Я легенда!
О том, как охотиться за известными марками, тебе рассказывать не нужно. Достаточно вспомнить последнюю распродажу. А как превратить в бренд собственное имя и стать желанной добычей для работодателей?
Коды доступа
По мнению психологов, стать «марочным продуктом» на огромном рынке труда может каждый. Нужно только этого хотеть и, конечно, над этим работать. Хотят, к слову, не все: в России еще довольно сильны представления типа «торговать собой некрасиво». Но ведь продаешь ты на рынке труда вовсе не себя, а свои знания и навыки. Времена, когда тебя могли повысить лишь за то, что десятилетиями трудилась на благо фирмы, давно прошли.
Решив стать девушкой с «именем», в первую очередь нужно представлять, для кого твое имя должно стать говорящим, то есть в какой области ты будешь реализовываться, а возможно, даже и фирме. Так тебе будет проще сосредоточиться на своих профессиональных умениях, которые пригодятся в работе. У любой компании есть собственный бренд-код, и она желает найти сотрудника, с которым бы у нее были общие "гены"». В маркетинге такой список личных умений человека называется атрибутами. И чтобы работодателю принять решение на твой счет, достаточно распознать первые 4–6 атрибутов. Но как понять, какие именно из твоих способностей повлияют на принятие положительного решения? В качестве шпаргалки используй вакансии на аналогичную должность, размещенные фирмами на своих сайтах, и некоторые из требований к будущим сотрудникам отнеси на свой счет. Но присвоение их должно быть адекватным твоим умениям, чтобы не превратиться в некачественную подделку под бренд.
Практикум
Составь список из собственных достоинств, подкрепляя каждое примерами успеха. «У меня большой опыт работы на аналогичной должности дизайнера по интерьерам, ведь за последние полгода я на "отлично" выполнила 20 крупных заказов». Или «Я умею работать в команде. Последний проект, когда под моим руководством работало пять человек, – отличное тому доказательство». Если найти примеры успеха сразу не получается, лучше поискать у себя другие качества, которые могут быть оценены по заслугам в данном месте. Сомневаешься, какие именно из своих достоинств выставить на всеобщее обозрение, проси совета у друзей и знакомых, далеких от твоей работы: если бы им понадобился ландшафтный дизайнер, какими бы фактами в его биографии они руководствовались? А перед собеседованием еще раз просмотри список требований, предъявляемых компаниями к соискателям – рынку свойственно меняться.
Фирменный стиль
Ни для кого не секрет, что «упаковка» Человека-Бренда должна быть столь же безупречной, как и качество самого «товара». На собеседованиях больше чем где бы то ни было уделяется внимание внешнему виду соискателя. И если ты претендуешь на «звездность», придется основательно задуматься над своим фирменным стилем. Это не значит одеваться только в одежду именитых дизайнеров, став таким образом «ходячим брендом», но, подобно марочным вещам, быть легко отличимой от конкурентов благодаря деталям. Такими деталями могут быть предметы одежды, например очки в необычной оправе, аксессуары, визитки, творческий псевдоним. Поскольку до 70% всей воспринимаемой нами информации занимает невербальная, прославиться можешь с помощью мимики, манеры говорить, жестикулировать.
Практикум
У банка и у рекламного агентства корпоративный стиль, безусловно, сильно различается. Но ты очень удивишься, когда узнаешь, насколько он отличается и в разных агентствах! Поэтому, прежде чем демонстрировать свое соответствие фирменному стилю в одежде и поведении, узнай, что он из себя представляет, у сотрудников этой компании или рекрутеров, которые предложили эту вакансию. В крайнем случае посети офис инкогнито – сама увидишь, в каком виде туда принято являться. Кстати, многие консультанты по карьере советуют носить более дорогие аксессуары, чем тебе положено по статусу, – дескать, так ты демонстрируешь свои здоровые амбиции. Так вот с этим поосторожнее: история знает немало случаев, когда достойные во всех отношениях кандидаты не получали должность только потому, что работодателю показались слишком обеспеченными для работы, которую им хотели предложить.
Образное мышление
Любой бренд имеет свою историю. И даже если ты не разбираешься в моде, наверняка слышала легенду про маленькое черное платье Шанель, принесшее ей большую славу. Писать свою легенду социотренеры рекомендуют на основе одного из мифологических типов, к которым можно отнести людей-брендов.
