«Мой ребенок сделал партак»: как говорить с детьми о тату — сделанных и еще нет
Тату-мастер Иван Андросов рассказывает, жалели ли его клиенты о тату, сделанных в юности, какая у мастеров существует этика по поводу возраста и как правильно говорить с подростком о планируемой или уже сделанной татуировке.
Почему в раннем возрасте так хочется сделать татуировку?
Рассуждая о причинах такой любви к самовыражению, тяжело не вспомнить нас самих в 14-17 лет. Гормоны и переходный возраст — внутри, желание доказать всем свою непохожесть и уникальность — снаружи. Здесь же — рвение сохранить на всю жизнь то, что для тебя важно: имя первой любви, название обожаемой музыкальной группы или портрет киноперсонажа.
Играет роль и процесс формирования личности, который в первую очередь будет связан с внешностью — ведь это самый простой способ самовыражения. Добавляем сюда разные, в зависимости от конкретного подростка, факторы: проблемы с самооценкой и социализацией или, наоборот, излишнюю популярность и желание быть первым «повзрослевшим» среди сверстников. Косвенно влияет и развитие социальных сетей, в которых очень легко вдохновиться публичными личностями и их желанием привлекать внимание. Вуаля — маршрут к любому знакомому тату-мастеру или домашней самостоятельной татуировке построен.
Еще один распространенный сценарий — девочка или мальчик, которых воспитывают в строгости. Чем больше такому ребенку запрещают в детстве, тем выше шанс, что в подростковом возрасте эта «бомба» взорвется, а сама или из-за влияния окружения — вопрос вторичный. Но суть ясна — излишние запреты и гиперопека только подталкивают подростка к необдуманным действиям. И здесь сутью татуировки будет уже не сам рисунок, а попытка устроить бунт.
Что сами подростки говорят о своих татуировках?
Инна: «Все мои татуировки делались под влиянием тех или иных музыкальных коллективов. Звезда — мое детство и юность, мой кумир — Аврил Лавин. Зонтик — Bring me the horizon, призрак — My chemical romance, след от сковородки, как его называют — Paramore.
Музыка всегда была частью моей жизни, которая помогала справляться с трудными днями. Татуировки были эмоциональными импульсами. Тогда мне казалось, что какие-то вещи должны обязательно стать частью меня.
Но сейчас я понимаю, что нужно было не спешить и хорошенько подумать. Не уверена, что хочу перекрыть их все — пару бы оставила как напоминание о поспешных решениях».
Полина: «На моем теле более 20 татуировок. Первую я сделала в 16 лет и уже 10 не жалею практически ни об одном рисунке. Но есть исключение.
На двух моих ладонях располагаются надписи, которые я сделала сама себе с помощью иглы и чернил для татуировки. С точки зрения механики это hand poke, но по сути своей — self harm. В жизненный период, когда я сделала эти татуировки, о последствиях я не задумывалась, да и будущее своё видела не ясно.
Сейчас я жалею о выбранном месте для этих татуировок и о том, что сделала их сама. Я планирую удалить тату, затем перенести их на другое место на теле и, конечно, обратиться за этим к мастеру».
Саша: «Да, есть татуировка — моя боль на всю жизнь. И не переделать никак. Я плакала у мамы на коленях после того, как пришла домой после сеанса. Девочка-мастер — просто соседка с района, которая искала моделей. Я с ней давно была знакома, вот и пошла. Машинка была не ее, она на тот момент еще училась бить, а еще у машинки постоянно выпадал провод, и она вырубалась. Сейчас я думаю после родов записаться на сеанс уже к мастеру».
Кристина: «Мама сказала: "Как накопишь — делай". Ну, я и решилась, нашла салон, подружка нарисовала эскиз — очень милый замок и ключик. Пришли — сидит мужик, на зэка похож, альбом дал посмотреть с "нормальными татуировками": дельфины там, купола.
