ПОДРУЖКИ
Два директора по маркетингу – Яна Мазурова (МТС) и Мила Агафонова (VOICE) – познакомились, как это сейчас часто бывает, на работе. О дружбе на службе и совместном творчестве, итогом которого стал новый тарифный план, они рассказали «VOICE Магии».
Какое место вы уделяете дружбе на работе?
МИЛА Мне кажется, что это очень логично: когда ты на работе проводишь большую часть времени, у тебя там завязываются не только рабочие отношения, но и дружеские. VOICE – это мое третье место работы, на предыдущих двух у меня были друзья и до сих пор есть.
То есть таких случаев было много?
М Не могу сказать, что много, но дружеские отношения возникают на работе постоянно. А настоящих друзей – один-два.
ЯНА Я абсолютно согласна с Милой, потому что – ну что такое работа? Сегодня женщины работают там, где им действительно интересно, поэтому на фоне общих интересов очень часто возникают дружеские отношения. Настоящие друзья у меня, наверное, все-таки школьные и институтские, но, тем не менее, на работе постоянно появляются новые. Я не исключаю, что со временем они тоже станут настоящими.
Были ли случаи, когда вы брали на работу своих друзей?
М Я рекомендовала и устраивала своих друзей на работу, но не в свое подчинение. Хотя был такой случай, после которого я стараюсь друзей в свое подчинение не устраивать. Потому что очень сложно совмещать дружеские отношения, которые были до работы, с самой работой.
То есть ты не можешь простить друзьям профессиональную слабость?
М Раньше я это делала чаще.
Я Я, наверное, отношусь к тем людям, которые считают, что, если тебе встретился хороший профессионал, стоит рекомендовать его своим коллегам. У меня были случаи, когда старые друзья работали в моем подчинении, и я не могу сказать, что это позитивный опыт. Дружеские отношения и рабочие разделять можно, но это эмоционально непросто.
М Это тяжело психологически: когда возникают противоречия, ты теряешь либо хорошего специалиста, либо друга. Но если кому-то это удается совмещать, то я только рада за этих людей.
Я Я – к сожалению, наверное, – к близким людям отношусь намного строже.
М Я тоже с близких спрашиваю намного больше.
А вы могли бы работать с людьми, которые вам неприятны по-человечески, но вы понимаете, что это классные профессионалы и вообще полезные для вашей карьеры люди?
М У меня не было такой ситуации, честно говоря: то есть людей категорически неприятных. Были люди, с которыми случались какие-то трения, может быть, человек немного не на твоей волне, но если в профессиональном плане у вас работа получается, то, мне кажется, это главное – и человек от этого уже симпатичен!
Я Я достаточно открытый и прямолинейный человек, поэтому периодически могут возникать различного рода разногласия, но я считаю, что это абсолютно нормально. А вот такого случая, чтобы человек являлся профессионалом и был мне неприятен, у меня не было. Такое, наверное, возможно в том случае, если человек сам открыто провоцирует конфликтные ситуации, но я думаю, что это не является моделью поведения профессионала.
М И, наоборот, если человек так себя ведет, то это вызывает сомнения в его профессионализме.
Часто ли приходилось прощать профессиональные слабости тем, кто вам приятен?
Я Если вы в человека верите, то любые профессиональные ошибки при правильном управлении можно скорректировать. И это нормально, если необходимо будет затратить определенные усилия, чтобы человеку помочь. Если же нет – рано или поздно с этим человеком придется расстаться Прощать ли ? Ну, наверное, пару раз можно на что-то закрыть глаза, если ты понимаешь, что это случайность, а не закономерность.
М Сейчас я делаю это все реже и реже, хотя раньше были моменты, что люди начинали пользоваться твоим хорошим отношением. Это ведет в тупик. Поэтому я согласна с Яной насчет коррекции поведения. Но также совершенно точно подмечено, что это возможно при условии, что ты в этого человека веришь, потому что здесь есть такая взаимная связь: он это чувствует и возникает очень тесная доверительная атмосфера.
Как бы вы могли описать ваше окружение на работе, в вашем отделе? Что это за люди? Насколько вы с ними дружны? Или насколько вы от них дистанцируетесь?
