Когда лучше знакомить ребенка с девайсами?

Разрешать ребенку играть с планшетом и смартфоном или нет? Ответ на этот вопрос – а он потруднее шекспировского будет – ищут в большинстве современных семей. Давай разбираться вместе.
Когда лучше знакомить ребенка с девайсами?
Галина Филиппова, профессор, основатель отечественной психологии материнства

Яркий экран, в который так весело тыкать пальцами, может отменить у ребенка самую сильную истерику. Что, согласись, очень удобно, например при долгом перелете: куда как лучше смотреть на проплывающие в иллюминаторе облака, а не извиняться перед другими пассажирами за концертирующее в кресле или даже в проходах чадо. Или, допустим, тебе нужно сосредоточиться и заказать-таки билеты в отпуск, а дитя жаждет общения (кормления, из-под-дивана-зайца-доставания). Но вот в его руках оказывается волшебный планшет – и наступает тишина.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот в чем проблема: заняв внимание ребенка гаджетом один раз, мы постепенно все воспитание перекладываем на виртуальные плечи. Хорошо ли это? Наши редакционные мамы устали спорить по этому поводу и решили задать вопрос специалисту. Оказалось, тем, у кого дети от пяти лет и старше, можно особенно не беспокоиться, если иногда ребенок использует планшет для обучения или игр (само собой, умеренно). А вот детям младше трех лет лучше вообще не знакомиться с чудесами технического прогресса. Сейчас объясним почему.

Этот материал для тебя подготовила команда журнала VOICE Психология

Я тебя понимаю

Любая мама хочет, чтобы ее ребенок научился говорить как можно раньше. И не только затем, чтобы похвастаться его талантами перед родственниками. Просто малыш сможет, например, объяснить, из-за чего рыдает третий час подряд. Не нужно будет угадывать: голодный он, замерз или заяц таки завалился за диван, и это горе горькое.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так вот, умение общаться развивается у ребенка только в процессе диалога с другим человеком. Крохе важно иметь «собеседника», который его слышит, пытается понять и как-то реагирует. И ничего, что «беседа» пока состоит из показываний пальцем, мимики, плача и настойчивого «гугу». Мама поймет, все сделает как надо, да еще и сама правильные слова подберет. Не зря же женщины, ухаживая за детьми, постоянно приговаривают: «Ну что ты расплакался, наверное, хочешь пить? Вот водичка, пей, солнышко мое. Теперь хорошо? Конечно хорошо! Теперь ты не плачешь, а улыбаешься!» Этот странный монолог называется по-научному «комментирующая речь». Именно благодаря ей ребенку удается понять свои чувства и то, как их можно выразить словами

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А если дать планшет? Карапуз чрезмерно увлечется техникой и не станет учиться диалогу с другим человеком. Со временем ему все труднее будет объяснить взрослому, чего он хочет. Рано или поздно окажется: его не понимают, а значит, никогда не дадут желаемого. В итоге, каждая попытка «диалога» будет приводить к стрессу, и, чтобы его избежать, ребенок замкнется в себе. Вернее, окончательно зациклится на гаджете. С ним-то все предельно просто, понятно, и не нужно напрягаться. Такое поведение специалисты называют расстройством аутистического спектра, и, к сожалению, таких расстройств становится все больше. Вещи кажутся ребенку интереснее живых людей. Если бы речь шла о взрослом человеке, можно было бы махнуть рукой: ну сидит он за своим компьютером, и пускай. Но малышу вплоть до трех лет участие взрослого необходимо для развития.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я у тебя учусь

Когда ребенок появляется на свет, он чем-то похож на Робинзона Крузо. Новорожденный тоже оказывается в незнакомом для него мире и, чтобы выжить, должен быстро освоиться. К счастью, он не одинок на этом острове жизни, у него есть свои «Пятницы» – папа, мама, бабушка или няня. Так вот, научно доказано, что младенец не может освоить окружающую среду без помощи взрослого. Ты наверняка замечала: сколько бы игрушек у ребенка ни было, он тянется прежде всего к тому, что держит в руках мама. Будь то скучная ручка или веселая крышка от кастрюли. И это не от жадности! Просто он генетически запрограммирован проявлять интерес ко взрослому миру. Ведь только мама или папа смогут объяснить, как пользоваться всеми этими вещами: как поставить кубики один на другой, раскрутить юлу или нарисовать той самой скучной ручкой ­домик. Развитие малыша идет по простому пути: он смотрит, как взрослый обращается с предметами, повторяет за ним и учится ­делать то же самое.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А если дать планшет? Ребенок понимает: мой взрослый не выполняет свою задачу. Не играет, ничего не рассказывает, не показывает. И сильно в этом взрослом разочаровывается. Теряя интерес к людям, маленький человек становится равнодушным и к окружающему миру. А это чревато тем, что интеллект ребенка не будет развиваться должным образом.

