Твой выход на новую работу
Большой брат
«Текст "Руководства для сотрудников" занимает больше одной страницы!» — жаловались новички, пришедшие в Goog1е — компанию, которая долгие годы возглавляет список лучших работодателей. Остается им только позавидовать: руководители делают все возможное, чтобы помочь новичку освоиться на новом месте как можно скорее. «Корпоративную культуру компании, которая стремится поскорее ввести нового человека в курс дела, называют открытой, – объясняет бизнес-тренер, коуч Елена Бочарова. – Специалисты разрабатывают программы адаптации, проводят ознакомительные экскурсии, представляют начальству и даже специально организуют корпоративы». Нам остается только слушать, задавать вопросы и радоваться такому внимательному отношению. Потому что более трети отечественных работодателей (37%), увы, не считают нужным адаптировать новых сотрудников. Начало работы в таком месте – тест на стрессоустойчивость. Но с ним легко справятся те, кто четко понимают: зачем пришли в эту компанию, чего хотят добиться. И главное – готовы взять на себя ответственность за свою адаптацию. «Для новичка социализация – задача первостепенной важности, в отличие от компании, у которой совсем другие приоритеты», – объясняет бизнес-тренер, руководитель корпоративного университета Людмила Городничева. И даже если нам посчастливилось попасть в компанию открытого типа, hr-специалист или наставник прежде всего будет наблюдать за динамикой адаптации, чтобы понять: станет ли новичок эффективным сотрудником. Это не персональный гид или нянька, как ошибочно полагают многие. «Период адаптации на самом деле занимает первые три месяца – весь испытательный срок, – рассказывает Людмила Городничева. – И в это время важно продемонстрировать такое поведение, которое ожидает видеть руководитель». Чтобы не теряться в догадках, чего хотят боссы, стоит прямо спросить: «Каких результатов работы от меня ожидают в ближайшее время? Каким, по вашему мнению, должен быть идеальный сотрудник?» Дело в том, что в разных компаниях представления об одном специалисте могут существенно отличаться. Эти вопросы и помогут понять, как выстроить свое поведение вне зависимости от того, куда пришли работать: в огромную корпорацию с правилами формального общения или небольшую фирму семейного типа.
Менеджеры по персоналу считают, что новый сотрудник должен:
- Слушать и молчать – 10%
- Принимать правила компании – 7%
- Быть доброжелательным – 7%
- Быть коммуникабельным – 6%
- Присматриваться к коллективу – 4%
- Быстро включаться в работу – 3%
- Быть собой – 2%
- Быть ответственным – 2%
- Быть лояльным – 2%
- Быть осмотрительным – 2%
Коллективный разум
После того как мы узнали, где находится кухня, выяснили, как пользоваться местной кофеваркой, и на сколько можно опаздывать к началу рабочего дня, приходит время найти общий язык с новыми коллегами. Конечно, мы сразу хотим показать себя во всей красе. Однако, как бы ни старались, новая команда все равно отнесется к нам настороженно. «Все роли поделены, каждый соблюдает негласные правила. А новичок угрожает безопасности членов группы, – объясняет менеджер по персоналу Ульяна Калинина. – Потребность в стабильности обеспечивает уверенность в завтрашнем дне, вот почему она так ценна для нас». Как завоевать доверие? Главная ошибка всех, кто приходит в новый коллектив, – думать, что здесь все так же, как было на старом месте. «Мы проецируем свой прошлый опыт на принципиально другую ситуацию, – объясняет Людмила Городничева. – Именно такая стратегия поведения и мешает найти общий язык с коллегами». Поэтому не стоит предпринимать в первый день никакой активности, лучше молча понаблюдать за сотрудниками: как они общаются, какие приняты ритуалы (например, угощать друг друга печеньем, ходить вместе на обед). Эта техника называется «подстройка» – мы учимся быть «как они», и реализовать ее можно даже на уровне языка. К примеру, не стоит в первый рабочий день делать рассылку с текстом «Уважаемые коллеги, с сегодняшнего дня я буду исполнять обязанности штатного копирайтера, надеюсь на плодотворное сотрудничество». Может оказаться, что в компании принят неформальный стиль общения, и уместнее будет простая фраза вроде «Всем привет, я ваш новый копирайтер, обращайтесь!».
«Непривычная обстановка запускает физиологические и гормональные изменения в теле, которые отражаются на нашем поведении, – объясняет специалист по управлению стрессом Татьяна Сайханова. – Столкнувшись с непривычным, наш организм пытается найти что-то знакомое, чтобы реагировать стандартным способом, но вынужден придумывать новую программу действий». Именно в этот период мы ведем себя не совсем адекватно: говорим невпопад, ощущаем скованность, реагируем слишком быстро или медленно. По мнению Людмилы Городничевой, это даже хорошо. Ведь мы ведем себя как новички – а именно такое поведение коллеги воспринимают как предсказуемое и безопасное. И быстрее нас принимают за «своего». И уже после этого полезно проявлять активность. Стоит спросить: «Как я справляюсь со своими задачами?» – у босса. И у коллег: «Если вы не возражаете, я бы предложила парочку идей – у меня как раз есть подходящий опыт». «Именно такая техника позволит зайти в чужой монастырь со своим уставом, – объясняет Елена Бочарова. – Особенно, если мы действительно видим, что можем улучшить производственный процесс». Этот способ общения поможет не только влиться в коллектив, но и завоевать авторитет.
Бескорыстный интерес
Первые несколько дней любой новичок в центре внимания. Все новое неизбежно вызывает интерес у людей, и это нормально. Важно, что этот интерес нейтрален, поэтому можно извлечь выгоду из ситуации. Мы становимся информационным поводом. О нас будут говорить, рассматривать, словно сквозь увеличительное стекло. Коллегам будет интересно абсолютно все: как мы выглядим, на каком автомобиле ездим, какую одежду носим, как разговариваем и что за модель у нашего мобильника. Причем чем выше должность, тем сильнее любопытство. И второго шанса произвести первое впечатление не будет. Поэтому поначалу особенно важно приходить вовремя, хорошо выглядеть, проявлять дружелюбие. «Окружающие запоминают не то, что мы говорили или делали, а ту эмоцию, с которой мы ассоциируемся у них, – объясняет Елена Бочарова. – И все вышеописанные рекомендации направлены именно на то, чтобы создать позитивную ассоциацию».
Еще одна важная деталь, которая поможет легче пережить период адаптации, – внимание к своим чувствам. Ведь понимание, что на новом месте все не так и все не то и теперь нужно ко всем заново привыкать, серьезно удручает. «В этот момент важно быть особенно внимательным к себе и не проецировать свое состояние на коллег», – предостерегает Елена Бочарова. Действительно, мы чувствуем себя некомфортно вовсе не потому, что коллеги или руководство – плохие, а потому, что сами грустим о прошлом. Можно позволить себе немного ностальгии, ведь к этому моменту окружающие уже примут нас в качестве «своего» – человека, который имеет полное право иногда быть не в настроении.
Как наладить отношения с коллегами?
- открыто рассказывать о своем опыте и интересоваться, как устроен рабочий процесс на новом месте
- благодарить за подсказки и объяснения
- быть позитивно настроенным
- если что-то не получается, сообщать об этом руководителю, просить о помощи
- спокойно признавать свои ошибки
ТЕКСТ: Марина Зыкова, Валерия Гутская
Благодарим портал www.superjob.ru за предоставленную статистику.