Как инфоцыгане нами манипулируют и как им противостоять: объясняет психолог
Наблюдая за идеальной повседневностью лжегуру в социальных сетях, трудно не поддаться соблазну. Многим так и хочется сказать: «Возьми все мои деньги, только научи быть таким же как ты». Такие мысли возникают потому что, находясь в сложной жизненной ситуации и фокусируясь на мечтах из детства, человек начинает верить в чудо, ради которого даже готов продать все имущество и взять кредит на новый курс.
В действительности же образ жизни «экспертов по ресурсному состоянию» крайне далек от реальности. Лжегуру выходят в сторис, показывая шикарную яхту и попивая игристое под музыку, тем самым мотивируя на такую же «счастливую и роскошную» жизнь. Однако на деле оказывается, что все атрибуты богатства взяты в аренду для прогрева к очередному курсу «успешного успеха». Бюджет ограничен, оплачен видеограф, режиссер, нужно окупить рекламу, на бюджет которой снята яхта, поэтому на съемку есть всего час времени. Чтобы зритель не успел подумать, что на отдыхе, вместо того, чтобы наслаждаться жизнью, король развода с каплями пота от напряжения бешено создает контент, появляются лозунги «Ты можешь также! Купи курс».
У лжегуру могут быть совершенно разные характеры: одни взбалмошные и тщеславные, в глазах подписчиков они выглядят решительными и смелыми, а другие — невероятно наивные. Однако все как один влюбляют в себя зрителя и завоевывают кредит доверия, и, соответственно, повышают лояльность аудитории и стоимость нулевого по ценности инфопродукта.
Что заставляет верить инфоцыганам
У лжегуру обширный арсенал приемов и способов психологического воздействия на аудиторию. Вот что в него входит:
- Эмоциональная манипуляция. Использование яркого контента, который будоражит сознание и буквально трогает за живое, а потому вызывает сильный внутренний отклик. Это помогает убедить людей в том, что получить желаемое, купив курс или гайд, вполне реально и даже очень просто. Все «продавцы счастья» используют одну и ту же схему точки А и Б. От «Я жил в бараке и покупал булку хлеба на последние деньги», до «Я за год сделал что-то и купил яхту, виллу и тд...И ты так можешь». В моменте человек вдохновлен картинкой, поэтому думает, что достаточно купить инфопродукт, сделать пару шагов по инструкции и деньги посыпятся с неба. Однако эта мотивация очень краткосрочна и впоследствии становится большой проблемой, потому что проще послушать курс и мечтать о прекрасном будущем, чем усердно трудиться на протяжении долгого времени.
- Подтверждение предубеждений. Представление информации, которая подтверждает существующие у человека убеждения или опасения, что делает ее более привлекательной и легче принимаемой. Например, «Я такой же как и ты...» — лжегуру добавляет к своей идеальной картинке нотку переживаний и сомнений, чтобы зритель поверил, что он не один.
- Количество и время ограничены. Короли развода давят на триггеры времени. Например, рассказывают про подписчицу, которая еще вчера боялась покупать курс в рассрочку, но все таки рискнула, а уже сегодня на ее счете лежат миллионы. Главный посыл — это мог бы быть ты. Еще одни излюбленные и исправно работающие триггеры: «Такая цена только сегодня», «Осталось всего 3 места», «Следующий запуск только через год». Потенциальному покупателю всеми силами пытаются внушить, что такой выгодной возможности изменить свою реальность у него больше никогда не будет.
- Использование авторитета. Ссылки на авторитетные источники или известных экспертов для убедительной аргументации. Хотя иногда все это не соответствует действительности и фактам. Например, Пирамиду потребностей по Маслоу использовал буквально каждый лжегуру, причем совершенно безграмотным образом. К сожалению, в век прогрессивных технологий пользователи редко глубоко погружаются в тему. Услышав «Маслоу», многие думают, что это научно обосновано, а значит «Кумир знает о чем говорит». А то, что на самом деле Маслоу не причастен к созданию Пирамиды, это уже не важно. Более того, теория Маслоу гласит, что у человека одновременно может быть несколько потребностей и это совершенно нормально. В то время как лжегуру утверждают, что, пока мы не закроем физические потребности, не сможем перейти на более высшую ступень пирамиды. Такого попросту не было ни в одной работе, а популярность искаженной теории Маслоу банальная ошибка перевода книги Макгрегора «Человеческая сторона предприятия» 1960 года.
- Искажение фактов и ложь. Лжегуру нацелены только на то, чтобы убедить зрителей, что они богаты и знамениты. Поскольку зачастую эта «правда» далека от действительности, приходится лгать или недоговаривать, чтобы ввести людей в заблуждение, а точнее — заставить поверить в сказочную сказку. Гуру легализованного мошенничества, искажая факты, формируют представление, что сами устанавливают правила в своей жизни, в которой они и бизнесмены, и коучи, и творцы, и все на свете.
Как не поддаваться на манипуляции?
Чтобы не поддаться на уловки «продавца счастья» и отличить настоящего профессионала от мошенника, важно:
- Проверять источники. Проверяй информацию в различных источниках, по-максимуму изучай все доступные сведения. Убедись в образовании и достижениях эксперта в его сфере деятельности, особенно если он кажется слишком эмоциональным или что-то категорично утверждает.
- Развивать критическое мышление. Активно анализируй информацию, прежде чем делать какие-либо выводы и тем более приобретать курсы и обучения в кредит. Если обещают результат, который напрямую зависит от инфопродукта, считывай это как: «Срочно отписаться, передо мной мошенник».
- Быть осмотрительной с эмоциями. При получении информации, вызывающей сильные эмоции, полезно сделать шаг назад и проанализировать ее объективно и беспристрастно. Если тебе активно внушают «Купи, купи, купи», звонят и настоятельно рекомендуют оформить рассрочку и всячески нарушают личное пространство со своим «ключиком к счастливой жизни», это точно ничем хорошим не закончится.
- Сомневаться и задавать вопросы. Лжегуру активно пытается доказать свою успешность и давит на упущенные выгоды: «Те, кто не купил курс, потеряли то, то и то...» Не стесняйся задавать вопросы и сомневаться в сведениях, особенно если они кажутся слишком убедительными или эмоциональными.
Главное помни — ты видишь только то, что кумир позволяет увидеть. Не спеши делать вывод основываясь только на образе, который тебе нарочито предлагают.