Процесс я не видела, так как били на обратной стороне руки. Мастер добавил от себя вензеля и букву А. Через месяц тату посинела, вензеля ярче всего. На вопрос «Что это?» отвечаю: «Какашка». Люди верят. Удаляла один раз, надо ещё. Никак не придумаю, чем перекрыть».
Ксюша: «Моя первая татуировка, по совместительству партак, была набита за день до моего семнадцатилетия на дому. Делал его мой лучший друг, который учился искусству татуировки на тот момент (сейчас он, кстати, является владельцем салона и успешным мастером).
Я с раннего возраста знала, что хочу видеть на своём теле татуировки, поэтому не было сомнений, делать или нет. Не знаю, откуда у меня это желание, в семье ни у кого нет татуировок. Набили часть моей фамилии «Гориц» транслитерацией, латинскими буквами, затем добавили кристалл, ведь каждая девушка — бриллиант!
Прошло 10 лет, татуировка со мной, качество пигмента и контура немного уплыли, но каждый раз, когда я смотрю на неё, я возвращаюсь в лучший период жизни — в юношество. Ничуть не жалею о содеянном. Эта татуировка напоминает о духе авантюризма, о том, как бывает весело идти против правил и получать люлей от родителей.
Иногда бывают мысли ее свести, но не для того, чтобы избавиться, а чтобы сделать органичный рукав. Сейчас мне 27 лет, количество нательных рисунков увеличилось — они красивые и качественные. Думаю, что и дальше буду делать татуировки на себе. Отношусь к ним, как к искусству».
Почему татуировки, сделанные в раннем возрасте, часто оказываются партаками?
Вариант для особо смелых: набил сам
В интернете в пару кликов можно найти инструкции по самостоятельной татуировке на своем же теле. Часто это не самые безопасные варианты — швейные иголки, чернила из ручек и другие подручные предметы. Думаю, пояснять, что ничего качественного из таких «сеансов» не выходит, не стоит. В лучшем случае подростки получают партаки, в худшем — проблемы со здоровьем в виде инфекций.
Сделал у знакомого, который только учится
Для многих наличие тату-машинки и слово «мастер» уже звучит как гарант качества. Но некоторые люди называют себя так спустя неделю после начала обучения. В итоге получаем «идеальный», по мнению подростка, вариант: стоить сеанс будет недорого, бить будет кто-то знакомый (даже если через друзей друзей) и в решении можно быть уверенным чуть больше — он же уже мастер!
С одной стороны, это точно лучше первого «самодельного» способа с иглой и чернилами. Мастер может быть неопытным, но он постарается соблюсти минимальные правила безопасности и стерильности — это важный аспект, о котором говорят начинающим специалистам все преподаватели. Плюс никому из тех, кто и дальше планирует заниматься тату-искусством, не нужны неудачные кейсы и случаи заражения.
Но есть и обратная сторона: для качественной художественной (!) работы человеку в любом случае нужен опыт. Из-за его отсутствия подростки так же часто получают вместо желаемого эскиза партак.
Не смог нормально ухаживать, потому что прятал от родителей
Большинство людей, которые когда-либо интересовались тату-искусством, знают, что выбрать хорошего мастера — еще полдела. За татуировкой также нужно правильно ухаживать.
Многие ребята скрывают «обновки» и потому выбирают труднодоступные места либо стараются спрятать татуировку под одеждой/повязками/пластырями. Это может привести к инфицированию или отсыреванию татуировки. Они, в свою очередь, нередко провоцируют воспаление, нагноение, появление больших корок, из-за сдирания которых появляются шрамы, и последующее выпадение пигмента из кожи.
Татуировки после нанесения нужно либо закрывать мембранной плёнкой для заживления, либо регулярно промывать и смазывать ранозаживляющим кремом. Если татуировки содержат большие области для закраса, то попутно их нужно закрывать драйлоками — абсорбирующими повязками, впитывающими выделяющийся инфильтрат первое время.
