Наша марка

Дизайнерский дуэт NINA DONIS
Наша марка

Основатели модного бренда NINA DONIS Нина Неретина и Донис Пупис входят в число 150 самых влиятельных дизайнеров мира, да к тому же являются семейной парой. Вот уже более 10 лет они – одни из главных российских модных трендсеттеров. Как им удается договориться и не погрешить против вкуса, Нина и Донис рассказали нашему корреспонденту.

Как вы познакомились?
Нина Мы сразу друг друга заметили, сразу понравились и сразу стали дружить. В прошлом году отмечали 20-летие.

Долго решались работать вместе?
Донис А это само собой получилось, сначала дружили, потом начали делать проекты вместе, вместе писали дипломы. Тема была: «Городской костюм с элементами спортивной одежды».
Н Мы делали полуспортивные вещи для города, тогда в моду вошла лайкра.

Это было что-то новенькое?
Д Ну, нам тогда так казалось в стенах нашего института. Кстати, мы к нему имеем большие претензии. Основная в том, что он не раскрепощает и не помогает найти себя и свое видение. Там всех стригут под одну гребенку. Конечно, были и прекрасные педагоги, но вся система, на наш взгляд, неправильная. Недавно мы ходили туда искать себе ассистента – ничего не изменилось! Самыми лучшими студентами там были и остаются те, кто делает как все. Мы знаем, что в хороших западных школах, наоборот, основная цель обучения в том, чтобы помочь раскрыться индивидуальности в каждом, учат слушать себя, отстаивать свою точку зрения. Это самое ценное в дизайнере.

Что тогда вас формировало?
Д Наверное, наше общее желание делать то, что нам нравилось. К тому же началась перестройка, стало больше свободы. А мне вообще нечего было бояться: меня не могли отчислить – я иностранец! Я сначала этого не знал, а потом усек, что меня не выкинут.
Н Донису, как иностранцу, очень много позволяли делать. И единственные, у кого были интересные работы, – это иностранцы. Они не все были сильные, но они были разные. Это и интересно. Они были другие, и им ничего не говорили. А если мы начинали фантазировать, то всегда имелись рычаги, чтобы вернуть нас в рамки.

Так чем вы друг друга зацепили?
Н Если говорить про первое впечатление – внешность. Донис крутой был такой, панковал.
Д За километр видно было! Сейчас я иногда посмеиваюсь над молодежью, хотя сами
были такими же.

А по темпераменту Нина интроверт, а вы, Донис, экстраверт?
Д Нина точно интроверт. Не знаю, насколько я экстраверт, но я более эмоциональный, вспыльчивый, а Нина более сдержанная.

Если брать создание коллекции, кто придумывает ее цвет, главную идею?
Н Начинаем всегда вместе. Вместе решаем, что это будет за коллекция, какая тема и т.д.
Потом я уже углубляюсь в мелочи – технологию, конструкции, а Донис держит в голове общую картину, главную идею. Я, когда углубляюсь в процесс, могу потерять ориентиры.
Д Видим мы оба одинаково. Просто Нина любит делать мелочи, а я смотрю на все в общем.

Какие ткани у вас любимые?
Д Натуральные. Их не так много – хлопок, шерсть и шелк. Синтетику используем только при крайней необходимости.

Вы любите сложные детали?
Д Все может быть, если это раскрывает идею, которую ты хочешь донести, но лично мы последние несколько сезонов сознательно стремимся к простоте, стараемся делать коллекции чистыми, простыми и лаконичными. Это не имеет ничего общего с минимализмом, это стремление именно к простоте. Минимализм же часто бывает таким сложным.
Н Простота обманчива: кажется, что ееочень просто сделать, а на самом деле нет.

