Осторожнее за столом: фразы и события из детства, которые учат перееданию

Отношения с едой формируются с раннего детства, и значительную роль в этом играют родители. Именно в семье ребенок впервые учится, что и как есть, а также как относиться к своему телу. Казалось бы, невинные фразы или привычки родителей могут оставить глубокий след, приводя к нездоровым пищевым привычкам, в том числе к перееданию.
Осторожнее за столом: фразы и события из детства, которые учат перееданию
Getty images
ЮлияХлопова
нутрициолог

Фраза 1. «Ты должен доесть, еда очень ценна / Мы так старались, готовили — неужели зря?»

Эта фраза, возможно, самая популярная среди родителей, но она также одна из самых вредных. Она формирует у ребенка чувство вины за оставленную еду и искажает его восприятие голода и насыщения. Вместо того чтобы прислушиваться к сигналам своего тела, ребенок учится есть до полного опустошения тарелки, даже если он уже сыт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что делать?

Позволить ребенку остановиться, когда он почувствует себя сытым. Напоминай, что можно доесть позже. Не используй чувство вины как инструмент воспитания.

Фраза 2. «Если ты хорошо поешь, получишь что-то сладкое»

Использование еды в качестве награды или поощрения учит ребенка связывать еду с эмоциями, а не с удовлетворением физического голода. Сладкое или «вкусное» начинает восприниматься как что-то особенное, заслуживающее «достижений». В будущем это может привести к неконтролируемому употреблению сладостей в поисках удовольствия или награды.

Что делать?

Не награждать ребенка едой. Если нужно, выбери другие способы мотивации: похвалу или маленькие подарки, не связанные с едой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фраза 3. «Не плачь, вот тебе конфетка»

Когда еда становится утешением, ребенок учится заедать эмоции. Вместо того чтобы выражать грусть, тревогу или радость, он ищет успокоение в еде. Это может стать основой для эмоционального переедания, когда во взрослом возрасте человек ест, чтобы справиться с трудностями, а не чтобы удовлетворить голод.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что делать?

Научить ребенка выражать свои эмоции словами. Если нужно утешение — предложи обнять его, поговорить, порисовать вместе или найти другой способ утешить.

Getty images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фраза 4. «Ты слишком много ешь!»

Критика внешности и осуждение количества съеденного создают у ребенка ощущение стыда за свое тело и еду. Это не только снижает самооценку, но и может привести к скрытному перееданию, когда ребенок ест тайно, чтобы избежать осуждения.

Что делать?

Не обсуждать вес ребенка и не сравнивать его с другими. Вместо этого акцентируй внимание на здоровье и хорошем самочувствии.

Событие 5. Нерегулярное питание в семье

Если в доме нет четкого графика приема пищи, ребенок растет в хаотичной среде, где пропуски еды или перекусы становятся нормой. Это может нарушить его способность распознавать сигналы голода и насыщения, а также привести к перееданию в будущем.

Что делать?

Стараться поддерживать регулярные приемы пищи в семье. Завтрак, обед и ужин по расписанию помогают ребенку понять ритм питания и лучше распознавать сигналы голода.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фраза 6. «Ты не заслуживаешь десерт, пока не доешь суп».

Такие фразы учат ребенка связывать еду с условиями. В будущем это может привести к неосознанному перееданию, когда человек ест не потому, что голоден, а чтобы «заслужить» что-то.

Что делать?

Не считать еду наградой за выполнение условий. Позволить ребенку самому решать, сколько и чего он хочет съесть (если нет противопоказаний).

Событие 7. Запрет на определенные продукты

Полный запрет на определенные продукты, например, сладости или чипсы, делает их более желанными. Когда ребенок получает доступ к «запретному плоду», он может переедать, пытаясь компенсировать его нехватку.

Что делать?

Разрешать ребенку есть разные продукты, включая сладости, но объясняйте важность умеренности. Формировать культуру питания, где нет «плохой» или «хорошей» еды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дети учатся с опорой на примеры, а не слова, поэтому все идет как надо, если родители становятся моделями пищевого поведения. Когда в семье едят осознанно, демонстрируя удовольствие от еды и уважение к своему телу, это идет на пользу всем. Поэтому совет мамам и папам — создавайте пищевой интерес. Пробуйте новые продукты, готовьте вместе, экспериментируйте с блюдами, избегайте навязывания стереотипов — учите ребенка понимать баланс, вместо того, чтобы делить продукты на «вредные» и «полезные».

Здоровое питание — это не запреты и наказания, а осознанный подход к своему телу и удовольствию от еды.

Еще больше интересных материалов — в нашем телеграме Dark VOICE