Профессия: бэк-вокалистка
В ассоциациях
Самое важное в работе бэк-вокалистки – понять, как подпеть гостю. В некоторых случаях нужно «принять удар» на себя, то есть исполнить с участником песню полностью – от начала до конца. А иногда нужно помочь в определенный момент. Хорошо, когда гости понимают, что я не стремлюсь спеть за других, а просто стараюсь как-то украсить песню. При таком подходе даже старые композиции частенько звучат совершенно по-новому. Особенно если уделить внимание не только голосу, но и пластике, движению, хореографии.
Многие почему-то считают, что людям творческих профессий не нужно учиться. Есть даже такая шутка: хочешь петь – пей! Но научить человека вокалу сложно. Знаю случаи, когда люди приходят и говорят: «Поставьте мне голос!» Но это же не опция в организме, которую можно взять и включить нажатием секретной кнопки. Хороший преподаватель должен уметь проявлять чуткость, уметь найти подход, работать и над правильным звукоизвлечением, и над манерой вести себя на сцене. К сожалению, талантливый учитель сейчас встречается еще реже, чем талантливый ученик. Я мечтаю когда-нибудь заняться педагогической деятельностью в области вокала. Дарить людям радость – конечная цель любой профессии, так ведь?
В деталях
Уже с раннего детства я не представляла свою жизнь без музыки. Никогда не возникало сомнений, какую выбрать профессию. Конечно, связанную с вокалом! С четырех лет я начала выступать на сцене – сперва в родном Бобруйске (да-да, такой город действительно существует), потом стала участвовать в конкурсах и фестивалях, занимала призовые места. Даже выступала с государственным оркестром Белоруссии под управлением Михаила Финберга. Также я окончила музыкальную школу по классу фортепиано.
Учиться дальше я решила в Москве. Здесь больше специалистов, которые могут поделиться профессиональным опытом. Три года я проучилась в МПГУ по классу эстрадно-джазового вокала, а потом вслед за своим педагогом перевелась в РГСУ на специальность «культурология» и окончила его с красным дипломом.
Во время учебы я начала подрабатывать, выступала на частных вечеринках. Потом захотелось повысить планку. Я считаю, что петь на бэк-вокале куда сложнее, чем сольно или в дуэте. В нашем деле очень важно чувствовать исполнителя, и если помогать, то очень деликатно.
В трудах
Творческая профессия предполагает нетрадиционный график работы. Утро для меня – это три-четыре часа дня. Я просыпаюсь, собираюсь и еду в караоке-клуб. Непосредственно работа начинается в семь часов вечера. Но нужно подготовиться: переодеться, проверить звук и настроить свой главный инструмент – голос, да и самой настроиться. Потом приходят гости, и мы с ними поем до самого утра.
Ко мне часто обращаются за советом. Со многими гостями мы знакомы с давних пор. Я всегда открыта для общения, если люди подходят с положительными эмоциями.
Безусловный плюс моей профессии – отсутствие жесткого дресс-кода. Не стоит только одеваться вульгарно, все остальное можно. Шопинг у меня обычно бывает спонтанным: увидела, влюбилась, купила. И всегда сразу представляю, как буду выглядеть в новом наряде на работе. Ведь, безусловно, мой внешний вид тоже задает тон всему вечеру.
В чувствах
Первое время было сложно перестроиться на ночной ритм жизни. Но довольно скоро организм понял, что от него требуется. Теперь даже в выходные я не засыпаю раньше двенадцати ночи. К слову, отдыхаю я, когда остальные работают. И наоборот. Пожалуй, это можно назвать издержками профессии, ведь когда у всех праздник, у артистов суровые трудовые будни. Зато не приходится скучать, у нас даже есть такая поговорка: «Чем веселее свадьба, тем больше гоняют!»
Недостатков в моей профессии почти нет. Бывает, конечно, неприятно, когда люди не понимают, что такое бэк-вокал, и порой агрессивно реагируют. Часто я уже по поведению гостя определяю, чего от него ждать. Например, чем скромнее человек себя ведет, тем лучше он поет. Так что поговорка, что скромность украшает, работает.
Мои родители тоже творческие люди, поэтому они меня прекрасно понимают. А вот молодой человек иногда болезненно реагирует на то, что я работаю с ночи до утра. Но он знает, что без музыки я не буду счастлива, и тоже старается поддерживать.
Больше всего радует, когда мое пение доставляет другим удовольствие, когда посетители подходят и благодарят. Иногда гости нашего караоке просят меня спеть сольно, что, несомненно, льстит. Признаюсь, в будущем я планирую реализовать себя в качестве сольной вокалистки.
В историях
Помню забавный случай, когда гость исполнял песню, причем очень серьезную, но при этом необычно подтанцовывал. Это даже нельзя было назвать танцем, скорее, что-то похожее на восточные единоборства. Со стороны выглядело очень смешно, публика бурно реагировала.
А еще как-то к нам приходила большая компания друзей. Все как один уверяли, что у них нет ни слуха, ни голоса, и просили им помочь. Однако когда они запели, это было настолько красиво, что я даже смутилась. Весь вечер я отдыхала и получала огромное удовольствие от исполнения песен. Вот такие «непоющие» таланты к нам заходят!
Быть или не быть?
Хочешь стать бэк-вокалисткой? Учти детали.
- Необходимые качества: коммуникабельность, активность, музыкальный слух, вокальные данные, хореографические и творческие способности, артистизм.
- Опасности: ненормированный рабочий день, высокая конкуренция, агрессивные клиенты.
- Где учиться: в МПГУ, РГСУ, МГУКИ, СПбГУКИ, брать частные уроки у преподавателя по вокалу.
- Для практики: приходи в караоке-клуб расслабляться и не старайся поразить всех своим вокалом. Непоющих людей не бывает – петь могут все, у кого есть голосовые связки и душа. А профессиональный уровень можно подтянуть. Ну и бэк-вокалисты, если что, всегда на подхвате.
Подготовила Дарья Корж
Благодарим арт-клуб «Шаляпин» за помощь в проведении съемки.