Я Это очень увлеченные люди – как раз то, что нас объединяет. Все они очень разные по роду деятельности и характеру – аналитики, рекламщики. Но, тем не менее, все они очень увлечены общим делом. Их объединяет личная привязанность к тому, что они делают, и личная ответственность за то, что они делают. На этой благодатной почве вполне могут возникнуть и дружеские отношения.
М Мое окружение – это женский коллектив, при этом очень творческих людей, я бы даже сказала – фанатично преданных делу. И всегда готовых поддержать друг друга. На мой взгляд, это характеризует любой коллектив – готовы ли люди друг другу помогать, а не действовать в собственных интересах. Мне в моем коллективе приятно и хорошо работать.
А в том, что ваши коллективы таковы, есть какая-то ваша заслуга?
М Мне кажется, что есть, потому что у нас, с одной стороны, все находятся в равных условиях, а, с другой стороны, я стараюсь учитывать индивидуальные особенности каждого сотрудника. То есть если у кого-то хромает дисциплина, но он компенсирует этот недостаток высокой собранностью в форс-мажорных ситуациях, то я могу недостаток дисциплины простить.
Сотрудникам всегда импонирует персонифицированный подход, что заставляет их совершать трудовые подвиги, без которых в нашем деле не обойтись.
Я Мне хочется верить, что в этом есть и моя заслуга. Большая часть моего коллектива – люди, которые работают уже достаточно давно, но окончательно подразделение сформировалось уже после того, как я его возглавила.
Сейчас это хорошо сработанная команда, и, как мне кажется, моя заслуга заключается в том, что у многих из них открылось второе дыхание и появилась жажда победы. А это именно то, что позволяет команде всегда быть лидером, оставляя далеко позади своих конкурентов.
Как вы думаете, подчиненные вас боятся или нет? И если нет, то как они к вам относятся? И как бы вам хотелось, чтобы они относились к вам в идеале?
М Мне кажется, идеальных отношений не бывает вообще, но мне хотелось бы верить, что меня не боятся. По крайней мере я этого не замечаю. В любой момент каждый может прийти ко мне с проблемой без боязни неконструктивной критики. Что касается того, как бы хотелось, чтобы они ко мне относились, то я бы немножко перевернула это – поскольку руководитель отвечает за свой коллектив и виновен в тех или иных трудностях, то идеальный руководитель – как Суворов: слуга царю, отец солдатам. Мне кажется, ничего лучше этой формулы не придумано – по крайней мере, я убедилась, что это работает.
Я Тяжело сказать, где та тонкая грань между боязнью и уважением – ее порой бывает очень сложно провести. Но мне хочется верить, что уважают.
Я абсолютно согласна с Милой в том, что если люди не боятся обращаться к тебе за помощью, зная, что найдут в твоем лице поддержку, то тебя скорее уважают, чем боятся.
Легко ли вы отказываетесь от своей точки зрения, если понимаете, что другой прав?
Я Если я считаю, что права, но меня переубеждают, то я соглашаюсь – у меня нет принципиальных, но одновременно бездоказательных точек зрения в работе. Хотя, конечно, если бывает так, что все правы поровну, то я предпочитаю настоять на своем.
М Я не очень понимаю, что значит – легко ли я отказываюсь? Легко внешне, но тяжело внутренне переживаю, и все равно сдаюсь на милость победителей? Нет, я считаю, что в споре рождается истина, и если я действительно вижу, что другой человек прав и так будет лучше для общего дела, то я никогда не буду с пеной у рта отстаивать свои позиции. Если возникает спорный наполовину момент, то есть же еще интуиция, и я предпочту перепроверить обе точки зрения у третьих лиц, которые не заинтересованы в происходящем.
Я Мне даже некомфортно, когда нет альтернативных точек зрения – когда она одна, возникают вполне обоснованные сомнения, правильная ли она.
Однобокость суждения может привести к неверному решению. Когда принимается голос только одной стороны, в этом есть что-то нездоровое.
Как появилась идея тарифного плана «Подружки»?
М Мне кажется, что это произошло параллельно. Наш бренд VOICE уже давно работает не только на журнал, и нам было интересно попробовать его влияние в смежных нишах. Идея тарифного плана возникла полтора года назад, а озвучила ее наш главный редактор Лена Васильева.
Наверное, нам повезло, потому что, когда мы пришли в МТС, застали там абсолютно такие же настроения, как и у нас, и, более того, четко разработанную последовательность действий – мы просто нашли друг друга.
