Как «продают» детское образование: 6 обещаний, которые должны тебя насторожить
Холли Робертс, основательница и директор британского детского сада Britannia School в Москве, работающая с детьми дошкольного возраста более 16 лет, объясняет, что на самом деле значат (или не значат ничего) предложения в рекламных буклетах для родителей дошколят.
Проблемы дошкольного образования в России
В России, по статистике, в семьях в среднем один-два ребенка, причем в 70% семей — только один. Соответственно, с дошкольным образованием родители впервые сталкиваются, когда у них рождается и подрастает первенец. До это этого они чаще всего не интересуются, какие есть методики, образовательные технологии, кто составляет учебные программы. Из этого вытекают следующие проблемы:
- Дошкольное образование — это не то, что можно «пощупать». Например, ты ежедневно ходишь в магазин, знаешь, какие продукты выбрать и почему, можешь сразу попробовать новое и оценить, понравилось тебе или нет. Образовательная деятельность — это процесс долгосрочный, его результат проявится лишь в будущем. Но в случае с детским образованием очень опасно ждать 2-3 года, чтобы понять, правильно ли воспитывают и обучают твоего ребенка.
- Родители и дети как потребители образовательных услуг не так часто сталкиваются с выбором, то есть, скорее всего, выбирают один детский сад, а затем одну, максимум две школы. В этой сфере нет возможности постоянно переходить в новое учреждение и сравнивать полученный результат, поскольку для его получения необходимо длительное время.
То есть родители не только заранее не знают, какой образовательный подход (программа, подача материала) дает качественный результат, а какой — не очень, но еще и не имеют возможности ждать проявления результата образования, дабы не упустить важный момент в воспитании и развитии ребенка.
В Советском Союзе существовала единая программа дошкольного образования — в подавляющем большинстве детских садов воспитанников обучали по одной и той же схеме. А с началом эры частного образования в России в эту сферу пришли элементы коммерции. Конкурентная среда заставляет собственников частных детских садов использовать различную аргументацию, чтобы объяснить родителям, почему их заведение лучше, чем другие.
Авторская программа
Один из популярных маркетинговых ходов частных учреждений дошкольного образования — предлагать «авторские программы». Звучит красиво, но, если задуматься, выражение оказывается не очень информативным, так как у любой образовательной программы есть автор. Даже у самой неэффективной: ее тоже кто-то написал.
Гораздо интереснее узнать, кто этот автор, где он учился, какие методики использовал при разработке, имеется ли доказательная база, чем его «авторская» программа лучше программы другого не менее прекрасного автора, проверена ли она временем. К сожалению, чаще всего подобные вопросы остаются без ответа.
Всё новое — это хорошо забытое старое
Как-то находясь в крупном магазине бытовой электроники в США, я обратила внимание на ноутбук известного производителя, который стоил существенно ниже, чем его соседи по полке. Прочитав надпись мелким шрифтом на ценнике, я узнала, что этот экземпляр раньше уже кому-то принадлежал и использовался. Затем был отправлен на производство, где его почистили и заново упаковали.
Примерно то же происходит сейчас и с идеями Льва Семеновича Выготского. В детских садах их выдают за нечто новое и прогрессивное. Лев Семенович был выдающимся советским психологом и педагогом, преподавал в МПГУ. Его идеи широко используются в классической педагогике последние 60 лет и России, и по всему миру.
Например, они положены в основу образовательной программы раннего развития Early Years Foundation Stage (EYFS), по которой несколько десятилетий работают абсолютно все учреждения дошкольного образования в Великобритании и детские сады, следующие британской программе раннего развития, во множестве других стран мира.
Когда тебе говорят, что учебная программа в российском детском саду основана на идеях Выготского, можно провести аналогию с тем, что школьные программы по физике основаны на работах Ньютона. Когда такой подход называют каким-то свежим веянием, прорывом или откровением, выглядит это несколько странно.
Эмоциональный интеллект
Чтобы завлечь родителей, в российских детских садах часто говорят: «Мы делаем упор на развитие эмоционального интеллекта». Всякий раз это подается как нечто новое, невероятно актуальное и полноценное.
