Сигнализируй это
Родом из детства
То, как нас воспринимают другие люди, лишь на 30% зависит от того, что мы говорим, и на 70% – от того, как мы это делаем. Поза, интонации, жесты оказываются гораздо важнее слов. И это самые оптимистичные цифры. Некоторые ученые полагают: соотношение «что» и «как» составляет 10% к 90%. Можно, конечно, объяснять этот факт с точки зрения эволюционной психологии.
Встретившись на лесной тропе, наши предки должны были в считанные секунды определить, кто перед ними – враг, который отберет мамонта, или друг, готовый помочь его завалить. Но даже если не заглядывать так далеко, ясно, что все наши жесты, позы и интонации – из прошлого. Мама любила повышать голос, и вот мы втягиваем голову в плечи. Родители постоянно критиковали – стараемся быть как можно незаметнее, сутулимся, сжимаемся в комок, любим не просто закидывать ногу за ногу, а буквально заворачиваем одну за другую. Дети, выросшие в семьях, где не принято было открыто проявлять свои чувства, будут испытывать сложности с прикосновениями. Взяться за руки в хороводе на детском утреннике, обняться при встрече с друзьями – невыполнимая миссия для такого человека. А те, кого все время призывали «сидеть тихо», всю жизнь будут говорить слабым, невыразительным голосом. Сложно представить себе успешного, счастливого человека – а ведь именно таким мы хотим видеть своего ребенка, – который бы ссутулившись и втягивая голову в плечи что-то шелестел себе под нос.
Говорит и показывает
Существует несколько эффективных стратегий обучения языку тела. Американский психолог Джо Наварро в своей книге «О чем говорит наше тело» предлагает в понятной и увлекательной форме объяснять детям азы этой науки. Он выделяет 10 основных правил обучения языку тела, понять которые (при грамотном изложении)сможет даже двухлетний малыш.
- Любое движение имеет смысл. Важно подчеркнуть, что какие-то вещи могут ему сейчас казаться бессмысленными, но потом, с помощью родителей или друзей, он поймет смысл любого жеста.
- Мозг управляет каждым нашим движением. Ребенку будет полезно узнать, что он может контролировать свои интонации, мимику, жесты и вообще, ту информацию о себе, которую он с их помощью сообщает миру.
- Тело выражает все наши эмоции. И это невозможно скрыть. Предложи отпрыску понаблюдать за собой, когда он счастлив. Он увидит широкую улыбку, ноги, которые не идут, а буквально приплясывают, и руки, которые сами тянутся кого-то обнять.
- Язык тела точнее языка слов. Предложи ребенку прислушаться к себе и почувствовать, что ощущает, когда говорит, например, «я люблю тебя». Если эмоция подлинная, он не станет произносить это со стиснутыми зубами и взглядом в пол (а так часто бывает, когда ребенка принуждают ответить на проснувшиеся раз в пять лет чувства не самой милой на свете бабушки или тетушки). Не надо заставлять сына или дочь выражать те чувства, которые они не испытывают. Это создаст огромные сложности в общении. Особенно, когда дети вырастут.
- Чувства можно научиться считывать. Предложи ребенку увлекательную игру: присмотреться к другим ребятам в парке, людям в кафе, родственникам. Пусть попробует угадать, какие чувства испытывает каждый из них в данный момент. Объясни ребенку, как именно он это понял. Тут важно подать пример: показать, скажем, на тетю Машу с поджатыми губами и рассказать, что тетя Маша сейчас, скорее всего, испытывает обиду.
- То, что мы «говорим» с помощью тела, может обидеть собеседника даже сильнее, чем слова. Высокомерно посмотреть, повернуться спиной, выкатить глаза – все эти способы бессловесной коммуникации не способствуют установлению дружеского контакта.
- Любовь можно выражать телесно. Продемонстрируй это ребенку, взяв его за руку, обними его. Этот язык понятен без слов.