Я В середине 2006 года мы пришли к пониманию того, что будем работать с разными потребительскими сегментами – у каждого из них разные нужды, причем эти сегменты могут быть очень узкими. Необходимость такого подхода тем более важна, когда мы говорим об очень широком сегменте с большим потенциалом развития.
Поэтому, когда к нам обратились партнеры из VOICE, у нас уже были проведены исследования о том, что ожидают женщины от мобильной связи. Почему мы не идем туда самостоятельно? Потому что считаем, что выиграть и победить можно в том случае, если в каждом сегменте объединить усилия наиболее успешных брендов, брендов, вызывающих наибольшее доверие у потребителей. Бренд VOICE у женщин и девушек – наиболее уважаемый и наиболее привлекательный, поэтому для нас даже вопросов не возникло о том, с кем работать.
Наша задача – зажечь идеей совместного сотрудничества наших потенциальных партнеров – наиболее уважаемых и узнаваемых целевой аудиторией торговых марок. В итоге на рынке появляются интересные продукты, которые очень востребованы нашими абонентами.
А название как появилось? Какие были варианты?
М О, у нас были дебаты. Изначально нам хотелось, чтобы в названии тарифного плана присутствовало название бренда VOICE, но после того, как мы и наши коллеги оттестировали все возможные варианты, мы поняли, что нужно остановиться на чем-то более нейтральном, имеющем четкое отношение к нашей целевой аудитории. Сначала была «Подружка», потом решили, что подружек должно быть много.
Я Сейчас всех вариантов уже и не вспомнить – «Леди», «Первый женский» и так далее. Но именно «Подружки» отражают суть тарифа – это ведь тариф прежде всего для дружеского женского общения.
Это первый тариф, созданный по гендерному признаку, или уже был подобный опыт?
Я Мобильная связь априори воспринимается как более мужской продукт, поскольку первыми ее пользователями были бизнесмены. И в этом плане женщины чувствовали себя немного обделенными.
Но зато теперь, когда появился тариф «Подружки», мужчины стали спрашивать: когда же появится специальный тарифный план для мужчин? И мы уже работаем в этом направлении!
Насколько хорошо вы узнали за время работы друг друга? Не задумываетесь ли о новых проектах?
Я Сам проект не получился бы таким интересным, если бы мы не думали практически в унисон – когда мы встретились, когда обсудили нашу концепцию, когда стали обмениваться нашими знаниями и опытом, то увидели, что получилось все намного лучше, чем могло получиться в случае, если бы VOICE и МТС делали это самостоятельно, не обмениваясь опытом.
Сейчас мы продолжаем работать над развитием наших сервисов и не исключаем, что в будущем у нас могут появиться новые совместные проекты.
М Со своей стороны добавлю, что в VOICE появилось более четкое представление о том, как устроена мобильная связь, потому что всегда интересно посмотреть на мобильный телефон и задать себе вопросы о том, что там спрятано внутри и что он умеет.
Как вы оцениваете друг друга с профессиональной точки зрения?
М В Яне меня поразила очень высокая способность к концентрации и постоянная собранность, постоянная готовность к бою.
А еще мне очень импонировал в ней здравый смысл.
Я По поводу здравого смысла я хотела бы выразить свою ответную благодарность. Совместные проекты получаются успешными тогда, когда у обеих сторон есть здравое понимание текущей действительности и целей, которые перед партнерами стоят.
Мне в Миле очень импонировала спокойная, но напористая рассудительность, упрямое и четкое следование к цели, внешне, тем не менее, практически никак не проявляемое.
Сколько часов в сутки вы думаете о работе? Выключаете ли мобильный в отпуске?
Я Ключевая особенность современной женщины – думать о нескольких вещах одновременно. Поэтому в отпуске я мобильный тоже не отключаю, чтобы иметь возможность решать срочные вопросы, правда, стараюсь этим не злоупотреблять.
М Для меня мобильный телефон – что-то вроде такого друга-помощника: я всегда очень переживала и переживаю, если, не дай бог, могу его где-то потерять – у меня такое случалось раза два, и переносила я это весьма болезненно.
В отпуске я тоже не выключаю телефон – может быть, не настолько устала от общения, чтобы отключаться от мира.