5 принципов позитивного воспитания
Существует пять основных принципов позитивного воспитания, которые помогают детям не только найти в себе силы для преодоления жизненных трудностей, но и в полной мере развить внутренний потенциал. Эти принципы сформулировал в своей книге «Дети с небес» Джон Грэй, специалист в области семейных отношений.
Отличаться от других – нормально.
Дж. Грэй: «Каждый ребенок неповторим. У каждого есть особые таланты, проблемы и потребности. Задача родителей – распознать эти особые потребности и удовлетворить их. У мальчиков есть ряд особых потребностей, которые не так важны для девочек. У девочек есть особые потребности, не имеющие особого значения для мальчиков. Кроме того, у каждого ребенка, независимо от пола, есть потребности, связанные с его личными проблемами и талантами».
Все дети развиваются по-разному, по-разному воспринимают этот мир и обучаются. В этом случае действует главное правило: ни в коем случае не сравнивай своего ребенка с другими. Фразы типа «А вот у Вани пятерка по математике. А вот Ваня не пачкается так, как ты. А почему всем задали домашнее задание, а тебе – нет?» ни к чему хорошему точно не приведут. Запомни, твой ребенок – не все! Ты должна осознавать и понимать эти индивидуальные различия, а также научиться по-разному проявлять свою любовь к ребенку-мальчику и ребенку-девочке. Последние, например, требуют намного большей заботы, в то время как мальчики хотят, чтобы им доверяли. Только осознав, что у девочек и у мальчиков разные потребности, ты сможешь удовлетворить их желания более полно.
Совершать ошибки — нормально.
Дж.Грэй: «Все дети совершают ошибки. Это абсолютно нормально, и нужно быть к этому готовым. Допустив ошибку, ребенок не думает, будто с ним что-то не в порядке, если только родители не реагируют так, словно он сделал что то недопустимое. Ошибки — естественное, нормальное и неизбежное явление. Дети постигают эту истину главным образом из жизненных примеров. Чтобы донести до ребенка этот принцип, родители должны признавать собственные ошибки в отношениях с детьми и друг с другом».
Искусство прощения – вот то, чему ребенок должен научиться с самого детства. Когда малыш видит, что родители извиняются даже за самый мелкий промах, он и сам приучается брать ответственность за свои поступки и ошибки. Ты должна научить ребенка не только прощать других, но и прощать и любить самого себя. А такая любовь развивается на основе отношений родителей и их реакций на ошибки ребенка. Не стремись сразу наказывать и ставить малыша в угол. Попробуй с ним поговорить и объяснить, почему так делать нельзя и почему это неправильно. Попробуй заменить приказы на просьбы, а вместо наказания и шлепков использовать поощрение и тайм-ауты.
Проявлять негативные эмоции — нормально.
Дж.Грэй: «Такие негативные эмоции, как гнев, печаль, страх, сожаление, разочарование, беспокойство, смущение, ревность, обида, неуверенность и стыд, не только естественны и нормальны, но и важные составляющие роста. Родители должны научиться создавать для детей благоприятные возможности испытывать и выражать свои негативные эмоции. Хотя такие эмоции всегда нормальны, время, место и способ их выражения могут быть неуместными. Вам необходимо научить детей более ясно осознавать свои эмоции, иначе ребенок будет выходить из под контроля, противиться вашему авторитету и бурно выплескивать затаенные чувства».
Ни в коем случае не манипулируй ребенком при помощи негативных эмоций. Например, вместо того, чтобы сказать: «Когда ты залезаешь на эту лестницу, я боюсь, что ты упадешь», лучше скажи: «Залезать так высоко небезопасно; я бы хотела, чтобы ты залезал на лестницу, только когда я рядом». Это намного действенней, ведь ребенок послушается не из-за твоего чувства страха, а просто потому, что ты попросила его так не делать.
Лучший способ научить ребенка осознавать свои чувства – выслушать его и помочь ему в них разобраться. Но не спрашивай напрямую о его чувствах и желаниях: это даст ему слишком много власти. Когда ты слушаешь ребенка, ты ненавязчиво вызываешь его на откровенность. А это помогает понять его желания и потребности.
Хотеть большего — нормально.
Дж. Грэй: «Скажи спасибо за то, что у тебя уже есть» — стандартный ответ родителей на желание ребенка получить больше. Методы позитивного воспитания позволяют нам научить детей просить о том, что они хотят, уважая при этом других. В то же время родители учатся отказывать ребенку, не испытывая при этом дискомфорта. Дети могут легко просить о том, что они хотят, зная, что никто не станет их стыдить. К тому же ребенок ясно осознает, что сам факт просьбы отнюдь не гарантирует получение желаемого»./p
Детям часто стараются объяснить, что только избалованный ребенок постоянно хочет большего и закатывает истерику всякий раз, когда не получает желаемого. Дети не знают, сколько они могут просить, что им дозволено, а что – нет. Пусть он попробует убедить тебя дать ему то, о чем он просит. И помни, это отнюдь не то же самое, что идти на поводу у его капризов. Позволив малышу просить большего, ты тем самым даешь ему возможность ставить перед собой цели и добиваться их. Это поможет ему во взрослой жизни.
Выражать свое несогласие — нормально, но помни, что мама и папа — главные.
Дж. Грэй: «Нужно позволять детям говорить "нет", но при этом важно, чтобы они знали: последнее слово остается за родителями. Позволяя детям говорить "нет", вы тем самым даете им возможность свободно выражать свои чувства, определять собственные желания и затем вести переговоры. Из того, что ребенок может сказать "нет", вовсе не следует, что все будет именно так, как он хочет. Однако его желания и чувства будут услышаны, а это само по себе часто склоняет детей к сотрудничеству».
Не думай, что это может разбаловать твое чадо. Помни, что любой ребенок заслуживает того, чтобы иметь больше прав. Однако вы, родители, всегда должны оставаться хозяевами положения. Главная цель позитивного воспитания, в первую очередь, – развить в детях склонность к сотрудничеству. Но не к покорности! Давая ребенку свободу, не забывай держать ситуацию под контролем.
Используя эти пять принципов позитивного воспитания, ты поможешь своему ребенку развить те способности и качества, с помощью которых он сможет реализовать заложенный в него потенциал и достичь успеха в жизни. Это умение прощать не только других, но и самого себя, умение делиться, терпение, отзывчивость, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим и к себе, дух сотрудничества, уверенность в своих силах и способность быть счастливым.
В психологии воспитания детей разбиралась Полина Кузнецова