УЖ БУДЬ УВЕРЕНА!
Можно быть семи пядей во лбу и фонтанировать идеями, но, чтобы донести их до окружающих, обязательно нужна смелость, уверенность в себе и умение выходить на контакт. С другой стороны, важно не перегнуть палку и не стать человеком, у которого только два мнения – свое и неправильное.
МАЛЕНЬКИЕ ЛЮДИ
Если тебе повезло, то в детстве тебя всегда слушали. Или почти всегда. Конечно, ты же была центром вселенной! Родным не приходилось доказывать, что твое мнение – очень важное. Но со временем все изменилось. Мы попали в коллектив. И там были уже другие «центры». Кто-то справился с ситуацией, перетянув одеяло на себя и заявив – я тут главный. Другие развивали свои способности, делали грамотные ходы и незаметно оказывались в фаворе. Третьи заняли позицию «маленького человека». Решили, что их мысли не стоят огласки. А если и стоят, то их все равно никто не услышит. Как много замечательных идей было зарыто в землю, сколько карьерных лестниц не достроено...
Во главе неуверенности стоит, как нетрудно догадаться, страх. Страх обидеть, выглядеть смешной, вызвать негатив. «Я сказала бы им, но не знаю, как отреагируют, – оправдываемся перед собой, – а промолчу, может, за умную сойду». Дальше – больше. Страх этот, однажды возникнув, будет подкреплять сам себя в этих же ситуациях. Если промолчать однажды, с каждым разом выражать себя становится все сложнее.
Но где причина страха? В детстве, если тебе не повезло и взрослые не считались с тобой, считают психологи. В этом случае ты боишься, что за собственное мнение можешь быть наказанной. А бывает, что это страх... разоблачения: ты не уверена в своей профессиональной состоятельности, в том, что твои идеи действительно полезны. И наконец, неуверенность бывает следствием банальной лени. И правда, проще ведь быть непризнанным гением, чем попытаться понять причины неудач и что-то изменить.
«Действительно, неуверенность в себе, как правило, родом из детства, – соглашается Светлана Ведрашко, психолог, логопед (www.azbukadushi.ru). – И желательно, чтобы ее корни нашел сам же неуверенный в себе – только ему известны все нюансы. То есть до осознания любой проблемы нужно дозреть и, самое главное, принять ее. Только тогда будет готовность и желание с ней справляться – а это как раз уже большая часть пути к успешному ее преодолению».
ТИНА, 26, арт-директор, модель
У меня есть знакомая, моя ровесница. Лена красивая и умная девушка. Она моет колбы в госорганизации, имея при этом среднеспециальное образование по торговой деятельности. Лена говорит: «Я глупая, поэтому не могу учиться. По той же причине у меня нет связей». Но она даже не пробовала поступить в университет! Дом-работа – вот вся ее скорлупа, вылезать из которой она боится. Сколько ни пыталась ее убедить – бесполезно. Не- понятно: или это действительно глупость, или лень, ведь я ей и работу с хорошим окладом предлагала, и с ребятами знакомила, которые ей руку и сердце предлагали. Неуверенность в себе у Лены с детства. Кстати, в школе она училась неплохо. Но мальчишки ее травили – она из очень необеспеченной семьи. Вот Лена и стала замыкаться. Отвести ее к психологу – так не пойдет, слишком замкнутый человек...
Комментирует
Светлана Ведрашко
Случай с Леной непростой. К девушке нужно найти подход. Издалека, из детства, проследить ее путь в сегодня. И Тине, как подруге, думаю, это будет совсем несложно. Также хорошо акцентировать внимание на успехе Лены в обыденной жизни (они же есть!): делать ей искренние комплименты, хвалить за действительно значимые вещи. Обратить на нее внимание! После этого Лене нужно постепенно закреплять этот успех, развивая тем самым уверенность в себе. Также я посоветовала бы Лене пойти не к психологу на индивидуальное консультирование, а на тренинг уверенности в себе, где она окажется среди таких же людей, которым нужна помощь и поддержка. В группе она убедится, что все не так страшно, и у нее появится желание справиться с собой и двигаться дальше.
