Как и чему учить детей?

Каким бы пофигистом или анархистом ни был человек, становясь родителем, он начинает заниматься законотворчеством: «Кота за хвост не дергай!», «Папин ботинок не жуй!» А как еще уберечь ребенка от проблем?
Как и чему учить детей?

Это мы сегодня с Таисией ходили во двор погулять. Подобные испытания дочери выпадают нечасто, и, конечно, груз ответственности за неопытного отца тяготил бедняжку. Поэтому она воодушевленно делилась со мной бабушкиными заветами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

– Нина-а-ана, – предостерегала Тая, показывая на лужу у подъезда. – Моки! (Тасе сейчас год и восемь, целыми предложениями она пока не говорит, но смысл ясен: не ходи по лужам, промокнешь).

– Нина-а-ана, – тыча пальцем в помойную урну, уговаривала дочь еще минуту спустя. – Фу! Фу!

А потом, уже на детской площадке, подвела меня к яме возле качелей и, топнув ножкой, поведала поистине душераздирающую, но весьма поучительную историю о некогда пострадавшей тут девочке:

– Ама, ама! Дека бах! Ой-ой...

И тут – в лучших традициях Кэрри Брэдшоу – я подумал... Мы, взрослые, – папы, мамы, бабушки (или даже няни – не суть) – знаем массу правил, которым должен следовать ребенок во дворе. Но многие ли из нас, выходя сюда с детьми, сами готовы себя затруднить соблюдением хоть каких-то простейших норм?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я не говорю сейчас о тех, кто выгуливает отпрысков, прикрикивая на них матом и запивая пивом семечки. Не будем опускаться до маргиналов.

Я, например, про того папашу, который вышел с сыном на футбольную площадку и уже битый час висит на мобильном телефоне, время от времени посылая мяч мимо мальчишки в ближайшие кусты. Что такое важное ты обсуждаешь там? И в чем провинился твой сын, чем заслужил он этот игнор?

Я про сидящую на лавочке с отсутствующим видом девушку, няню двух сорванцов-погодков, которые высматривают чужие, оставшиеся без присмотра игрушки, хватают их без спроса и утаскивают в неизвестном направлении. «Ну они же еще дети!» – ответила она матери девочки, у которой эта гоп-команда пыталась увести трехколесный самокат. «Вот именно, – прозвучало в ответ. – А вы – взрослый человек. Почему же вы не объясните им, пока они еще дети, что так поступать нехорошо?»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я про бабушку девочки Саши, с которой Тая играла в песочнице. Старушка стояла, склонившись над внучкой, и ревностно следила, чтобы другие дети не брали Сашины совки и не насыпали песок в Сашины формочки...

Это все я, собственно, к поднятому выше вопросу, который прозвучал, пожалуй, слишком риторически, – как уберечь ребенка от проблем и неприятностей? По-моему, правильный ответ, если он вообще существует, подразумевает, что мы, взрослые, должны не только учить детей соблюдать элементарные правила гигиены и оберегать их от бытовых травм, но и, что гораздо важнее, помогать им выстраивать правильные, уважительные, человеческие отношения между собой. Помогать им находить себя в социуме. Пусть даже этот социум размером с песочницу.