Как говорить с ребенком о татуировке
В момент, когда подростку хочется изменить свою внешность, на него редко могут повлиять аргументы о сложности с работой в будущем, косых взглядах окружающих и прочих побочных эффектах, первым делом приходящих на ум.
Парадокс в том, что чем активнее родители подростка будут отговаривать его делать тату, тем сильнее он, скорее всего, будет о ней мечтать.
Можно подчеркнуть момент «переменчивости» интересов — попробуйте вместе с ребенком вспомнить, как раньше ему нравились определенные вещи, которые теперь не вызывают никаких эмоций. Спросите, уверен ли он, что с его татуировкой не произойдет то же самое. Также вместе можно почитать статьи про процесс сведения татуировки (который, между прочим, совсем не самый простой, дешевый и безболезненный). Не факт, что это поможет отговорить подростка от сеанса. Зато он наверняка задумается о качестве тату и выборе эскиза.
Очень хорошим способом может стать визуализация — возможность нарисовать некое подобие татуировки на теле. Если вы не обладаете достаточными навыками для этого, то купите переводную татуировку, похожую на ту, что хочет ребенок. Нанесите её на желаемое место и предложите подростку одеться в обычную одежду, в пляжную, в деловую — это покажет, насколько правильно выбраны участок тела и размер тату, сочетается ли стилистика с разными вещами или татуировка смотрится слишком вычурно.
Предложите подростку альтернативу. Я знаю, как сложно отказаться от мысли, что тело ребенка — его собственность, и вы не в праве решать за подростка, как с ним поступать. Но вы можете помочь сделать хороший выбор. Поговорите о татуировках, узнайте предпочтения, мысли.
Скажите, что можно вернуться к обсуждению тату после совершеннолетия, и дайте обещание, что оплатите услуги мастера. Оставьте за собой «техническую» часть — выбор специалиста, отдав ребенку креативную. Это послужит хорошей мотивацией, необычным подарком, а, главное, задаст правильный тон будущим исканиям (сделав одну качественную татуировку, подросток вряд ли опустится до уровня «кухонных наколок»).
А пока вопрос отложен, предложите сыну или дочери завести новые хобби, попробуйте вместе поработать со внешностью, если ему хочется, но более безопасными методами. Например, вместе сходите в классную парикмахерскую, запишитесь в спортзал или, если в вашей системе ценностей это приемлемо, подумайте о пирсинге, так как он легко заживает и зарастет, если его снять.
Какая существует этика у тату-мастеров относительно возраста?
Любой уважающий себя и свою репутацию мастер не станет рисковать и потребует от подростка присутствия родителей, письменное заверенное разрешение или вообще не станет принимать несовершеннолетнего клиента.
Для юных клиентов такие правила кажутся излишне строгими: мастер оказывает услугу за деньги, у меня они есть, почему это я не могу ее получить? Но случаев, когда разъяренные отец или мать вместе с погрустневшим чадом приходят в студию и угрожают судом, достаточно. Именно поэтому хороший специалист попросит подтверждение разрешения от родителей.
Как себя вести себя, если татуировка набита без обсуждения с вами?
Если ребёнок всё же сделал татуировку, «линчевать» его с ходу не стоит. Возьмите паузу и предложите обсудить всё спустя некоторое время. Так вы сможете успокоиться и спокойно обдумать, что и как вы планируете сказать. Начните с простого осмотра, узнайте, где и как была сделана татуировка, какие мысли, чувства побудили её сделать, что послужило примером или импульсом к действию.
Подождите с выводами. Проанализируйте, качественно или плохо сделана татуировка, как она влияет на образ ребенка, насколько рисунок важен для подростка — ведь это одно из немногих «взрослых» решений в его жизни. Не стоит сходу спрашивать: «Ну что, когда пойдешь перекрывать?» Ваша первая цель — сохранить теплые отношения с сыном или дочерью.
