Важно прочувствовать, как живет заказчик. Понаблюдать за ним, за скоростью его мысли, чувством юмора. Моя задача, глядя на планировку квартиры, — увидеть, в каких местах человек должен ощущать себя максимально комфортно, и именно в этом месте предложить самые яркие ткани, самые удобные кресла. Нужно подумать, куда чаще будет падать взгляд хозяина, и, возможно, в этих местах можно сделать какие-то акценты, например, разместить предметы его гордости. Такими шажками по всей квартире мы создаем концепцию деталей, подчиняем ее определенному смыслу.
Олеся, в одном из интервью вы сказали, что по цветовой гамме одежды заказчика можно предположить, в каком интерьере он мечтает жить. Это действительно работает?
Олеся: Да, бывают случаи, когда цветовая гамма, которую заказчицы используют в одежде, появляются и интерьере. Каждый раз это очень индивидуально.
В вашем тандеме есть разделение обязанностей?
Олеся: Строгого разделения нет, но мы друг друга дополняем. Катя уделяет больше внимания деталям, а я проекту в целом. А еще вдвоем очень здорово вести переговоры.
Екатерина: Когда перед нами сидит семейная пара, им тяжело слышать нас обеих. Каждый супруг лучше слышит того дизайнера, чей подход ему ближе. Да и у нас с Олесей по жизни разные фокусы внимания. Вдвоем проще зафиксировать больше аспектов информации, нежели в одиночку.
Олеся: Мы убеждены, что один специалист не может создать то, что способен выдать тандем или группа дизайнеров. Коллегиальное решение всегда интереснее.