- Наши желания и стремления кодируются языком тела. Познакомь ребенка с самыми распространенными «словами».
- У каждого своя дистанция, на которой ему комфортно общаться с другими. Существуют общие правила, но в любом случае необходимо объяснить ребенку: если человек пятится от него во время разговора, не стоит на него наступать. Лучше остановиться на удобном для собеседника расстоянии.
- Ребенку нужно знать, что родители видят и слышат его потребности. И когда он скажет: «Мама, не подходи ко мне слишком близко, мне не комфортно», просто отойди подальше, а не начинай увлекательную лекцию на тему «Зачем я тебя рожала».
Ближе или дальше?
Американский антрополог Эдвард Холл в середине XX века экспериментально установил комфортную дистанцию для разных типов общения.
- До 45 см – это расстояние для общения между сексуальными партнерами и близкими родственниками, например между мамой и младенцем.
- 45–120 см – подходит для дружеского общения. Эта зона, в свою очередь, подразделяется на близкую – 45–75 см (общение между друзьями) и далекую – 75–120 (коллеги).
- Больше 120 см – расстояние для формального делового общения.
Однако комфортная дистанция зависит не только от степени близости собеседников, но и от их культурных особенностей. Известен анекдот про то, что разговор англичанина и японца напоминает бег по комнате: второй будет всегда стремиться сократить дистанцию, а первый — убежать от вторгающегося в его личное пространство человека.
Всем ребятам пример
Однако как бы ни старались рассказать ребенку о языке телодвижений, он ничего не поймет, если мы не в ладах с собственным телом. Например, произносим сакраментальное «не сутулься!», втянув голову в плечи.
Устав считывать двойные сигналы, ребенок воспримет тот, который близок его каналу восприятия. Аудиал услышит слова. Визуалы и кинестетики считают язык тела. И все будут чувствовать жуткую усталость. Пойди пойми, что хотела сказать мама. На курсах подготовки к родительству часто предлагают провести интересный эксперимент. Положить рядом с любящим поплакать младенцем зеркало, чтобы мама, наклоняясь к кроватке, видела, с каким выражением лица она это делает. Чаще всего оно выдает такую тревогу и озабоченность,что со стороны выглядит просто угрожающе. Неудивительно, что ребенок часто плачет.
Прежде чем учить ребенка основам невербального общения, стоит прислушаться к себе. Понимаем ли мы, что хочет сказать нам тело с помощью тех или иных сигналов? Телесно-ориентированные терапевты предлагают несколько упражнений, помогающих научиться слышать свое тело. Можно освоить их самостоятельно, а потом предложить ребенку, но уже в качестве игры. Начать можно с такого: ты занимаешься привычным делом – варишь ребенку кашу, сидишь за рулем, работаешь. Обрати внимание на свое тело, какие мышцы в тонусе, а какие расслаблены. Посмотри, напряжены ли мышцы, не задействованные в приготовлении каши (в управлении машиной, в сиюминутной работе – нужное подчеркнуть)? Расслабь их. Повторяй упражнение несколько раз в день хотя бы в течение недели.
С его помощью научишься понимать, что в данный момент нужно твоему телу. И осознавать простое: когда посреди трудового дня затекла спина, лучше растянуться на полу или сделать несколько движений на расслабление, чем терпеть боль. Коллеги поймут. К тому же такая осознанность помогает повысить КПД любого действия: мы тратим меньше сил, а результаты – лучше.
Как распознать эмоции
- Рука прикрывает рот или обхватывает шею сзади – ложь
- Пожимание плечами – неуверенность
- Прищуренные глаза, а также стиснутые зубы – агрессия
- Постукивание ногой, щелканье пальцами, а также любые навязчивые движения – тревога
- Поглаживание своих волос – желание понравиться
- Наклон корпуса в сторону говорящего – интерес к собеседнику или теме разговора
Марина Петрова