Нового ничего уже нельзя изобрести в моде?
Д Конечно, можно. В том, что сейчас происходит в моде, много нового. Все меняется. Весь мир стал двигаться быстрее. Просто если раньше изменения в моде происходили медленнее, то сейчас практически каждый сезон. И поэтому их трудно уловить. Эти ежесезонные обязательные изменения создаются искусственно и специально, чтобы люди тратили деньги. Сейчас мода, которую лично мы считаем большим искусством, стала большим бизнесом. Отсюда и такая гонка.

А у вас есть в гардеробе попсовые вещи – от GUCCI, D&G, Louis Vuitton?
Д Попсовых, вроде, нет. У этих брендов есть хорошие и качественные вещи. Но это не наше, так как их идеология показного богатства и чрезмерного блеска и яркости нам чужда. Мы не против дорогих марок и вещей – вещи, которые мы сами делаем, тоже люксовые и дорогие, но они об этом не кричат.

А бывает такое, что вы уже готовы купить вещь известной марки и вдруг думаете: «Неужели я сам не могу это себе сшить?!» –
и отказываетесь от покупки?
Н Нет, если мы знаем, что можем это сшить, то это не покупаем. Но, к сожалению, мы многого не можем хорошо шить в России. Не можем сшить, например, хороший мужской костюм... И это не наша проблема, а проблема нашего государства.
Д Это проблема fashion-индустрии в России в целом. У нас нет производства ткани, нет машин, фабрик, хороших специалистов и многого другого. Есть только нефть, газ и металл – похоже, другой бизнес государству не интересен! Открыть свой модный бизнес здесь – это уже подвиг: сплошная бюрократия, одни барьеры!

А у вас было желание уехать, например в Лондон?
Н Лондон наш любимый город. Мы рады там бывать и делаем это регулярно.
Д В Лондоне хорошо отдыхать, но работать лучше здесь, как ни странно. Это нашастрана, мы можем злиться на правительство и грязные дороги, но мы любим Россию.
Есть тут какая-то «химия». Да и границы сейчас условные: мы живем и работаем в Москве и на Кипре, шоу-рум у нас в Милане – представляем там нашу одежду, и оттуда ее развозят по всему миру.

А какие успехи по продвижению вашей марки по миру?
Д Раньше продавали больше за границу, а сейчас одинаково продаем в России и за границей.

Вы спорите часто?
Н Спорим всегда. Но я никогда не обижу Дониса, так как очень дорожу его мнением, его качествами.
Д Мы тяжело переносим споры. Поэтому на работе у нас не споры, а обсуждения.

В споре рождается модная истина?
Д Если поменять слово «мода» на «дизайн», то дизайн рождается не столько в споре, сколько в серьезной работе.

А вдохновения вы ждете или просто работаете?
Д Хорошо, когда оно есть. Но ты не можешь просто лежать и страдать, что нет идей. Все равно, когда за тобой коллектив и дело, нужно работать. И в определенную дату два раза в году тебе нужно привезти коллекцию в шоу-рум. Это очень организует.
Н Я считаю, что не может быть одного без другого: вдохновения без работы.
Д Как правило, даже когда тебе кажется, что в голове ничего нет и ничего не придумывается, когда ты начинаешь работать, все сразу появляется.

Источник вдохновения для вас это что? Ваши отношения?
Н В том числе. Но для меня еще воспоминания. Или встреча с интереснымчеловеком. Раньше еще были фильмы, но сейчас реже.

Для вас, Донис, еще должно быть море очень важным, вы же с Кипра!
Н Он родился на море и не ценит его, наверное, так, как мы.
Д Нет, сейчас я ценю все: и море, и зелень, и деревья, и чистый воздух. Но вдохновение я черпаю, скорее, в настроении. Я заряжаюсь от настоящего момента: если настроение тебя приподнимает, то тогда ты можешь что-то сделать и сочинить.

Сильно ли вы изменились как дизайнеры со временем?
Д Надеемся, что мы меняемся и развиваемся.
Н Стали более опытными как минимум.

