Выездные мероприятия: это работает?
Главная цель внеофисных мероприятий – стать ближе, не переходя границ, раскрыться чуть больше, но без неуместных откровений.
Это такое особое состояние «отдыха на работе», которое надо мало того что уловить, так еще и удержать до конца мероприятия. Те, кому это удается, по мнению психолога и специалиста по корпоративной культуре Алены Осадчей, после праздника обычно достигают новых карьерных высот или как минимум работают по-прежнему. Не выдержавшим испытание коллективным отдыхом иногда приходится худо. Одно возвращение в офис после слишком веселых стартов, чересчур крепких объятий (и напитков) чего стоит!
В общем, чтобы не испортить карму, карьеру и скатерти в ресторане, придется постараться.
Фальстарт
Проблема: плохая организация мероприятия Следствие: агрессия, ссоры и обиды
Особое старание потребуется, если выезд продуман из рук вон плохо. Бывает и такое. Ольга, юрист, рассказывает: «Я проработала всего три месяца, поэтому очень старалась соответствовать. Компания крупная, дресс-код, жесткая субординация. На юбилей нам предложили безобидный пикник: детали не уточнили, отказ строго пресекли. А по факту – привезли в чистое поле для того, чтобы мы... сдавали нормы ГТО ("Готов к труду и обороне")! Причем бегали и прыгали только рядовые сотрудники: руководство только записывало результаты и критиковало. Все перемазались, командным духом грозил стать дух уныния. Да еще дождь пошел – он намочил и нас, и еду. Все злые, грязные, голодные. Одни перессорились, другие нашли утешение в спиртном, щедро прикладываясь к нему на обратном пути в автобусе. В результате такого "тимбилдинга" несколько человек уволилось, а оставшимся руководство регулярно припоминает этот выезд и все промахи».
«Дело в плохой организации: людям не рассказали о программе, а они не смогли сплотиться в экстремальной ситуации для совместного решения проблем», – считает Алена Осадчая. Этот выезд могли бы спасти лидеры. Необязательно из руководства, а, скорее, те, кто сумел бы взять на себя организацию процесса, информировал коллектив о том, что происходит и что будет дальше. Причем легко, не теряя бодрости духа и чувства юмора. В такой ситуации выигрывает тот, кто сохраняет трезвую голову, не ввязывается в конфликты и совместное порицание начальства.
«Сложности в этой компании, скорее всего, продолжатся – в ней нет людей, готовых взять ответственность хотя бы за себя. Не говоря уже обо всем коллективе», – говорит Осадчая.
Стали близки
Проблема: переход личных границ Следствие: отсутствие субординации и путаница
«Однажды наша компания с таким размахом погуляла на корпоративе, что на следующей неделе больше половины сотрудников отсиживались на больничном. Нам просто стыдно было смотреть друг другу в глаза»,– рассказывает Олеся, маркетолог. «Многие коллеги перебрали с алкоголем и тесным общением. Было ощущение, что они недавно вырвались из сурового заточения в одиночной камере! Еще одно из неприятных последствий корпоратива: некоторые вдруг стали вести себя так, словно все мы здесь – закадычные друзья. Это привело к еще большей сумятице и в итоге – к снижению эффективности нашей работы. Ситуация со временем выправилась, но корпоративов у нас не устраивают уже два года». «Олесю можно понять: неожиданное нарушение границ и смена ролей могут здорово выбить из колеи. Так что лучше не настаивать на сохранении в офисе той короткой дистанции, которая создалась на корпоративе», – говорит психолог-консультант, ведущий психологических групп Сергей Качалин.
«Личная ответственность сотрудника компании состоит в том, чтобы создавать отношения, которые делают рабочий процесс максимально эффективным», – напоминает психолог-консультант, коуч, специалист по вопросам саморазвития и личностного роста Ольга Шибашова. Если нас устраивает расстояние, которое есть – не стоит что-то менять, и не важно, что диктуют нам внешние обстоятельства.
Вступая в слишком тесные и неформальные отношения с коллегами, мы сами создаем себе сложности.
