Как пережить дистанционку: топ-5 ошибок, которые совершают все родители

Даже самые ответственные родители не застрахованы от популярных ошибок в воспитании и обучении, которые мешают ребенку быть счастливым, образованным, а также рушат гармонию и близкие отношения в семье. Особенно сейчас — в период, когда дети учатся дистанционно. Заняться работой над ошибками предлагает основатель центра образовательных технологий Advance и автор книги «Энциклопедия детской мотивации» Николай Ягодкин.
Как пережить дистанционку: топ-5 ошибок, которые совершают все родители

Ошибка №1 – пытаться говорить про перспективу с детьми до 12 лет

Объяснять ребенку, что нужно хорошо учиться, чтобы стать «уважаемым человеком», получать достойную зарплату и быть генеральным директором не стоит. Ему всего 10, он даже представить себе не может свою жизнь через 10–20 лет. Горизонт планирования у детей намного скромнее, чем у взрослых. Это мы можем пахать на двух работах, чтобы досрочно погасить кредит или накопить на отпуск. Мы можем представить, что хотим от жизни через 5 лет, например, повышения в должности и зарплате.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ребенок – другое дело. Он будет стараться только ради того, что ему интересно. Именно увлекательный процесс правит бал. После 12 лет такой метод сработает, если учитывать цели и стремления самого ребенка. Фраза «Учи химию, в жизни пригодится» не найдет отклика. А если сын или дочка мечтает быть ветеринаром, можно сказать: «Хочешь быть хорошим ветеринаром и спасать зверей? У животных бывают сложные случаи, и, чтобы помогать, нужно много знать о лекарствах: как они работают, взаимодействуют друг с другом и т. д. Для этого и нужна химия».

Ошибка №2 – увлекаться негативной мотивацией

В эту категорию входят:

  • страх (ребенка постоянно пугают, что, не дай бог, он получит двойку, терпение родителей явно лопнет и произойдут страшные вещи);
  • боль (ребенок боится идти домой, потому что попадет ремнем);
  • долг (ребенок обязан хорошо учиться – его ведь для этого рожали. Он не имеет права не оправдать ожиданий мамы, папы, бабушки, тети из Ростова. И вообще мама с папой станут старенькие, их нужно будет кормить, поэтому нужно хорошо учиться);
  • стыд (часто родителям стыдно за тройку в четверти перед всеми на свете: соседями, коллегами, потому что похвастаться талантливым ребенком – важная потребность, и виноват в этом, конечно же, ребенок – как ему не стыдно?);
  • избыток негативной обратной связи. Часто в сердцах родители говорят детям много обидных слов, например: дурак, бестолковый. Такие оценки тормозят мотивацию и заставляют ребенка поверить в то, что он действительно такой. Негативные поступки сразу вызывают реакцию, а позитивные воспринимаются как сами собой разумеющиеся и игнорируются.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спроси себя, не злоупотребляешь ли ты этими инструментами? Да, они эффективны в краткосрочной перспективе, но на длинной дистанции оборачиваются стрессом и сильно травмируют психику. Манипуляция ребенком сковывает интеллектуальную активность и рушит доверительные отношения с родителями. Если ребенком управляют через страх, рискуют вырастить труса, неспособного защищать свои интересы. В будущем такой человек будет зарабатывать меньше, чем свободный и самостоятельный. Также ребенок может закрыться от мира и стать зависимым от общественного мнения. Счастлива ли ты, находясь в постоянном стрессе? Дети тоже. Чтобы не искать ребенку психолога или врача через 10 лет, забудьте о психологическом насилии прямо сейчас.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ошибка №3 – заставлять учиться

Многие родители ревностно отслеживают оценки. При этом они не хвалят за хорошие (потому что ребенок и так должен хорошо учиться), но всегда ругают за плохие. Ситуация странная, потому что оценки – субъективная категория и отражением реальных знаний не являются. Двойки у твоего ребенка могут быть разные: за 5 ошибок в сочинении, за 45 ошибок в том же сочинении, за поведение, за забытое домашнее задание и т. д. Заниматься только успеваемостью бессмысленно, поскольку тратишь время, силы и эмоции на тактическую цель.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Родители реально делают домашнее задание с детьми до старших классов. Как только собственного багажа перестает хватать, на помощь приходят репетиторы, которые продолжают делать домашнюю работу, объяснять непонятные темы (на тот факт, что у ребенка могут быть пробелы в раннем материале, никто не обращает внимания). В результате родители приходят на выпускной седыми, а ребенок с дергающимся глазом. Они считают окончание обучения своей личной победой, вот только ребенок:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • мечтает больше никогда и ничему не учиться;
  • так и не научился решать свои проблемы самостоятельно.

