Не продается вдохновенье
Что такое творчество? Словари и незаменимая Википедия подсказывают нам определение: «Это деятельность, результатом которой является появление чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего». Это могут быть художественные произведения, научные открытия и изобретения, новые продукты и услуги.
Сегодня уже никого не нужно убеждать в том, что для бизнеса способность создавать новое – это ключевой фактор успеха. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать», – писал А.С. Пушкин. До недавнего времени существовала иллюзия, что творчество – это прерогатива избранных, особенно одаренных людей. Тем не менее, очевидно, что способность к творчеству есть изначально у каждого человека. Дай ребенку краски и лист бумаги. Посмотри, как смело и уверенно ребенок наносит краски на чистый и пустой лист. Он создает новое, полностью погружаясь в творческий процесс. И до тех пор, пока кто-то не сообщит ему о том, что не всем дано рисовать, результат будет прекрасным.
Одной из наиболее важных преград в процессе творчества является страх. Страх ошибки, осуждения, боязнь сделать «что-то не то», показать всем, что у тебя не получилось. Не случайно в самых инновационных компаниях существует правило, которое озвучивается и, самое главное, последовательно поддерживается руководством: «Мы любим наши ошибки! Они приносят нам новые возможности». Такая атмосфера дает смелость пробовать что-то другое и желание приобретать новый опыт.
Что еще есть в творческом процессе у детей и затем пропадает у взрослых? Умение смотреть и наблюдать, замечать то, чего не видят другие. Взрослая жизнь полна стереотипов, то есть устоявшихся отношений к происходящим событиям, явлениям, поступкам. Стереотипы помогают нам экономить усилия – невозможно представить себе, что для всего на свете мы будем создавать свои собственные модели, теории и мнения. Однако иногда стереотипы могут быть очень вредны. Процесс творчества всегда подразумевает наличие «детского взгляда» – умения увидеть привычное по новому. Этот «детский взгляд» можно вернуть. Достаточно почаще задавать вопрос: а как еще (по-другому) можно было бы это сделать?
Еще одной особенностью детства является та радость, с которой ребенок творит. Радость – одна из основных положительных эмоций человека, она дает чувство удовлетворения, удовольствия и является очень сильным мотиватором. Инновационные компании всегда помнят об этом, создавая офисные пространства, полные света, ярких цветовых пятен и мягких диванов.
Но, конечно, ни смелость, ни желание приобрести новый опыт, ни «детский взгляд» и радость не приведут к результату, если отсутствует упорство в достижении цели. Леонардо Да Винчи рисовал губы Моны Лизы в течение 12 лет, пока не добился нужного эффекта самой загадочной в мире улыбки. Чтобы создать новое лекарство, необходимо перебрать тысячи молекул. В бизнес организациях, нацеленных на получение эффективного конечного результата, упорство в достижении цели подогревается бонусами и наличием обратной связи.
Мой опыт работы в бизнес-школах и постоянное общение с топ-менеджерами и владельцами бизнеса в течение 11 лет убедили меня в том, что даже самые успешные люди зачастую не умеют «включать» в себе вдохновение. Для того, чтобы им помочь, мы развиваем проект, который называется «Живописный Цех». Смысл этого проекта – в увеличении творческого потенциала управленческих команд.
В Стокгольмской школе экономики, например, участники программы EMBA создавали маслом на холсте портреты друг друга, а выпускники писали в древней столице Грузии Мцхета прекрасный пейзаж.
Что мы делаем с топ-менеджерами? Мы ставим их перед мольбертами, даем холсты, кисти и масляные краски. Почти все, кто создал с нашей помощью свое первое художественное произведение (а это уже намного больше 1000 человек), последний раз рисовали в младшей школе. И, конечно, никогда не писали маслом. Профессиональные художники помогают, советуют, как можно получить тот или иной цвет. Но никак не ограничивают творческий процесс.
В результате участники живописного сеанса проходят все стадии «включения» собственного творческого генератора:
- Смелость и новый опыт. Преодолеть страх того, что «у меня не получится» и согласиться на эксперимент.
- «Детский взгляд». В случае живописного сеанса это означает избавиться от стереотипов «яблоко круглое» или «небо синее». В этом нам помогают примеры из абстракной живописи и супрематизма.
- Радость. Удивительно, как быстро она появляется, когда концентрируешься на том, что создаешь, а не на том, будешь ли ты в этом успешен.
- Упорство в достижении цели. «На протяжении четырех часов не раз возникает желание бросить все», – признаются наши участники, – «но если продолжать работать над картиной, получается поразительный результат!»
Прав был Пушкин, вдохновение не продается! Но есть целый ряд последовательных мер, которые можно применять для того, чтобы создать вдохновение и «включить творческий генератор» как у отдельного человека, так и у всего коллектива. И алгоритм «смелость и новый опыт – детский взгляд — радость – упорство в достижении цели» может помочь бизнесу в создании новых продуктов и услуг, в улучшении бизнес процессов и в управлении изменениями. А также добавить радости и мотивации тебе, и твоим сотрудникам.
Итак, считаешь ли ты себя человеком творческим? «Включай» вдохновение – и творческих тебе успехов!
Текст: Светлана Ракутина, Директор по персоналу и развитию лидерства Стокгольмской школы экономики в России