«Отнеситесь к смене работы как к проекту»: как я в 52 года стала интернет-маркетологом
На кого я училась и кем я работала
Уже в десять лет я знала, что хочу лечить животных. Кого-то подобрать, забинтовать лапку, построить будку для собаки с щенками за гаражами — я очень часто этим занималась. Однако поступить в ветеринарную академию москвичке было непросто: туда в основном брали тех, кто будет работать в сельском хозяйстве — по направлению или по распределению. Поэтому, когда я закончила десятый класс, то вместе с мамой начала размышлять над альтернативными вариантами образования.
Мединститут я отмела сразу — решила, что не готова взять на себя ответственность за здоровье людей: мне казалось, что лечить животных будет психологически проще. Также я рассматривала биологический факультет МГУ, биотехнологический институт — в общем, разные возможности. Я съездила на дни открытых дверей, всё посмотрела, и, добравшись до Московской ветеринарной академии, поняла — никакой другой вуз мне не нужен, я хочу учиться здесь. Поступить было нелегко, я много занималась с репетиторами и попала на факультет ветеринарии с перевесом всего в один балл: тогда еще суммировалось всё — баллы за вступительные экзамены, баллы за экзамены в школе и школьные баллы по аттестату.
В вузе я познакомилась с мужем, первого ребенка — дочь — родила на третьем курсе и взяла на год академический отпуск. Закончила я академию в 90-м году, госэкзамены сдавала за неделю до рождения сына. Тогда еще существовала система работы по распределению: меня, правда, распределили не в Москву, а в Подмосковье — во Всесоюзный институт экспериментальной ветеринарии. Фактически я ни дня там не работала — числилась три года в декрете, потом сразу же уволилась по собственному желанию. Частной практикой я начала заниматься еще до ухода из института, когда у меня на руках был грудной ребенок.
Клиник для животных тогда практически не существовало: одни ветеринары встречались с клиентами дома, другие ездили по вызовам. Мы с мужем вошли в число последних: он был хирургом, я занималась терапией. Делали всё: принимали роды, прививали собак и кошек, оперировали, осматривали животных. Когда я была беременна третьим ребенком, то трудилась до последнего — закончила, когда уже ходить толком не могла. В 1995 году появилась на свет моя вторая дочь, мы переехали в новую квартиру, и работать я перестала.
Тогда активно развивался бизнес, перед нами стоял выбор — либо мы вкладываем деньги в собственную клинику, либо муж идет в другом направлении, и, скорее всего, без меня — кому-то надо заниматься детьми. Он предпочел второй путь — ушел в сферу строительства и ремонта. Со временем наши отношения начали ухудшаться: супруг занимался распределением денег, у него сильно испортился характер — такое случается с людьми, которые получают власть. И я поняла, что мне нужна постоянная работа — я не хочу просто сидеть с протянутой рукой.
На тот момент мне было 34 года, и сестра тогда еще сказала: «Когда исполнится 35, тебя вообще никуда не возьмут. Увидят возраст и даже резюме не станут открывать». Все дети к тому времени ходили в школу, и я начала искать работу. Компьютера у нас не было, да и мало у кого он имелся, и мы с сестрой ездили в интернет-кафе. Она рассказывала мне, где кнопка включения у системного блока, как пользоваться мышкой, как создать почтовый ящик. У меня, кстати, до сих пор адрес, который я тогда завела. Я написала резюме и начала его рассылать.
Размышляя о том, чем хочу заниматься, я пришла к выводу, что всегда очень любила продавать — мне нравилось о чем-то рассказывать, убеждать, работать с возражениями. Даже будучи ветеринаром, я продавала: например, концепцию правильного питания тем, кто заботился о здоровье питомца. Сначала я хотела совместить свой интерес с образованием — найти работу в сфере продаж кормов или ветеринарных биодобавок, однако попала в торговлю человеческими БАДами — даже не совсем ими, а, например, мазями вроде «Скорой помощи». Уже не помню точно, как называлась должность — кажется, менеджер по продажам и закупкам. Моя следующая компания занималась уходовой косметикой — набираясь опыта, я меняла одно место на другое.
