Как научить ребенка читать?
Маленькие дети воспринимают новую информацию совсем не так, как школьники. Взрослым важно получить подробный ответ на вопрос и понять логику вещей, а для малышей интересны просто факты (небо – синее, солнце – светит, море – соленое и т.д. ). И только со временем у ребенка начинают появляться логические цепочки. Так и с чтением: буквы, слова и целые предложения постепенно выстраиваются в сюжеты.
Учить не переучить
Маленькие дети очень способные и восприимчивые: за короткое время у них формируется речевой аппарат, развивается логическое мышление и творческие способности. Это большая нагрузка, но малыши легко с ней справляются. Главное, не слишком усердствуй, не заставляй малыша занимать дольше, чем он способен сконцентрироваться. Старайся превратить обучение в увлекательную игру.
Идеальный возраст
Психологи и педагоги не могут определить лучший возраст для интенсивного обучения чтению, прежде всего из-за того, что все дети разные: одни малыши более усидчивые и спокойные, их легче обучать, а другие более шустрые, ни минуты не могут усидеть на месте и предпочитают активные игры. К тому же, у детей часто не хватает мотивация к кропотливому занятию. Но многие специалисты считают возраст 4-5 лет самым оптимальным.
Первые шаги к чтению
- В два-три года расширяем словарный запас.
- До трех лет развиваем речь; ребенок осваивает окружающий мир.
- Читаем детям вслух. Это развивает внимание и воображение.
- К шести-семи годам у детей окончательно формируется знаково-символическая функция – пора заниматься более интенсивно!
Основные этапы обучения
- Играем со звуками: можно пошипеть, как змея, или пожужжать, как самолет, или посчитать, сколько звуков в коротком слове.
- Знакомим малыша с ударением, гласными и согласными.
- Обучаем буквам и цифрам с помощью кубиков, азбуки или букваря. Для непосед можно использовать лото, доску с магнитными буквами или просто лист с карандашами.
- Учим составлять из слов слоги и затем целые слова и предложения. Постепенно переходим к чтению предложений.
Основные методики обучения чтению
- Фонетический метод. Один из самых эффективных способов – алфавитный принцип, четкое произношение букв и звуков, постепенный переход к слогам и словам.
- Лингвистический метод. Учитывает особенности живой речи: обучение начинается со слов, которые чаще всего используются в современном языке.
- Метод Глена-Домана. Никаких букв и звуков! Ребенок учит слова целиком – запоминает их произношение и написание. Через некоторое время начинает читать небольшие тексты, где эти слова часто встречаются.
- Метод целого текста. Предполагает самостоятельное изучение для детей, умеющих читать: акцент на буквы и звуки не делается, ребенок узнает новые слова, смысл которых должен понять по контексту или иллюстрации.
- Метод Зайцева. Еще пару десятилетий назад был одним из самых популярных методов. Основан на игре с кубиками, на разных гранях которого написаны слоги – единицы строения языка; различаются по цвету, звуку и размеру.
Почему дети не хотят учиться читать?
- А зачем? Есть много других интересных занятий, а мотивации – нет.
- Ребенка начинают обучать чтению слишком рано, поэтому ему приходится тратить много времени и усилий. Малыш может не понимает связь между буквами и значениями, процесс обучения кажется ему слишком сложным.
- Ребенок боится расстроить родителей, при обучении отсутствует элемент игры. Малыш просто боится, что ты будешь его ругать. Постарайся убедить его в том, что он может ошибаться – ничего ужасного в этом нет.
Зачем учить детей читать, если это делают в школе?
Чтение помогает детям развивать речь, интеллект, воображение, абстрактное мышление и многое другое. Тема о его пользе заслуживает отдельной статьи. Но есть и другие плюсы:
- во многих школах предпочтение при поступлении отдается детям, которые умеют читать
- ребенку будет проще адаптироваться в школе психологически и освоить школьную программу; к тому же он будет меньше времени тратить на уроки и домашние задания
- детям, которые поздно научились читать, трудно привить любовь к литературе
- у читающих детей больше словарный запас, шире кругозор и богаче воображение.
Как мотивировать ребенка учиться?
Педагог и психолог Андрей Маниченко сформулировал 10 законов раннего обучения детей чтению. Впрочем, большинство из них актуальны в любом возрасте.
Закон раннего старта. Чем младше дети, тем проще их обучать: малыши открыты всему новому, а пристрастия и характер сформировались не настолько, чтобы капризничать.
Закон похвалы. Восторгаясь успехами малыша, ты проявляешь внимание и мотивируешь к новым подвигам.
Закон уважения. Считайся с мнением ребенка, чтобы не ограничивать его свободу и не подавлять самостоятельность. Разрешай малышу самому выбирать кубики с буквами, цветные карандаши или книгу.
Закон игры. Знания усваиваются легче, если обучение проходит в легкой игровой форме.
Закон хорошего настроения. Если мама, настроенная позитивно, пытается растормошить ребенка, который капризничает и не хочет заниматься, то лучше перенести урок на другое время, а в этот день просто поиграть. Прекращай занятие сразу, если ребенок начинает зевать, учебный процесс не должен ассоциироваться с мучением.
Закон скорости. Дети любят динамику. Чтобы ребенку не было скучно, наполняй урок разными заданиями, тогда у него не будет повода быстро устать.
Закон новой темы. Обязательно делай занятия разнообразными. Используй бумагу и ручки разных цветов, пиши слова на разные темы или разного размера, используй кубики, кассу с буквами, мольберт или доску для рисования.
Закон режима. Чем старше ребенок, тем важнее соблюдать режим дня.
Какие книги полезно читать детям?
Детские книги на примере интересных историй и характеров героев должны учить добру, справедливости, честности и дружбе. А красочный дизайн, крупные буквы и широкие поля – это не только удобно, но и прививает хороший вкус. Тем, кто всерьез задумался о программе обучения чтению, стоит обратить внимание на познавательные книги, детскую художественную и развивающую литературу, энциклопедические издания, научно-популярную и образовательную литературу.
ТЕКСТ: Вирпи Рихтер, председатель правления совета директоров компании myToys.de GmbH, эксперт немецкого интернет-магазина детских товаров, одежды и игрушек myToys.ru.