ТЕБЕ ЭТО КАЖЕТСЯ
Люди, которые нашли себя в профессии, редко испытывают неуверенность в себе. Особенно на работе. Настоящий эксперт редко остается незамеченным, ему незачем учиться выглядеть хорошо в глазах окружающих. За него говорят его дела. У нас был программист Олег, очень талантливый малый. Так вот, Олег дневал и ночевал в офисе и передвигался по конторе в тапочках. Его чудачества раздражали многих, включая генерального, но айтишнику все сходило с рук. А все потому, что лучше него никто не разбирался ни в нашей сложной технике, ни в программном обеспечении. А самому Олегу и в голову не приходило задаваться вопросами о том, кто как на него смотрит. Кроме того, он говорил такими оборотами, что собеседнику приходилось переспрашивать после каждого предложения. И несмотря на все это, он получал более чем приличную зарплату, имел единомышленников среди коллег и слыл настоящим гением информатики.
Не всем дано такое чувство собственной независимости. Более того, женщины по своей психологической природе более ориентированы на общественное мнение, на то, «что вокруг подумают». Именно поэтому, чтобы скрыть неуверенность, некоторые начинают вести себя вызывающе. Но ничего хорошего это противоречие своей натуре, как и все насильственное, не приносит.
«Между тем, чтобы быть и казаться уверенным, большая разница, – подтверждает Алена Алехина, кандидат психологических наук, психолог. – Если спросить человека, хочет ли он чувствовать уверенность или же казаться уверенным, каждый выберет первое! Но на деле как раз чаще выбирают второе. Это проще и действеннее для краткосрочных задач. Окружающие нередко принимают за уверенность стереотипный набор внешних признаков. Уверенность можно изображать, но чем дольше ты это делаешь, тем сильнее становится внутреннее переживание неуверенности.
Если ты обнаружила в себе нехватку подлинной уверенности, пора умерить борьбу за получение одобрения и начать учиться иногда обходиться собственным мнением».
ЮЛИЯ, 32, менеджер по рекламе, журналист
На определенном этапе карьеры я поняла, что двигаться вперед мне мешает только неуверенность в себе. У меня были идеи, опыт и знания. Но мешала робость перед большим числом людей, боязнь осуждения «мудрых дядек», да и еще что-то необъяснимое мешало решительным действиям. Тогда я стала общаться после работы – это проще. Много бывала в компаниях, ездила по всяким интересным местам, одним словом, социализировалась. И страх прошел как-то сам собой. В итоге эта социализация сказалась и на работе. Сначала очень аккуратно, словно толкая сама себя в спину, а потом и более напористо я стала реализовывать свои стремления. И получилось!
Комментирует
Светлана Ведрашко
Было бы желание – а способ найдется. Юля выбрала совершенно верный путь. Порой мы сидим на месте, ищем отговорки... и находим способы ухода от действительности. А это всего лишь отсутствие достаточной мотивации на успех, мотивации на достижение, необходимости в выполнении тех или иных действий. Любой страх, если это действительно нужно, можно преодолеть, погрузившись в ситуацию, его вызывающую.
МОЕ И НЕПРАВИЛЬНОЕ
Чужая уверенность в себе и несгибаемая позиция производят впечатление. Но не спеши думать, что люди, чье мнение «единственно и беспрекословно» верное, имеют большие профессиональные перспективы. Как раз наоборот: психологи сходятся во мнении, что за чрезмерной уверенностью в себе кроется та же самая неуверенность. «Самоуверенность – слабая позиция, в которой человек никого не слышит, – объясняет Егор Второв, коуч-консультант, бизнес-тренер (http://personaling.info). – В долгосрочной перспективе для карьеры это плохо. Люди, которые никогда не ошибаются, – это те, кто не дает себе права на ошибку. Подобная позиция в общении делает их уязвимыми».
Как ни парадоксально, таких людей полно среди начальников, и тебе придется иметь с ними дело. «Зная свои цели, ты можешь найти подход, – советует Егор Второв. – Не вступай с ними в открытую конфронтацию, доказывая, что они ошиблись. Лучше сначала расспроси их о том, как они видят ситуацию. Это поможет тебе наладить контакт, а там, глядишь, и твоя точка зрения может в чем-то и совпадать с их, так что, вполне возможно, вы сможете договориться».
А что если ты долго и упорно пытаешься достучаться до коллег, применяя при этом множество методик и прислушиваясь к советам профи, но ничего не получается? Тебя не хотят слушать, и все тут! Оглянись вокруг: есть и другие компании, которым, возможно, нужны и твое мнение, и твои идеи.
АННА, 39, дизайнер
Я устроилась в компанию с желанием создавать свой стиль в упаковке и рекламе. Мне обещали много интересного: должность креативного директора в перспективе, самостоятельный подбор команды – благо, люди были на примете, курсы за счет предприятия и много чего еще.
