Ограничительная линия
«Я неудачница»
Ты решила поменять работу, ходишь на собеседования, но получаешь только отказы. «У меня никогда ничего не получается», – говоришь себе и опускаешь в бессилии руки.
Что происходит? Американский психолог, автор рационально-эмоциональной поведенческой терапии Альберт Эллис считал: часто мы неадекватно интерпретируем события, которые с нами происходят. Это случается из-за так называемых иррациональных идей, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Глобальный вывод «я – неудачница» делаем на основе ряда случайных, не связанных друг с другом фактов. И эту произвольность возводим в ранг закономерности. Подобные выводы мешают вести себя разумно.
Что делать? «Иррациональные идеи можно обнаружить, если обратить внимание на свои эмоции, – уверена бизнес-тренер и коуч-консультант Татьяна Васильева. – Стоит вспомнить и записать несколько повторяющихся ситуаций, в которых демонстрируем не совсем адекватную реакцию. Например, там, где уместно небольшое раздражение, проявляются ярость и злость.
Эксперт в области эмоционального интеллекта Алена Алешина подсказывает, что предпринять дальше: «Важно записать все мысли, которые возникают в подобных ситуациях». Они и будут нашими иррациональными убеждениями. К примеру, во фразе «я всегда должна блестяще решать любые проблемы» содержится запрет на ошибку. Придется переформулировать ее, убирая категоричность. Так позволим себе то, что было запрещено: «я умею находить решение проблемы, но понимаю, что оно может оказаться не самым лучшим, даже неверным». Наконец, финальный штрих: переписанные формулировки убеждений нужно поместить туда, где они будут чаще попадаться на глаза. Например, приклеить на холодильник.
«Я не справлюсь с такой серьезной работой»
Тебе предлагают подумать о повышении или возглавить сложный проект. Однако вместо чувства радости у тебя возникают панические мысли вроде «я все провалю!». И ты отказываешься.
Что происходит?Родители и ближайшее окружение внесли свой вклад в формирование нашей самооценки посланиями вроде «из тебя ничего путного не выйдет» или «девушка должна удачно выйти замуж, а не заниматься карьерой». Психолог и бизнес-тренер Елена Карнаухова считает: подобные убеждения продолжают влиять на нас даже сейчас, когда мы давно выросли и способны сами принимать решения.
Что делать? Менять самооценку. Ведь она – основная составляющая уверенности в себе. «Важно подумать, чего хочется на самом деле, поставить цель и начать ее реализовывать, – рекомендует Елена Карнаухова. – Можно провести ревизию своих навыков, определить сильные и слабые стороны и отправиться учиться тому, чего не хватает, чтобы стать еще профессиональнее. Наконец, вера в свои возможности поможет достичь успеха». «Легко сказать!» – возразят люди с низкой самооценкой. «Легко сделать!» – ответят им наши специалисты.
Мы привыкли сравнивать себя с другими людьми, но это сравнение всегда оказывается не в нашу пользу. Не нужно отказываться от привычки конкурировать, но лучше начать соревноваться с самой собой. Например, отметить, что в этом месяце получила больше заказов, чем в предыдущие. Так, не спеша, научимся видеть свои успехи и поднимать планку достижений все выше и выше.
«Меня обязательно заметят и оценят»
Ты несколько лет работаешь на одной и той же должности и ждешь, что со дня на день, руководитель отметит твои достижения и предложит повышение. Но босс не замечает твоих амбиций. Что происходит? Родители учили нас быть скромными и не высовываться без надобности. Именно из-за этого мы выросли пассивными и безынициативными. Мы верим, что заслуживаем награды, и ждем, чтобы кто-то нам ее вручил: повысил в должности или хотя бы поднял зарплату. Однако руководители, от которых зависит продвижение по службе, не всегда могут оценить каждого работника, особенно если коллектив большой. Если не получаем похвалу от начальства, это не значит, что мы ее не заслужили. Скорее всего, просто находимся в тени, из которой пора выйти.
Что делать? Заметить, что наш внутренний голос использует формулировки «меня заметят, оценят» и в них мы выступаем беспомощным объектом. Первое, что стоит сделать, это взять на себя ответственность за все, что с нами происходит. Переформулировать эти установки в «Я буду активной», «Я сделаю то-то». «Нужно определить зоны влияния и контроля, – объясняет бизнес-тренер Елена Бочарова. – Мы не можем заставить шефа повысить нас, но способны повлиять на его мнение своими действиями». Можно чуть больше общаться с начальником, чаще выражать свое мнение, вносить предложения. И не просто говорить о своих достижениях, а оперировать цифрами: например, объемами заключенных контрактов. Конечно, нет гарантий, что босс предложит нам место своего заместителя, но мы будем знать, что сделали все от нас зависящее.
«Я успешная, а значит – плохая жена и мать»
Ты проводишь важные сделки на крупные суммы, но не успеваешь забрать ребенка из детского сада. И боишься: совсем забудешь о семье, если возьмешь руководство над очередным проектом.
Что происходит?Мы слишком зацикливаемся на выборе «семья или карьера». И забываем, что есть другие варианты решения этой проблемы. «В работе легче увидеть результаты: выполнила план – получила премию. В семье же нас редко хвалят за уютный дом и вкусный ужин. Скорее всего, нам не хватает подтверждения успешности как жены и матери», – считает психолог Евгения Шестакова.
Но есть и другое объяснение. Вероятно, сейчас карьера значит для тебя гораздо больше, чем семейные ценности. Просто не хватает смелости принять свой выбор.
Что делать? В первом случае можно представить, что семья – это бизнес, где женщина и руководитель, и подчиненный. А семейные дела – не изматывающий марафон, а череда конкретных задач. Выполнение каждой приводит к результату, за который себя можно побаловать. Стоит сформулировать критерии успешности в семье по аналогии с профессиональными: «Количество принесенных денег в семейный кошелек – это то же, что и объем дохода, заработанного для компании. Подготовка подарков вместе с ребенком – творческая идея новой рекламной компании», – подает новые идеи Евгения Шестакова.
Если же понимаем, что карьера сейчас важнее, то укрепиться в этом выборе поможет упражнение «Квадрат Декарта». Разделим лист бумаги на четыре части. В каждой из них запишем ответы на вопросы: «Что случится, если я выберу карьеру? Что НЕ случится, если я выберу карьеру? Что случится, если я НЕ выберу карьеру? Что НЕ случится, если я НЕ выберу карьеру?» Это же задание можно выполнить, заменив слово «карьера» на «семья». Важно найти время и записать максимальное количество ответов. Такое упражнение вскрывает важные для нас мысли и чувства, которые и расставят все по местам.