Школа – только тренировка перед взрослой жизнью. Это время, когда ребенок должен ошибаться, учиться самостоятельности, осваивать навыки. Отбирать его у ребенка нельзя. Многие дети поступают в престижные университеты с хорошими баллами, но отчисляются после первого семестра, потому что мама и репетитор больше не сидят над душой, а учиться сам ребенок не умеет. Тактика заставления приводит детей к синдрому выученной беспомощности и ненависти к любому обучению (повышение квалификации, получение высшего образования, смена профессии). Стратегическая задача – научить ребенка учиться самостоятельно, брать на себя ответственность за поступки, видеть причинно-следственные связи – не выполняется. Именно эти качества помогут твоему ребенку хорошо зарабатывать во взрослой жизни. А пятерки по всем предметам еще не гарантируют безбедного будущего.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ошибка №4 – думать, что ребенок тебе что-то должен

Многим родителям сложно принять тот факт, что ребенок не личный раб без права голоса до 18 лет. У него есть свои желания, мнение и право выбора. И, если ты хочешь вырастить гармоничную психически здоровую личность, с этим нужно считаться. Ребенок никому ничего не должен (даже родителям). Ни один человек не мечтает получить обязанности, которые не выбирал, за то, что просто родился.

Только представь, что, начиная с завтрашнего дня, в течение 15 лет ты вынуждена каждый день заниматься ненавистным делом, получая только претензии за мелкие неудачи. Вот и твоему ребенку не нравится. Повернуть ситуацию в твою пользу поможет мотивация. Ребенок полюбит учиться, если ты начнешь его хвалить даже за мелкие успехи. Ребенок не должен совершить что-то грандиозное, чтобы мама его заметила и похвалила.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поощрять нужно любые достижения. Ребенок будет видеть, что у него получается, и станет стремиться к чему-то большему. Дети так устроены: если процесс обучения получается, он интересен. Только не спеши сразу же повышать планку, как только она взята, дай ребенку покайфовать на новом уровне, насладиться победой, иначе, сама того не желая, повесишь негативный якорь на достижение целей и успешные проекты у ребенка в будущем будут ассоциироваться не с триумфом, а с новыми проблемами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Заключи с ребенком договор, позволяя ему быть с тобой на равных. Это научит его партнерским отношениям, выполнять обещания и нести ответственность. Для этого изложи свои требования (например, закончить год на 4 и 5) и выслушай его требования (домашний питомец, новый телефон и т. д.). Пропиши неустойку, а именно: что будет, если ребенок не справится (например, гулять с собакой полгода самостоятельно, готовить ужин для всей семьи два раза в неделю). Только не обманывай ребенка и не обещай того, что выполнить не получится.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ошибка №5 – требовать от ребенка того, чего не делаешь сама

Собственный пример, понятный ребенку, обязателен, причем не на словах, а на деле. Если хочешь, чтобы ребенок больше читал, а сама проводишь вечера в новостной ленте смартфона, позитивных изменений не жди. Мама и папа – авторитеты для детей, чью модель поведения они считают правильной и копируют. Заставлять ребенка заниматься легкой атлетикой, будучи со спортом на «вы», нелогично. Будет постоянный когнитивный диссонанс, и ребенок начнет сопротивляться, потому что чувствует и видит разночтения (говорят ему одно, а сами делают другое). Обосновывать свое поведение тем, что он еще маленький, а мама взрослая (ей можно) – не выход. Дети – это способ становиться лучше самим, поэтому, если хочешь, чтобы ребенок ставил цели, держал слово, не обижал слабых, нужно быть примером и каждый день показывать, как правильно.

Люди не идеальны, в том числе родители. Провести работу над ошибками нужно как можно раньше, ведь каждая мама любит своего ребенка и желает счастья.

Фото: Getty Images