Мы начали работать, все были в восторге. Через пару месяцев на работу пришла девушка без опыта, зато близкая подруга генерального. С желанием абсолютно все переделать. То, что было сделано мной, попросту выбросили в ведро и начали весь процесс заново. Каждую неделю был «худсовет», они требовали от меня вариант, а потом принимали свой и доказывали, что он лучше. Дальше – больше: генеральный стал делать рисунки сам и требовал, чтобы их хвалили. Я ушла. У меня появилось отвращение к работе, и только с помощью психолога удалось как-то наладить ситуацию.
Комментирует
Антон Несвитский, психолог-консультант (www.zerkalodushi.ru)
Агрессивное, вкупе с унижением других, отстаивание своего мнения обычно продиктовано страхом того, что оно не будет принято. Доносить свои идеи до «всегда правых» можно только одним способом: убедить их в том, что это ИХ мнение. Один из методов – комплименты. «Ты же умный человек, ты не можешь не понимать, что...» Или: «Как компетентный специалист, ты не можешь не знать, что...», «ты, обладая прекрасной интуицией, наверняка уже поняла, что...» и т.д. А поскольку «вечно правый» боится чужой негативной оценки, он не сможет сказать тебе «нет» так легко и просто, как делает это в ситуации прямого предложения.
ШКОЛА УВЕРЕННОСТИ
Страхи, в том числе и неуверенность, часто боятся конкретных действий с твоей стороны. Так что действуй! Мы подскажем ориентиры.
Если твои идеи ценны и аргументированны, выбери время и выскажи их. Помни – не ошибается лишь тот, кто ничего не делает! Но избегай того, чтобы тебя было слишком много, – другим тоже есть что сказать.
Не бойся обратиться к людям с просьбой. Конечно, начальнику вряд ли понравится, если ты будешь теребить его по мелочам, но вот спросить его мнение по важному вопросу вовсе не возбраняется. Он с удовольствием поделится с тобой собственным опытом – важно лишь выбрать правильный момент и найти нужные слова.
«Овладей навыками саморегуляции в стрессовых ситуациях, – советует Егор Второв. – Перед собеседованием или выступлением можно спокойно подышать животом с задержкой дыхания – раз десять. Также нужно снимать телесные зажимы (подходят регулярные занятия танцами или йогой). Важно работать над имиджем. Выгляди уверенно: расслабленно, всем телом выражая полное спокойствие».
Выстраивая хорошие отношения с коллегами, ты приобретаешь себе единомышленников, друзей – группу поддержки. Не бойся потратить время на то, чтобы способствовать успеху сослуживцев. Но не делай это в ущерб своим обязанностям, а то помощь потребуется уже тебе.
Научись говорить «нет». Уверенные в себе люди умеют это делать так, чтобы не обидеть. Не торопись извиняться – поверь, ты имеешь право вежливо отказать.
Доверяй и проверяй. Грань между доверием и наивностью сможешь провести только ты сама в любом конкретном случае. В каждом коллективе свои порядки и степень откровенности между сотрудниками. Пока ты ее не почувствуешь, лучше ограничиться элементарной вежливостью.
«Не сравнивай себя с другими, – говорит Антон Несвитский. – Сравнивая, мы не учитываем того, что стоит за чужими достижениями. Помни: каждый человек пришел в мир со своей уникальной миссией. Веди себя естественно, не пытайся предугадать, как тебя оценят. А уж если ты не оправдала ожидания – возможно, тебе просто не подходит этот человек. И даже если ты сделала какие-то ошибки в подаче себя, благодаря правильному анализу этих ошибок (а не за счет самоуничижения) ты сможешь избежать их в будущем. Уверенность – трезвая и здравая оценка себя; знание своих сильных и слабых сторон и при этом принятие себя, понимание, что в мире тебе есть место и достойное применение».
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
На сайте http://www.romek.ru/index.htm тебе помогут не только обрести больше душевных сил, но и определить их реальное положение на настоящий момент.
Наполеон Хилл «Думай и богатей».
Брайан Трейси «Вижу цель», «Эффективные методы убеждения».
Тренинги: в Русской школе управления http://www.uprav.ru/ или в Сити-классе http://www.cityclass.ru/ можно найти себе любой тренинг по душе, ориентируясь не только на личностный рост, но и на конкретную сферу своей деятельности.