Наша марка
Основатели модного бренда NINA DONIS Нина Неретина и Донис Пупис входят в число 150 самых влиятельных дизайнеров мира, да к тому же являются семейной парой. Вот уже более 10 лет они – одни из главных российских модных трендсеттеров. Как им удается договориться и не погрешить против вкуса, Нина и Донис рассказали нашему корреспонденту.
Как вы познакомились?
Нина Мы сразу друг друга заметили, сразу понравились и сразу стали дружить. В прошлом году отмечали 20-летие.
Долго решались работать вместе?
Донис А это само собой получилось, сначала дружили, потом начали делать проекты вместе, вместе писали дипломы. Тема была: «Городской костюм с элементами спортивной одежды».
Н Мы делали полуспортивные вещи для города, тогда в моду вошла лайкра.
Это было что-то новенькое?
Д Ну, нам тогда так казалось в стенах нашего института. Кстати, мы к нему имеем большие претензии. Основная в том, что он не раскрепощает и не помогает найти себя и свое видение. Там всех стригут под одну гребенку. Конечно, были и прекрасные педагоги, но вся система, на наш взгляд, неправильная. Недавно мы ходили туда искать себе ассистента – ничего не изменилось! Самыми лучшими студентами там были и остаются те, кто делает как все. Мы знаем, что в хороших западных школах, наоборот, основная цель обучения в том, чтобы помочь раскрыться индивидуальности в каждом, учат слушать себя, отстаивать свою точку зрения. Это самое ценное в дизайнере.
Что тогда вас формировало?
Д Наверное, наше общее желание делать то, что нам нравилось. К тому же началась перестройка, стало больше свободы. А мне вообще нечего было бояться: меня не могли отчислить – я иностранец! Я сначала этого не знал, а потом усек, что меня не выкинут.
Н Донису, как иностранцу, очень много позволяли делать. И единственные, у кого были интересные работы, – это иностранцы. Они не все были сильные, но они были разные. Это и интересно. Они были другие, и им ничего не говорили. А если мы начинали фантазировать, то всегда имелись рычаги, чтобы вернуть нас в рамки.
Так чем вы друг друга зацепили?
Н Если говорить про первое впечатление – внешность. Донис крутой был такой, панковал.
Д За километр видно было! Сейчас я иногда посмеиваюсь над молодежью, хотя сами
были такими же.
А по темпераменту Нина интроверт, а вы, Донис, экстраверт?
Д Нина точно интроверт. Не знаю, насколько я экстраверт, но я более эмоциональный, вспыльчивый, а Нина более сдержанная.
Если брать создание коллекции, кто придумывает ее цвет, главную идею?
Н Начинаем всегда вместе. Вместе решаем, что это будет за коллекция, какая тема и т.д.
Потом я уже углубляюсь в мелочи – технологию, конструкции, а Донис держит в голове общую картину, главную идею. Я, когда углубляюсь в процесс, могу потерять ориентиры.
Д Видим мы оба одинаково. Просто Нина любит делать мелочи, а я смотрю на все в общем.
Какие ткани у вас любимые?
Д Натуральные. Их не так много – хлопок, шерсть и шелк. Синтетику используем только при крайней необходимости.
Вы любите сложные детали?
Д Все может быть, если это раскрывает идею, которую ты хочешь донести, но лично мы последние несколько сезонов сознательно стремимся к простоте, стараемся делать коллекции чистыми, простыми и лаконичными. Это не имеет ничего общего с минимализмом, это стремление именно к простоте. Минимализм же часто бывает таким сложным.
Н Простота обманчива: кажется, что ееочень просто сделать, а на самом деле нет.
Нового ничего уже нельзя изобрести в моде?
Д Конечно, можно. В том, что сейчас происходит в моде, много нового. Все меняется. Весь мир стал двигаться быстрее. Просто если раньше изменения в моде происходили медленнее, то сейчас практически каждый сезон. И поэтому их трудно уловить. Эти ежесезонные обязательные изменения создаются искусственно и специально, чтобы люди тратили деньги. Сейчас мода, которую лично мы считаем большим искусством, стала большим бизнесом. Отсюда и такая гонка.
А у вас есть в гардеробе попсовые вещи – от GUCCI, D&G, Louis Vuitton?
Д Попсовых, вроде, нет. У этих брендов есть хорошие и качественные вещи. Но это не наше, так как их идеология показного богатства и чрезмерного блеска и яркости нам чужда. Мы не против дорогих марок и вещей – вещи, которые мы сами делаем, тоже люксовые и дорогие, но они об этом не кричат.
А бывает такое, что вы уже готовы купить вещь известной марки и вдруг думаете: «Неужели я сам не могу это себе сшить?!» –
и отказываетесь от покупки?
