Дети и деньги: как научить ребенка финансовому планированию

В школе нас учат считать, но почему-то никто не рассказывает, как сэкономить, накопить, да и вообще правильно распоряжаться своими финансами. VOICE решил срочно исправить этот промах образовательной системы.
Дети и деньги: как научить ребенка финансовому планированию
Shutterstock
Успей попасть на нашу конференцию «Стань Богатой» http://richandbeautiful.thevoicemag.ru/

Во многих семьях тема финансов входит в разряд запретных. Считается, что говорить с ребенком о деньгах неловко, некогда, да и вообще «сам все поймет, когда вырастет». А зря! Многие успешные предприниматели вспоминают финансовые уроки, которые преподали им в детстве родители, и уверяют, что это был тот самый момент, когда они впервые задумались о своем деле. Как же начать этот диалог? Вот несколько способов!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Игра в супермаркет

Ребенок не нуждается в финансовых тонкостях. Ему достаточно простых понятных примеров. Поход в магазин – отличный способ рассказать о деньгах и их предназначении. А прекрасным тренажером финансового планирования станет список покупок. Рассматривая его, легко объяснить, что такое семейный бюджет, как он распределяется (продукты, оплата счетов, расходы на проезд) и почему у него есть рамки. Позволь ребенку помочь в составлении списка продуктов, а если он решит занести туда что-то, не входящее в твои планы, объясни, что это выходит за рамки бюджета. Ребенок поймет, что семейные расходы лимитированы, а ты избавишься от капризов на кассе.

Монетный двор

Копилка наглядно показывает, как работает механизм банковских вкладов и инвестиций. Но есть нюансы. Не стоит заводить копилку просто так. У ребенка должны быть цель и примерный срок ее достижения. Допустим, он решил накопить на ­игрушку. Зная ее стоимость и сумму поступлений, ты сможешь определить срок достижения цели и сообщить его малышу. На этом этапе он либо согласится ждать, пока необходимые средства накопятся, либо изменит цель на более доступную. И познакомится с процессом накопления. Очень важно правильно пополнять копилку. Из сомнительных вариантов – деньги за учебу и хорошее поведение (так ребенок теряет мотивацию делать это бесплатно). Остальное на ваше усмотрение. Одни отдают мелочь от сдачи, другим помогают пополнять копилку бабушки и дедушки, а третьи платят ребенку за работу, которая обычно не входит в его обязанности (например, помощь на даче).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Надежда Поморцева, начальник управления развития и поддержки продаж УК «Открытие»: «Есть три правила инвестиций, их легко объяснить. Первое – диверсификация, что значит: не клади все яйца в одну корзину и размещай накопления в разных активах. Второе – систематичность: часть дохода (хотя бы 1%) направляй на сбережения, так можно создать неплохой капитал. Третье – целенаправленность. Если планируешь потратить деньги в ближайшем будущем, не стоит вкладывать их в акции. Временное падение рынка может нарушить твои планы».

Твои года – твое богатство

Старший школьный возраст – хорошее время и для более сложных финансовых тем: как работает процент, какие виды финансовых инструментов существуют. Банки предлагают ряд специальных продуктов для детей. Например, дебетовая карта, которую можно открыть ребенку (старше 6 лет) и привязать к родительскому счету. А еще он сможет сам следить за своими расходами в приложении. Старшеклассники активно интересуются криптовалютой, краудфандингом, то есть инвестициями. Родители же порой впадают от этих тем в ступор. Для начала разберись во всем сама, чтобы не путаться в показаниях, когда станешь рассказывать о работе блокчейна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Финансовые продукты для детей

Банковская карта: в основном с 6 лет. Заменяет наличные, позволяет родителям отслеживать траты ребенка и выдавать карманные деньги дистанционно.

Мобильные приложения по учету расходов и доходов: с ­момента появления у ребенка собственного телефона. Позволяют следить за доходами и расходами, формируют понятие бюджета.

Города профессий (например, «Кидзания»): с 4 лет. Наглядно демонстрируют связь профессии и заработка.

Текст: Анна Новикова, бизнес-консультант по образовательным программам