Поступи вне конкурса

Следуй советам нашего эксперта Павла Беленко, бизнес-коуча, консультанта по карьере, и не становись в общий ряд, в котором так сложно выделиться.
Поступи вне конкурса

У тебя есть все для успешной карьеры: образование, навыки, идеи и приятная внешность. Но характер не боевой, скорость мышления не высокая. Зато высокие моральные принципы, и они не дают ставить подножку соперникам... В глазах работодателя ты теряешь баллы. Чтобы не попасть в разряд бесперспективных, попробуй найти обходные пути, не ввязываясь в конкурентную борьбу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поиск работы

Ищи работу там, где пока нет огромного конкурса. Не надо ждать вакансию, которую публикуют в открытом доступе, это заведомо провальный путь для тебя. Лучше составь список компаний, где могут предложить работу по твоему профилю. Узнай мейлы их кадровиков и разошли резюме. Если в скором времени у них появится место, о твоем письме вспомнят. Ты не поверишь, но это правильный путь – многие нашли свои «крутые» должности именно таким способом, не вступая в неравный бой с полусотней соперников.

Если откликаешься на объявление о вакансии, внимательно изучи его. «Работа в команде», «процент от продаж» и «бонусы по итогам года» – иногда это прямое указание на то, что тебе придется вести войну с другими сотрудниками. Процент от продаж на практике может означать, что успехи всей команды суммируются, а награду получает только тройка лучших. Бонусы по итогам года часто предполагают конкурс на лучшего работника отдела.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не спеши высылать резюме в крупную международную корпорацию. Как правило, конкуренция среди сотрудников и отделов там жесткая, причем всячески поощряется руководством. Узнать, так ли это, ты можешь, предварительно пообщавшись с ее работниками в профессиональных соцсетях вроде Linkedin.com.

Ищи вакантное место в компаниях, где по твоему профилю требуется лишь один специалист. Например, если ты PR-менеджер, смотри в сторону банков, турфирм, магазинов, там ты будешь отвечать за свой фронт работ в одиночку. А крупное PR-агентство, в котором трудятся десятки таких же менеджеров, явно не твоя стихия.

Впрочем, есть организации, где одну позицию занимают несколько сотрудников, но между ними нет конкуренции. Работа в социальных проектах или в экологических программах не предполагает интриг за личный процент. Это не трейд-компании, которые ежедневно борются за выживание на рынке, – там сотрудники проявляют жесткую хватку, иногда вырывая контракты из-под носа коллег.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рабочий процесс

Подружись с авторитетным в компании коллегой – тебе поможет его влияние и опыт. Это вовсе не значит, что он должен тебя продвигать, но общение с таким сотрудником может избавить тебя от неуверенности и придаст вес твоим идеям в процессе борьбы с ближайшими конкурентами.

Работай в паре – ты можешь быть надежным партнером. Хорошо, если примкнешь к лидеру. Генерировать идеи будете вместе, а продвигать их будет он. Но не перепутай партнера с тем, кто ворует чужие мысли. Проверить это несложно: если человек не только пользуется твоими идеями, но и что-то дает тебе взамен – советует, помогает, обучает – ты можешь на него положиться.

Не завидуй коллегам. Возможно, для этого тебе придется проделать серьезную работу над собой и даже обратиться к психологу. Но это того стоит, так как зависть мешает сосредоточиться на проектах, заставляет думать только о конкурентах. Не выматывай себя этим – всегда будет кто-то, кто добьется больше, чем ты, но ведь у тебя своя жизнь и свои планы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Продвижение по службе

Подумай, как стать уникальной, найди то, что безусловно выделит тебя из толпы. Это может быть знание иностранных языков, навыки в программах по видеомонтажу, писательский дар – нечто, что не входит в обязательный минимум, но может пригодиться в работе.

Пока другие устраи­вают подковерные игры, брось все силы на самообразование и развитие в профессии. Это увлекательнее, чем гонка по карьерной лестнице. Определи ориентиры, составь четкий бизнес-план, чего ты должна добиться и на каких этапах.

Тебе не нравится, что ты все время не то что на вторых – на пятых! – ролях? Значит, надо действовать. Хочешь, чтобы тебя заметили и оценили по достоинству, предлагай новый фронт работы для себя. Бери сама дополнительные обязанности – это будет стартом к повышению.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Взгляни трезво на свои перспективы: да, пожалуй, тебе никогда не стать большим боссом, зато высоко­оплачиваемым и уважаемым специалистом (особенно в узком профиле) – вполне по силам. А верно выбранная цель уже половина успеха!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Mозговой штурм

Боишься брейнстормов – предлагай свои идеи руководителю. Даже не в виде презентации, а просто в неформальной беседе. Начинай со слов «Я хотела бы посоветоваться...» Если участия в общей дискуссии не избежать, старайся высказаться первой. Это намного легче, чем представлять свои идеи после того, как фаворит уже определился.

И напоследок

Скажем честно: всегда и везде избегать соперничества тебе не удастся. Здоровая конкуренция – естественное состояние современного бизнеса. Впрочем, не записывай себя в лузеры заранее, просто будь готова к разным ситуациям и оттачивай навыки по самопрезентации. Присматривайся к успешным коллегам, перенимай их приемы. Может так оказаться, что твоя скромность ни при чем, что на самом деле тебе просто не хватало профессионального опыта. И не стоит думать, что человек выиграл тендер, потому что более красноречив, чем ты. Тем самым ты просто тешишь свою безынициативность. Продуктивнее искать в победах конкурентов их реальные заслуги.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вышли из строя

Алиса, 26, дизайнер рекламного отдела торговой компании: «Я всегда хотела работать в рекламе, но за полгода мне не удалось продвинуть ни одного проекта. В агентстве кроме меня было 15 дизайнеров, шла постоянная борьба за бонусы, ведь тот, чей вариант нравился руководству, получал заказы и премии. Было все: воровство идей, например. Я не выдержала и сошла с дистанции. Но моя мечта работать в этой сфере осуществилась – я переквалифицировалась в дизайнера рекламного отдела. У нас всего один такой профи – я. Психологически мне очень комфортно, я отвечаю только за себя и ни с кем не соревнуюсь.»

Катя, 32, юрист благотворительного фонда: «Я юрист, и знаю, что такое состязательность процесса. Но из моей жизни исчезла конкурентная борьба, хотя в фирме работают еще пятеро юристов, занимаемся мы примерно одним и тем же. Главная цель фонда – это поддержка людей. И если кому-то удается помочь большему количеству нуждающихся, это только радует коллег, никакой зависти просто быть не может».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Светлана, 24, копирайтер: «Мои слоганы редко нравились руководителю отдела. Другие при­думывали всегда интереснее и остроумнее. А однажды меня попросили поработать в выходные над новой кампанией в паре с арт-директором. Мне предоставили полную свободу творчества, от меня не требовалось делать лучше, чем другие (может, в этом была причина моего ступора?), и я раскрылась. Мы до сих пор работаем в паре, и успешно».

ТЕКСТ: Василиса Кузина