В сфере торговли я проработала больше десяти лет, стала key account manager — сотрудником, который работает с ключевыми клиентами, в моем случае — с федеральными сетями вроде «Пятерочки», «Магнита» и тому подобных. Последняя работа мне давалась очень тяжело, и я задумалась о том, куда уходить. Можно было искать новый коллектив с большей зарплатой, однако имелось одно «но» — я поняла, что мне неинтересно то, чем я занимаюсь. Это была чистая логистика — сплошные таблицы и умение в сжатые сроки организовать отгрузку со складов. Мне хотелось другого — общения, участия, возможности стать на место другого человека, понять, что он думает.
Я задала себе вопрос: что я делаю такого, что не было бы продажами? И стало понятно, что я всё время занималась продвижением, так как часто работала в небольших компаниях, где не было отдела маркетинга или маркетолога — его задачи приходилось выполнять менеджеру по продажам. На моем последнем месте у организации было собственное производство в Корее, и случалось заниматься всем — от трейд-маркетинга и до анализа потребительского рынка. Я оплатила беседу с карьерным консультантом: вместе с ней мы всё разложили по полочкам и решили, что я могу быть интернет-маркетологом.
Как я одновременно работала и училась
Я принялась искать работу — на тот момент мне было 52 года. Я решила, что лучше всего мне подойдет небольшая компания, где будут нужны мои навыки и опыт, а не диплом, и где можно работать удаленно. Я хотела писать тексты, и поэтому думала про копирайтинг или SMM — ведение аккаунтов в социальных сетях — и выбирала соответствующие вакансии. Делала тестовые задания — много тестовых заданий.
Помню, что то, по которому меня в итоге взяли на работу, было большим, интересным и таким... реальным-реальным. Один из пунктов, например, был про то, как отвечать в соцсетях — с примерами постов недовольных людей. Одной потребительнице не понравился продукт: «У меня от этой маски всё лицо облезло!» Другая писала, что всё-де — подделка. Я отлично понимала, что нужно говорить в таком случае. Мне потом моя начальница сказала: «Вы знаете, на этом этапе отвалились большинство соискателей, а вы прошли».
Учиться я начала, уже работая на новом месте — выбрала курсы в школе, которая специализировалась на совсем других направлениях, связанных преимущественно с юриспруденцией и бухгалтерским учетом. Выяснилось, что программу «SMM-маркетинг», которую я выбрала, делали для школы специалисты крупного маркетингового агентства, и что мне повезло: там не было никакой воды, нам давали огромное количество информации, и маркетологов, как обещали, готовили действительно с нуля.
Ни одной живой лекции нам не читали — все шли в записи. Я долго не могла понять, почему мы движемся с такой дикой скоростью и так загружены, хотя лекторы регулярно говорят, что «вам хватит 15 минут в день». Уже потом я нашла курс на сайте агентства, и всё стало понятно: изначально он рассчитан на девять месяцев, но нам его дали за три с половиной. Теперь этого курса вообще нет: программу, которая включала в себя всё, сейчас раздробили на более мелкие и специализированные.
Один урок состоял из нескольких лекций — как я уже говорила, все в записи. Лекции были разные: какие-то сложные и длинные, какие-то короче и проще. К ним прилагались тесты, пройти их было довольно трудно — они еще и по времени ограничены, нельзя неторопливо искать ответ. Были также практические задания: например, сделать сайт на платформе Tilda — помню, над ним я просидела до четырех часов утра. Всё привязано к датам — нельзя сдать задание через год: пока не сделаешь, новый урок не откроется.
Темп был высоким, задачи разными — то семантическое ядро собираешь, то работаешь в графическом редакторе. Не могу сказать, что каждый день на учебу уходило одинаковое количество времени, но, пожалуй, если грамотно всё распределить, то требовалось минимум часа два в день.
Что такое работа интернет-маркетолога
Маркетолог — очень широкое понятие. Если говорить просто, то маркетинг — это то, что помогает продавать. Он хорош тем, что любой человек может найти свою нишу. Допустим, стопроцентный гуманитарий, который любит писать, может заниматься текстами. Или, например, моя сестра — математик, она тоже поменяла профессию и ушла в маркетинг: писать она умеет, но не любит, а вот аналитика, таблицы, цифры — это ее тема. Общительный человек может стать комьюнити-менеджером, создающим лояльное сообщество вокруг бренда, или PR-специалистом, отвечающим за формирование и продвижение имиджа организации или продукта.
В большой компании есть отдел маркетинга, где вместе работают сотрудники с разной специализацией. В маленькой это, как правило, один человек, который делает всё. Меня, например, брали как копирайтера, а должность «SMM-маркетолог» указали, потому что надо было много писать для соцсетей. Но потом моя начальница ушла, я осталась одна, и стало понятно, что в процессе работы возникает много задач, которые надо решать, и одно цепляется за другое.