«На самом деле, отправляясь на рабочее мероприятие, стоит задать себе только один вопрос: "Кто я и что здесь делаю?" Если ответ звучит как "я Лена, и я веселюсь" – лучше быстренько собраться и уйти домой. Зрелая позиция выглядит так: "Я – сотрудник, я провожу время с коллегами, и мне важно укрепить или сохранить отношения", – говорит Ольга Шибашова.
Кто ты будешь такой
Проблема: смена ролей, заложенная в сценарии праздника Следствие: неумение приспособиться к новым обстоятельствам
Чаще такое случается на тимбилдингах (team building – построение команды).
На первый взгляд, это тот же корпоратив, но различия все-таки есть. Как объясняет психолог-консультант, ведущий психологических групп Сергей Качалин, «тимбилдинг – это мероприятие, которое организовывалось с определенной целью. На нем важно не просто отдохнуть, но и создать команду, улучшить отношения в коллективе».
Правила тимбилдингов прописаны заранее, поэтому все, что нам остается, – это им следовать. И хорошо, если это дается легко и непринужденно.
Анастасия, сотрудник рекламного агентства, рассказывает о прошлогоднем выезде с компанией в летний лагерь. «Это было несколько необычно, но очень здорово! С самого начала, еще в автобусах, нам выдали карточки с новыми именами и легендой. С этого момента старые правила отменялись – начальник оказался в роли моего старшего сына, а я была "Миссис Клатч", кем-то вроде теневого босса. Нас ждало море заданий – как индивидуальных, так и командных, где можно было чего-то достичь, только объединившись. Но каждый при этом оставался в своей роли. Мне, например, пришлось руководить не только моим начальником, но даже управляющими верхнего звена. Помогло то, что мы действовали исходя из заданных ролей, поэтому все прошло весело. После поездки мы еще больше сплотились и узнали о неожиданных сильных сторонах друг друга. Теперь за скидками на ланч мы отправляем конкретных людей – тех, кто показал себя мегапереговорщиками».
«Важно учитывать, что не все могут быть настроены так же позитивно, как Анастасия, – говорит Ольга Шибашова, – как правило, старшие коллеги или застревают в роли начальника даже на веселом тимбилдинге, или, наоборот, стремятся к максимально неформальному общению. К этому лучше заранее морально подготовиться, обдумав приемлемую для себя дистанцию.
На самом деле правила максимально просты: благоразумие, умеренность, уважение к себе и окружающим. Важно спросить себя: хочу ли я работать с этими людьми завтра? И даже если ответ отрицательный, стоит перепроверить – готова ли я полностью сменить профессию и место жительства? Репутация, как личная, так и профессиональная, складывается из множества факторов».
Правильным путем
Эти неписаные законы наверняка не подведут:
- Если дресс-код не обозначен, выбери что-то относительно универсальное: не слишком вычурное или деловое.
- Не экспериментируй с алкоголем и незнакомыми блюдами – рискуешь испортить настроение (коллегам и начальству) и репутацию (себе). Ты же профи, даже на пикнике!
- Не решай деловые и личные вопросы. Коллегам хочется расслабиться, а признание в симпатии лучше делать в здравом уме, твердой памяти и не в костюме Домовенка.
- Не снимай чужие оплошности на смартфон – пущенное в сеть видео живет своей, непредсказуемой жизнью.
Держи баланс
Нэн С. Расселл, эксперт в области корпоративной культуры:
«Для того, чтобы выстроить здоровые отношения в компании, нужно соблюдать баланс: с одной стороны, оставаться человеком со своими вкусами и предпочтениями, с другой – не забывать об интересах компании. И, находясь в корпоративной среде, ставить их выше личных. Да, слегка похоже на членство в какой-нибудь радикальной партии. Но как ни крути, работа в офисе – это прежде всего общение с коллективом, а оно предполагает – в некоторой степени – отказ от индивидуализма.
Людям часто кажется, что нет ничего важнее их внутренних процессов и интересов. Но это ошибка: если мы работаем в корпорации, то являемся лишь частью большого механизма.
И еще: самое важное в построении команды – доверие. А сплетни, слишком близкие личные контакты и конфликты могут легко его разрушить».