Человек-Дух постоянно кипит идеями, часто делает несколько дел одновременно, вдохновляя своим примером окружающих. Он постоянно в работе, при этом со стороны производит впечатление вполне отдохнувшего человека.
О Человеке-Мастере знающие его люди рассказывают как о творце чего-то уникального – как Кэрри Брэдшоу из «Секса в Большом городе» рассказывала подружкам о босоножках Маноло Бланик. А ведь туфельки и правда выдающиеся, как и их создатель! Так что, если на твоем счету изобретение уникальной методики продажи рекламы или написание книги по аэробике в офисе, на это и следует делать упор.
Не беда, если ты до сих пор ничего не изобрела и по большому счету не являешься генератором идей, зато успешно ведешь порученные тебе проекты, принося фирме неплохие прибыли. О таком Сотруднике-Хозяине мечтает добрая половина работодателей, поскольку стабильность – залог надежности и успеха.
Практикум
Типов, конечно, гораздо больше, чем можно рассказать в этой статье. Чтобы прописать свою «роль», представь себя героиней фильма, посвященного твоей биографии. Но только уже состоявшейся, на гребне признания. Чем ты занимаешься в фильме твоей мечты? С чего начиналось твое восхождение по карьерной лестнице? Что ты делаешь в ключевых сценах? Включи в сценарий достижения, которые уже есть в твоем активе, и те, которые ты планируешь в будущем. Обрати внимание на глаголы, которые ты используешь в описаниях. Потом придумай название «фильма». Каждый раз перед важным собеседованием или деловой встречей прокручивай «пленку» в голове, настраивая себя на образ победительницы. А когда тебя попросят рассказать о себе, опиши главную героиню этого фильма – ведь это и есть ты в своей новой, улучшенной версии.
Брендовая идея
Какой бы красивой ни была упаковка бренда, у нее обязательно должна быть идея, философия, созвучная настроению покупателей. Так же и у Человека-Бренда должна быть своя четкая позиция по жизни. В маркетинге ее принято называть Точкой опоры, и складывается она из твоих ценностей и принципов. Хотя ценности обычно называют общечеловеческими, каждый выбирает значимые лично для него. Человеку-Бренду такой набор просто необходим – чтобы руководствоваться им в принятии решений и быть последовательным в своих действиях. Возьми лист бумаги и набросай в столбик ценности, о которых ты хотя бы иногда задумывалась: семья, любовь, карьера, свое дело, деньги. Затем еще раз перечитай список и, хорошенько подумав, перепиши его в порядке убывания ценностей по степени важности. Те, которые окажутся на вершине твоего персонального «бренд-чарта», послужат базой для принципов – персональных правил поведения.
Нужен ли тебе ребрендинг?
Чтобы определить, насколько конкуретоспособен твой бренд, Томас Гэд, эксперт в области маркетинга, автор книги «4D Брэндинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики», предлагает подобрать ключи решения к 6 вопросам.
1. Чем ты полезна для этого предприятия? Если ты понимаешь, что приходится заниматься совсем не тем, чем планировала и тебе это не интересно, то лучше забрать свою трудовую книжку.
2. Что в твоей компетенции? Тебя не устраивает, что приходится заниматься не совсем тем, чем занималась раньше, и поэтому временами чувствуешь себя лишней. Стоит подождать с увольнением, если при этом твое мнение имеет вес и тебе дают простор для реализации своего «я».
3. Есть ли проблемы со стилем? Тебе претит каждый день ходить на работу в строгом костюме, напоминающем униформу? Взгляни на ситуацию со стороны экономии личного времени: когда еще тебе представится возможность так быстро собираться?
4. Какова твоя миссия? Когда работодатель думает только о выручке, а твои цели гораздо выше, например, трудиться на пользу людям, подумай о переходе на новое место. Иначе потерятешь один из «генов» своего бренд-кода – Точку опоры, поступившись своими принципами.
5. Твои планы на будущее? Если уже сейчас ты понимаешь, что через 10–15 лет фирму ждет упадок, понятное дело – твоего личного расцвета также не предвидится и лучше уходить в самом начале конца. Другое дело – ты можешь попытаться вывести фирму из разряда третьесортных брендов в лидеры в своем сегменте благодаря собственной харизме и умению. И таким образом обеспечить стопроцентный взлет своей карьеры.
6. Каковы твои принципы? Лучше отступить от хорошей зарплаты, чем от собственных принципов и ценностей. Разлад со своим «я» серьезнее бьет по самооценке, чем временные трудности с деньгами.