А не опасно ли для дизайнера сильно измениться? Или нужно, чтобы всю жизнь тебя узнавали по твоему неповторимому почерку?
Д У каждого дизайнера свой подход к работе. Кто-то берет одну тему, один источник и работает над этим всю жизнь, кто-то старается меняться, не зацикливаясь на чем-то одном. У Пикассо были разные периоды, но всегда можно узнать, что это был один и тот же человек. То же самое и в дизайне одежды. Мы все время спорим с нашими сэйлс-менеджерами. Они говорят: «Для коммерческого успеха нужно быть предельно узнаваемым, а для этого из сезона в сезон ты должен "педалировать" какую-то одну постоянную тему». Но мы уверены, что есть и другой путь. Художник должен меняться, искать что-то новое, развиваться. Тогда он интересен. А делать всю жизнь одно и то же – уже застой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Коллекция «Лето-2008»

Вам нравится российская мода?
Н
Есть хорошие дизайнеры. Но я считаю, что все наши дизайнеры – это несчастные люди, потому что никому они не нужны.
Д
Есть талантливые ребята, но из-за того, что у нас нет индустрии и из-за всех тех проблем, о которых мы говорили раньше, здесь очень сложно что-то сделать. В Европе ты окончил институт, сделал пять платьев, пошел в магазин, договорился о том, что магазин их продает, и ты как-то двигаешься вперед. А у нас, чтобы начать продавать одежду, нужно получить миллион бумажек. К тому же, как частное лицо, ты не можешь это сделать. Тебе надо организовать фирму, нанять бухгалтера, давать отчеты каждые три месяца... Реально ли это сделать студенту, только что окончившему институт?
Или после института ты должен идти на производство, которого тоже нет в стране. Так что пока профессия дизайнера здесь не нужна.

Вы работаете для худых моделей? И готовы ли вы шить для людей с немодельными фигурами?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Н
Наверное, нет.
Д
Нам нравятся худые люди, пропорции и пластика худого человека. Мы не хотим
пропагандировать полноту. Хотя можем, конечно, сделать и размер L, но это будет в порядке исключения.

А вы сами ходите в спортклуб?
Н
Нет, не ходим. Мы просто по жизни много двигаемся.

За последний год ваша самая большая удача? И вообще ваша самая большая карьерная удача?
Д
Большая карьерная удача у нас впереди, мы пока на пути к ней. Нам нравится процесс.

А что хотелось, но не получилось?
Д
Хочется организовать серьезный правильный бизнес.
Н
Пока все получается. Не так быстро, не такими большими темпами, но получается.

Хочется повторить успех массмарок?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Д
Не совсем – ведь нельзя делать одежду типа ZARA и Mango и говорить о моде. Они просто производители и не имеют к дизайну никакого отношения, сами ничего не создают.

То есть теоретически та же ZARA может своровать у вас идею и ее воплотить?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вместе
ZARA ворует у всех!
Д
Я вообще считаю, что ZARA должна посылать букеты цветов каждый сезон PRADA и говорить: «Спасибо вам, что вы есть!»
Н
Не успеет PRADA сделать показ, как уже в витрине ZARA стоит сумка с этого показа. Это бизнес, который построен на воровстве.

Вам нравятся люди на улицах Москвы? Как они должны одеваться, чего не хватает?
Н
Не хватает ярких индивидуальностей. Все стараются быть похожими. Но это не только здесь. Во всем мире люди одинаковые. Просто в Москве особенно.

Вам нравятся люди, которые очень серьезно относятся к моде? Фэшиониста – это ваши покупатели?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Д
Главное – чтобы человек был хороший, а остальное неважно! У каждого свое хобби. У кого-то – мода, и в этом нет ничего плохого.

Вы модные персонажи?
Н
Модно ли мы одеты? Я считаю, что очень модно. В силу профессии мы большие снобы в том, что касается одежды. И многих общепринятых модников мы совсем не считаем таковыми.