Например, нам надо продавать какие-то продукты в первую очередь, а их карточки на сайте — страх и ужас. Надо переделать их, создать новые описания брендов. Потом: «Давайте, вы займетесь рассылками?» Смотрю, что там — а они выглядят кошмарно. Садимся с программистом, создаем новый прототип. Но что в них писать? Кликабельнее всего акции и распродажи, а у нас ни того, ни другого. «Кто у нас за акции отвечает?» — «Настя, которая сидит на закупке, ей вечно времени не хватает». — «Хорошо, тогда акциями тоже буду заниматься я». Дальше — связь с поставщиками, я это люблю и умею: «Маша, здравствуйте! Как отдохнули? А дадите нам акцию?» Баннеры оставляют желать лучшего? Значит, нужно найти нормального дизайнера, написать ТЗ для макета.
Или, например, наша компания стала эксклюзивным представителем бренда, который до этого не был представлен на российском рынке — в этом случае надо начинать продвижение с нуля. Нужно связываться со СМИ, рассказывать про бренд, размещать платные и бесплатные статьи, создавать ссылочную массу, координировать работу разных специалистов, которые будут заниматься отдельными задачами, искать блогеров, с которыми имеет смысл делать рекламную интеграцию — и так далее, и тому подобное.
Я, например, не люблю цифры и таблицы. Но я нашла идеальную для себя работу, где нужно уметь общаться и договариваться, где важна какая-то своя харизма. У меня нет прямых подчиненных, но есть множество людей, которым я должна давать задания. Как хочешь, так и крутись — умей убеждать и дружить. У меня это отлично получается — всех пригнать, организовать, с каждого спросить по его способностям и закрыть все наши потребности. Это то, что называют soft skills — я даже прошла несколько курсов по ним, но, в принципе, могу сама этому учить.
Советы новичкам
Отнеситесь к смене работы как к проекту. Не принимайте решение под действием эмоций — оформите всё на бумаге или в своей голове. Насколько вам это нужно? Вам просто хочется что-то поменять в своей жизни? Это не обязательно должно быть связано с деньгами — иногда достаточно волонтерства или нового хобби. Вам нужно зарабатывать, а вас, например, выживают из-за возраста? Подумайте, не можете ли вы уйти во фриланс — скажем, как бухгалтер вести частных клиентов.
Бухучет до смерти надоел, и вам надо работать, но в этой сфере вы больше делать это не просто не хотите, а уже не можете? Подумайте, как использовать свой опыт в новой области. Что у вас есть в 50 лет, чего нет ни у кого в 20? Это ваши знания, наработки и связи. Как вы можете их применить? Возможно, какой-то компании, предоставляющей бухгалтерские или финансовые услуги, нужен копирайтер, который будет вести аккаунты в соцсетях. Если вы станете SMM-маркетологом, то будете идеальным кандидатом для этой должности, так как будете хорошо понимать, о чем пишете.
Проанализируйте, какие шаги вы можете предпринять. Не забывайте про бесплатную профессиональную переподготовку и НКО, где не только учат, но и поддерживают. Помните, что внутренние диалог «кому я нужна без диплома в таком возрасте с устаревшими знаниями» должен превращаться в вопросы. Кому я нужна без диплома? Так, дайте-ка подумать! Наверное, тому, для кого я могу сделать тестовое задание. Если вы на это способны, про корочку не спросят, а если и спросят, то скажите, что вы в процессе получения образования.
Попытайтесь найти деньги на карьерного консультанта. Это очень полезно, когда не знаешь, как называются твои навыки: можно, например, узнать, что любовь потрещать обо всем — хороший старт для карьеры комьюнити-менеджера. А дальше открывайте поисковик и читайте, что это за профессия, интересна ли она вам, как ее можно освоить. Ищите свое, работайте со своим — у каждой из нас есть ресурс, который можно использовать, чтобы добиться своих целей.
Хочешь узнать больше о том, как женщины получают еще одно образование онлайн? Читай другие истории из рубрики #вторая_профессия:
Ты тоже осваивала другую профессию и меняла работу? Хочешь рассказать об этом? Напиши нам на электронную почту thevoicemag@imedia.ru, если хочешь стать героиней рубрики.