Я с тобой развиваюсь

Когда дети только рождаются, их мозг состоит из серого вещества, буквально напичканного нейронами. Этих нервных клеток так много, что какая-то их часть потом просто оказывается не нужна. Мозг младенца развивается за счет образования связей между нейронами. И чем этих связей больше, тем больше ребенок умеет и знает. Поэтому ему постоянно нужны новые впечатления. Природой устроено так, что люди (большие и маленькие) информационно зависимы. То есть постоянно нуждаются в дозе новых впечатлений, получив которые, испытывают радость, энтузиазм и другие приятные ощущения. Тело вырабатывает натуральные наркотические вещества: серотонины, дофамины, окситоцин, вазопрессин и другие. Информация бывает трех уровней новизны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  1. Начиная с полутора месяцев дети охотятся за впечатлениями из внешнего мира. Им интересно разглядывать родителей, ощупывать все, что попадется под руку, жевать ухо плюшевого зайца (только бы не упал за диван).
  2. С полугода до двух лет малыши получают новую информацию, видоизменяя окружающие предметы. И тут им интересно порвать лист бумаги и сильно подергать бедного зайца за обмусоленное ухо.
  3. Примерно с трех лет дети учатся создавать что-то такое, чего без их участия не появилось бы. Из совочка, песка и формочек – замок. Из карандашей, красок и бумаги – рисунок. Это творчество – высший уровень новизны, ­который насыщает мозг и заставляет его ­работать на полную катушку.

А если дать планшет? Не будет творчества. Конечно, в гаджете есть программы для рисования. Но они предлагают ограниченный набор средств. И эти средства – свойства самого планшета. В то время как бумага и карандаши дают неограниченные возможности. На планшете ребенок просто водит пальцем, а при рисовании – учится держать карандаш и делает кучу других мелких движений руками, которые помогают развивать речь и вообще мозг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я всего добьюсь

Дети обожают рисовать, лепить и что-то строить из всего, что попадется под руку. Это не только легко, весело и увлекательно, но еще и весьма полезно. Начинает ребенок, как правило, с рисования. Пусть сначала это будут каляки-маляки. Но малыш смотрит на них, и у него возникают ассоциации – что бы это могло быть? Вероятно, он хотел изобразить машинку, но не смог. И поэтому дорисовал свой ­"абстракционизм» до динозавра или солнышка. И прекрасно! Юный художник смог перестроиться в процессе творчества и из поражения сделал победу.

Когда дети подрастают, ­начинается: мама, нарисуй ­паровозик! Ну еще один, и еще! И так у ребенка появляется двадцать листов с примерно ­одинаковым рисунком. Взрослые сердятся: ну сколько можно! А чадо тем временем наблюдает и учится. Очень скоро малыш будет спокойно сидеть в уголке, с упоением рисовать, а в ответ на предложение ­помочь выдавать категоричное «Я сам!». Ребенок в это время осваивает важное умение: ставить цель и ­достигать ее. Причем, разными средствами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А если дать планшет? Именно года в два с половиной, когда ребенок должен творить, мы все чаще вместо красок, карандашей, пластилина, клея и цветной бумаги подсовываем ему гаджет. А в нем – игры. Они предлагают малышу правила. Ребенок их осваивает, выигрывает, ставит рекорды по очкам и не более того. Он увлечен, но при этом с большей вероятностью вырастет прилежным исполнителем. А с такими качествами уже сложно в будущем стать дизайнером, писателем, художником – словом, творческим человеком. И тем более – руководителем. Конечно, об этом мечтают не все, но зачем лишать сына или дочь самой возможности? Поэтому вместо планшета лучше дать детям пустую картонную коробку или пару диванных подушек, чтобы они могли построить себе самый настоящий замок. А самим изобразить не менее настоящего дракона, которого малышня непременно победит.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Приложение к маме

Вообще, все околокомпьютерные устройства люди создали для двух целей: чтобы быстро и точно считать и хранить информацию. ­Гаджеты – наши помощники. И планшет должен быть лишь поводом для общения, а не его заменой. Если уж ты даешь ребенку поиграть с электронным другом, присоединяйся к компании. Следуйте простой схеме: малыш смотрит на экран и пытается управлять героями, кружочками или буквами ➜ мама показывает и объясняет, как это делать ➜ ребенок повторяет за ней ➜ мама хвалит и радуется, что все получилось ➜ он видит мамину реакцию и тоже доволен.

Быстро освоились

Многим родителям кажется, что ребенок, лишенный техноигрушек, позже не научится ими управлять, будет хуже учиться и вообще отстанет от жизни. Это заблуждение! Пятилетки осваивают все новое со скоростью света. Да и вообще: планшеты, между прочим, появились, когда многим из нас было уже 25–30 лет. И ничего, мы научились ими пользоваться ­довольно быстро.

Мы считаем

Портал www.superjob.ru опросил 1600 родителей, чтобы узнать, разрешают ли они своим детям играть с гаджетами.

  • 56% опрошенных считают, что нужно просто ограничивать время игр с мобильными телефонами или планшетами
  • 27% родителей готовы выдавать детям гаджеты только на один час в день, а 2% не более, чем на 15–20 минут
  • 14% взрослых уверены: детям до 7 лет вообще нечего делать с техникой такого рода