Однако Personal, social and emotional, то есть развитие эмоциональных, социальных и персональных навыков, — это одна из семи составляющих образовательной программы раннего развития той самой EYFS, основанной на работах того же Выготского.
Что получается? Во-первых, вот уже несколько десятков лет эмоциональный интеллект является частью программы EYFS, частично основанной на идеях советского психолога и педагога. То есть понятие не ново для России, но о нем как будто «вспомнили» только сейчас и начали преподносить как «неотъемлемое качество специалиста XXI века».
Во-вторых, если копнуть немного глубже, один из авторов концепции эмоционального интеллекта Джон Майер считал, что «он часто преподносится как абсолютный ключ к успеху во всех сферах жизни: в школе, на работе, во взаимоотношениях, однако эмоциональный интеллект является причиной всего лишь 1-10% важнейших жизненных паттернов и результатов».
То есть упор на развитие только эмоционального интеллекта должен вызвать множество вопросов — как тогда обстоят дела с физическим, математическим развитием, развитием навыков речи и так далее. Разве найдется родитель, который согласится, чтобы у его/ ее ребенка были замечательно развиты эмоциональные, социальные и персональные навыки, но при этом хромали знания по математике, письму, чтению, недостаточно развивались физическая активность и понимание окружающего мира? Все хотят видеть свое чадо гармонично развитой личностью.
Возникает ощущение, что в рекламных целях или в качестве «продающих аргументов» в настоящее время происходит вырывание отдельных образовательных элементов из стройных сформированных десятилетиями программ.
Обучение через игру
Это замечательный и очень органичный процесс. Одним из пионеров этой образовательной технологии был тот же Лев Выготский. На данный момент многие частные детские сады преподносят «обучение через игру» как что-то новое и уникальное, в то время как эта идея Льва Семеновича уже давно применяются и в России, и по всему миру.
Обучение через игру является основой практически всех давно существующих образовательных программ, применяемых в российских как муниципальных, так и частных дошкольных образовательных учреждениях. Оно также несколько десятилетий назад стало частью британской программы раннего развития EYFS.
Представь, как в наши дни кто-то будет с восторгом рассказывать о том, что пользуется интернетом, и убеждать тебя в его необходимости. Технология действительно удивительная и замечательная, но ведь она уже давно и прочно вошла в нашу жизнь.
Некорректная интерпретация
Речь идет о некорректных трактовке и использовании элементов зарубежных образовательных программ. Разберемся опять на примере EYFS. Один из структурных моментов внедрения этой программы — так называемый circle time, то есть некая часть дня, когда дети садятся в кружок с педагогом и что-то обсуждают.
Чаще всего педагоги, практикующие британскую программу дошкольного образования и воспитания ребенка, circle time используют для развития эмоциональных, социальных и персональных навыков у учащихся. Учат детей делиться, слушать собеседника, обсуждать, как у них прошли выходные, и так далее.
А вот в России в некоторых частных детских садах, работающих, естественно, по «авторской программе», концепцию circle time используют для проведения уроков математики. Математика в EYFS подается совершенно по-другому, для нее эффективны другие техники. Но для ничего не подозревающих родителей словосочетание circle time должно звучать очень прогрессивно и увлекательно.
Знания, необходимые в XXI веке
О каких особых знаниях идет речь в рекламных буклетах? Неужели в детских садах и школах XX века специально преподавали что-то такое, что позволило людям открыть радиоактивность, придумать микросхемы, изобрести дизельные двигатели в ХХ веке? Или, может быть, существуют педагоги, обладающие даром прорицания, и у них есть хрустальный шар, позволяющий предсказывать, что в середине XXI века всем детям потребуются, например, навыки управления роботами и космическими кораблями?
Почему в дошкольном образовании нет инноваций?
Ничего радикально нового в образовании дошкольников не «изобрели», потому что это и не требуется. На Западе, например, родители не доверяют ничему новому и «авторскому» — они хотят программы, проверенные временем. В России же мнимые инновации — это не показатель качества, а попытка продать свои услуги и подать свое учебное заведение в выгодном свете родителям.
Обучение и воспитание должны идти по четко выверенным и доказавшим свою эффективность программам. Только тогда ты можешь быть уверена в результате и качестве полноценного образования и воспитания твоего ребенка.