Но показать свою позицию надо обязательно. Оставаться безучастным — плохой вариант, хвалить — поспешное решение, но и критиковать сразу не стоит. Будьте конструктивны, разберите этот случай до мельчайших деталей в спокойном диалоге. Ребёнок должен сам (!) сделать вывод о том, был ли это хороший поступок или он совершил ошибку.
«Добивать раненых» тоже не стоит. Если даже татуировка подлежит сведению или переделке, ободрите подростка, ведь сейчас ему очень нужна опора. Вспомните себя, когда вам чего-то очень хотелось, но в итоге всё шло не так. Согласитесь, вам хотелось спокойствия и поддержки, а не упреков! После того, как ситуация будет обсуждена, стоит подвести итог вместе. Поговорите о том, что поспешные решения и импульсивные поступки редко заканчиваются хорошо.
Как выбрать хорошего тату-мастера: главные признаки
Качество снимков работ
Кто-то может поспорить: мол, в мастере главное — качество самой работы, а не ее фотографии. Но никто из профессионалов не станет показывать действительно классную татуировку с помощью заляпанной камеры, неубранного после сеанса стола и остатков расходников на фоне. Чаще всего, если мастер сформировал стиль татуировки, он сформировал и стиль фотографий.
Работа с контурами
Обратите внимание на плавность и качество пробития контуров — это хорошо заметно на толстых и тонких линиях. Если цвет из чёрного становится коричневым или идёт пунктиром, то после заживления те участки, где было недостаточно краски, окажутся пробелами. С годами это будет выглядеть только хуже.
Обратите внимание, насколько уверенно мастер ведет тонкие линии: прерываются они или нет, есть есть ли утолщения или сужения в рандомных местах. Подплытия от передавливания иглы также сразу проступают серыми пятнами вокруг контура, и со временем эти ореолы будут становиться лишь шире.
Однородность цвета при закрашивании
Если речь идет о сплошном закрашивании, лучшим показателем будет однородность, яркость и чистота тона. Если область закрашена цельно, нет перепадов тона в одном цвете — это хорошая работа. Переходы от одного цвета к другому должны быть плавными и смотреться естественно.
Сочетание стиля мастера и вашей задумки
Обращаться за реализмом к олдскульщику или просить сделать орнаменталиста миниатюру по Ван Гогу — заведомо плохая идея. Стиль мастера должен подходить под вашу работу, или вы должны изначально формировать ее с учетом специфики стиля специалиста.
Готовность делать то, что вы хотите
Уже в диалоге будет понятно, правда ли перед вами художник, заинтересованный в создании первоклассного изображения, или дилетант, которого прежде всего хочет получить деньги. То, как отвечает мастер, будет показателем, пытается ли он проникнуться вашей идеей и дать советы, как реализовать ее лучше, или подавляет и настаивает на своей придумке.
Стерильность инструментов и организация рабочего места
Помимо одноразовых расходников и обязательного ношения перчаток есть еще несколько моментов, на которые нужно обратить внимание:
В студии должно быть разделение на рабочую зону и для отдыха, если сеанс требует приватности. Хорошо, если есть ширма и закрытое помещение.
Ещё один из аспектов вежливости и стерильности — это использование перчаток по назначению. Например, отвечать на телефон, не снимая перчаток в процессе работы, непрофессионально и опасно!
Хороший тон, если эскиз готов к сеансу, и мастер не тратит время, рисуя его при вас. Форма изображения должна сочетаться с естественными линиями тела в выбранном месте, дополнять их. Есть еще одно негласное правило: рисунок должен смотреть вперед или на вас самих.
Всегда можно внести коррективы. Их необходимость можно обсудить на месте, увидев эскиз. Истина рождается в диалоге! Уже готовое изображение стоит приложить к телу, подогнать размеры и, переведя на кожу, посмотреть, как оно лежит. Переносят «стэнсил» в наиболее расслабленном положении — оно и будет наиболее естественным. После стоит подвигаться, принять разные позы, выполнить привычные движения, чтобы убедиться в правильности положения рисунка.