Нам не страшен серый волк
Богатое воображение
В голове у малышей – целые миры с волшебными замками, рыцарями и принцессами. Ребята до определенного возраста не отличают реальность от сказки, что видно невооруженным глазом: например, после просмотра рекламы леденцов, малыш может долго крутить в руках фантик и ждать, когда же оттуда вылетит фея...
Это нормальное, открытое и ясное восприятие мира: малыши не понимают, что такое художественный образ, метафора или аллегория. Если в сказке Серый Волк кушает Красную Шапочку, ребенок очень живо представляет себе этот процесс.
Многие дети также плохо понимают некоторые метафорические выражения. Например, «перемывать косточки» для них звучит абсолютно буквально. Иногда, взрослые этого вовсе не замечают и игнорируют детские смешные вопросы вроде «а что, вы с тетей Олей правда брали кости тети Нади и мыли под краном?» Это вызывает лишь улыбку с умилением.
Что делать?
Результат такого восприятия – открытое отношение ко всем «страшилкам», которые попадаются в мультиках и детской литературе. Бурное воображение рисует реалистичный портрет чудовища из сказки, которое может рано или поздно «постучаться в окно» или материализоваться из лежащей на стуле одежды.
Надо научить ребенка границам сказки и реальности, а также снизить «опасность» пугающего персонажа при помощи творчества. Во-первых, объясни малышу, что такое «художественный образ». Расскажи ему о том, что в сказке «Красавица и чудовище» не настоящее чудовище, а образ обычного человека, который проявлял не лучшие свои качества: грубо себя вел, хамил, был невоспитанным. И чтобы подчеркнуть эти черты и показать, что любовь может превратить грубияна в принца, автор придумал «зверя», который просто наглядно демонстрирует ситуацию.
Во-вторых, займитесь с ребенком лепкой из пластилина или рисованием. Предложи малышу изобразить пугающего монстра, но «смягчить» его, сделать смешным. Пусть у Кощея будет забавная шляпа, а в руках – корзинка с любимыми яблоками. Помоги ребенку развить «нестрашный» образ наводящими вопросами: «а у Кощея есть домашние животные?», «а какие передачи он любит смотреть по телевизору?» Со временем страх пропадет.
Кстати, лучший способ успокоить малыша, когда ночью к нему «прокрадывается» ведьма из шкафа – вместе пожелать ей сладких снов и «уложить спать». Просто возьми эту самую скомканную рубашку, которая пугает малыша, вместе положи ее на полку и спой колыбельную.
Услышанное и увиденное
Помнишь, когда в фильме «5-тый элемент» Лилу листала интернет-страницы, и ужасалась, видя фотографии войн и болезней? То же самое происходит и с ребенком, который прежде не был подвержен такой актуальной, пугающей информации. Посмотрев новости или услышав взрослые разговоры про ужасы современности, ребенок испытывает шок. И тут начинается самое сложное: с одной стороны, если отрицать правду, ребенок ее рано или поздно узнает и будет думать, что родители ему наврали. С другой – если рассказать все, как есть, малыша может охватить ужас.
Что делать?
Если ты видишь, что ребенок застал криминальные хроники и сильно напуган, заведи с ним личный, серьезный разговор. Объясни самым развернутым, но мягким образом, что происходит в нашем мире. Постарайся сделать это так, чтобы ребенок понял твои мысли. Например: «как ты мог услышать сегодня по-телевизору, в некоторых странах идет война. Люди сражаются ради того, чтобы получить независимость».
Заодно у тебя появится возможность воспитать в ребенке сострадание. Рассказать, например, что есть дети, которым повезло меньше – они голодают и болеют. Обязательно дай ребенку надежду: «когда ты подрастешь, ты сможешь выбрать профессию, связанную с оказанием помощи. Быть врачом, чтобы лечить больных, художником, чтобы дарить людям прекрасное, а может быть, спасателем, чтобы помогать попавшим в беду». Так твой ребенок вырастет с пониманием, что сам может повлиять на ситуацию в мире.
Общий стресс
Ссоры взрослых сильно влияют на эмоциональный мир ребенка. А если мама кричит, папа наказывает и оба нагнетают атмосферу, страхи становятся для ребенка привычными. Например, частая причина боязни – мамина драматизация: «не пей холодное, а то заболеешь и загремишь в больницу!», или – «если будешь есть, что попало, придется делать тебе операцию!» Разумеется, ребенку требуется взрослый человек, чтобы объяснить, что такое хорошо, а что такое плохо. Но иногда это бывает подано в такой давящей форме, что малыша действительно отхватывает ужас.
Кстати, порцию негатива малыш может принести из садика. Если воспитательница повышает на ребенка голос и использует другие запугивающие методы, малыш может стать боязливым.
Что делать?
Постарайся не подвергать малыша стрессу – у него гораздо меньше возможности от него избавится, чем у тебя. Любую информацию об опасностях надо передавать адекватно, в соответствии с возрастом сына или дочки. Учти, что как раз сейчас в ребенке закрепляются страхи: твоя паника может привести к тому, что уже у взрослого человека останется детская фобия. Родителям важно научится быть спокойными, ничего не боятся и вести себя уравновешенно. Ведь для ребенка родитель – это бесстрашный супергерой, на которого можно положиться. А вот споры между взрослыми вообще не должны касаться детей – это негативно влияет на психику.
Наконец, есть редкая категория детских страхов, возникающая по непонятным причинам. Например, как следствие внутреннего напряжения, переутомления, переедания, неприятных ощущений, болезни и так далее. В таких случаях надо побыть вместе с малышом, подарить ему ласку и успокоить. А это умеет только мама.
В страхах разбиралась Дарья Мазуркина