Н Нет, если мы знаем, что можем это сшить, то это не покупаем. Но, к сожалению, мы многого не можем хорошо шить в России. Не можем сшить, например, хороший мужской костюм... И это не наша проблема, а проблема нашего государства.
Д Это проблема fashion-индустрии в России в целом. У нас нет производства ткани, нет машин, фабрик, хороших специалистов и многого другого. Есть только нефть, газ и металл – похоже, другой бизнес государству не интересен! Открыть свой модный бизнес здесь – это уже подвиг: сплошная бюрократия, одни барьеры!
А у вас было желание уехать, например в Лондон?
Н Лондон наш любимый город. Мы рады там бывать и делаем это регулярно.
Д В Лондоне хорошо отдыхать, но работать лучше здесь, как ни странно. Это нашастрана, мы можем злиться на правительство и грязные дороги, но мы любим Россию.
Есть тут какая-то «химия». Да и границы сейчас условные: мы живем и работаем в Москве и на Кипре, шоу-рум у нас в Милане – представляем там нашу одежду, и оттуда ее развозят по всему миру.
А какие успехи по продвижению вашей марки по миру?
Д Раньше продавали больше за границу, а сейчас одинаково продаем в России и за границей.
Вы спорите часто?
Н Спорим всегда. Но я никогда не обижу Дониса, так как очень дорожу его мнением, его качествами.
Д Мы тяжело переносим споры. Поэтому на работе у нас не споры, а обсуждения.
В споре рождается модная истина?
Д Если поменять слово «мода» на «дизайн», то дизайн рождается не столько в споре, сколько в серьезной работе.
А вдохновения вы ждете или просто работаете?
Д Хорошо, когда оно есть. Но ты не можешь просто лежать и страдать, что нет идей. Все равно, когда за тобой коллектив и дело, нужно работать. И в определенную дату два раза в году тебе нужно привезти коллекцию в шоу-рум. Это очень организует.
Н Я считаю, что не может быть одного без другого: вдохновения без работы.
Д Как правило, даже когда тебе кажется, что в голове ничего нет и ничего не придумывается, когда ты начинаешь работать, все сразу появляется.
Источник вдохновения для вас это что? Ваши отношения?
Н В том числе. Но для меня еще воспоминания. Или встреча с интереснымчеловеком. Раньше еще были фильмы, но сейчас реже.
Для вас, Донис, еще должно быть море очень важным, вы же с Кипра!
Н Он родился на море и не ценит его, наверное, так, как мы.
Д Нет, сейчас я ценю все: и море, и зелень, и деревья, и чистый воздух. Но вдохновение я черпаю, скорее, в настроении. Я заряжаюсь от настоящего момента: если настроение тебя приподнимает, то тогда ты можешь что-то сделать и сочинить.
Сильно ли вы изменились как дизайнеры со временем?
Д Надеемся, что мы меняемся и развиваемся.
Н Стали более опытными как минимум.
А не опасно ли для дизайнера сильно измениться? Или нужно, чтобы всю жизнь тебя узнавали по твоему неповторимому почерку?
Д У каждого дизайнера свой подход к работе. Кто-то берет одну тему, один источник и работает над этим всю жизнь, кто-то старается меняться, не зацикливаясь на чем-то одном. У Пикассо были разные периоды, но всегда можно узнать, что это был один и тот же человек. То же самое и в дизайне одежды. Мы все время спорим с нашими сэйлс-менеджерами. Они говорят: «Для коммерческого успеха нужно быть предельно узнаваемым, а для этого из сезона в сезон ты должен "педалировать" какую-то одну постоянную тему». Но мы уверены, что есть и другой путь. Художник должен меняться, искать что-то новое, развиваться. Тогда он интересен. А делать всю жизнь одно и то же – уже застой.
Вам нравится российская мода?
Или после института ты должен идти на производство, которого тоже нет в стране. Так что пока профессия дизайнера здесь не нужна.
Вы работаете для худых моделей? И готовы ли вы шить для людей с немодельными фигурами?
пропагандировать полноту. Хотя можем, конечно, сделать и размер L, но это будет в порядке исключения.
А вы сами ходите в спортклуб?
За последний год ваша самая большая удача? И вообще ваша самая большая карьерная удача?
А что хотелось, но не получилось?
Хочется повторить успех массмарок?
То есть теоретически та же ZARA может своровать у вас идею и ее воплотить?
Вам нравятся люди на улицах Москвы? Как они должны одеваться, чего не хватает?
Вам нравятся люди, которые очень серьезно относятся к моде? Фэшиониста – это ваши покупатели?
Вы модные персонажи?