На новой работе
Американские психологи обнаружили: продуктивность труда может напрямую зависеть от отношения на работе с коллегами. По наблюдениям социального психолога Нормана Триплета, велосипедные гонщики показывают лучшие результаты, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером. Свой вывод он перенес на групповую деятельность вообще, предположив, что присутствие коллег может позитивно влиять на то, как человек работает. Психологи Гленн Сандерз, Роберт Бэрон и Дэнни Мур утверждают, что люди всегда отвлекаются от занятия, если обеспокоены оценкой своей деятельности окружающими. А если кто-то ощущает себя «белой вороной», то это сказывается не только на качестве выполнения обязанностей, но и на самочувствии. «Среди причин стрессов, связанных с работой, перегруженность делами стоит на втором месте, – рассказывает психолог-консультант Татьяна Шакина. – А на первом – проблемы в межличностных отношениях. И если их влияние не снизить, то можно заработать болезни сердца и сосудов».
Сама по себе
«Когда я еще ходила в офис, – рассказывает Алена (25), – то очень тяжело вставала по утрам — не хотела туда идти. На работе чувствовала себя совершенно невыносимо – постоянно приходилось с кем-то разговаривать, что-то выяснять. Начальник пошел навстречу, и теперь я пишу свои тексты дома: получается лучше, чем в редакции». Сотрудники-индивидуалисты могут превосходно выполнять свою работу, но постоянно находиться в коллективе и налаживать связи им не очень нравится: одиночество и общение с самими собой для них более приятны и продуктивны. Если попадется понимающий шеф, который учтет психологические особенности ценного сотрудника, то совместная работа продолжится к взаимному удовольствию. Западное общество пошло навстречу таким людям, предлагая различные формы сотрудничества: индивидуальные проекты, фриланс, мобильные офисы. Но в России все несколько сложнее. «В нашей стране очень распространен "семейный" принцип работы, когда организация, даже если сотрудники не являются родственниками, воспринимается ими как большая семья, – говорит социальный психолог Елена Рыбкина. – В советские времена практиковались, например, такие выражения, как "родной завод", "работа – второй дом". Про наставника могли говорить "он мне как отец". И сейчас генерального директора могут называть "папой". При таком подходе человека, держащегося обособленно, считают "блудным сыном", которого непременно надо "вернуть в семью" и, может быть, даже наказать за отступничество». Конечно, если в коллективе практикуются частые планерки, где в обсуждении заданий и проектов каждого участвуют все, а в свободное время сотрудники с семьями ездят на экскурсии и в дома отдыха, человек, всего этого избегающий, будет смотреться белой вороной.
И хорошо, если на него неодобрительно взглянут и оставят в покое. Однако есть такие руководители, которые втягивают всех подчиненных в коллективную деятельность под угрозой лишения премии.
Попытка выхода. Тщательно продумай разговор с начальником и попробуй объяснить ему, что ты как специалист для фирмы очень полезна, а твоя нелюбовь к общественным мероприятиям никак не скажется на производительности труда. Если убедить босса не удалось, возьми на себя какие-нибудь мелкие дополнительные обязанности – например, покупай на всех театральные билеты. В самом крайнем случае ищи другое место работы, такое, где к индивидуалистам относятся лояльно.
На новой работе
«Я сменила уже несколько работ, – рассказывает Люда (23), – и каждый раз, устраиваясь на новое место, мечтаю о том, что у меня там появятся друзья, что мы будем встречаться, ходить друг к другу в гости... Но везде повторяется то же самое, что было в школе: я угрюмо сижу в углу, а остальные смеются и общаются». Проблемы с общением обычно впервые возникают в детстве, а потом проявляются во всех коллективах, в которые человек попадает. Это может быть связано с излишним давлением родителей, заставлявших ребенка играть с другими детьми, когда ему этого не хотелось. Или травмой – во дворе дразнили из-за очков, цвета волос или излишней полноты, и никакого желания дружить с детьми не было. Ты давно выросла, но общение на работе дается по-прежнему тяжело – еще и потому, что не выработаны навыки: чувствуешь себя неловко, не знаешь, как подойти к коллегам, о чем спросить, как улыбнуться...
«Вообще-то на работу ходят не для того, чтобы найти себе друзей, а по другим причинам, и не стоит сравнивать служебную ситуацию с той, которая складывалась в школе, где дружбы, ссоры и романы были гораздо важнее уроков, – считает специалист по психологии управления Ольга Градова. – Друзей можно поискать в другом месте, а на работе достаточно просто наладить хорошие отношения». Но если в середине дня ты ловишь себя на мыслях не о делах, а о том, удастся ли за обедом присоединиться к компании коллег или опять придется питаться в одиночестве, полезно будет пройти тренинг общения. Их сейчас достаточно, а специалист поможет понять, как тебе изменить поведение на работе.
Попытка выхода. Для начала принеси на работу что-нибудь вкусное и пригласи всех попробовать. Попроси уважаемого в отделе человека что-то объяснить, похвали чью-то новую прическу. Но делать это нужно ненавязчиво: желание всем понравиться может оттолкнуть кого угодно. Равно как и угрюмое сидение в углу – люди вряд ли подойдут к тебе, потому что решат, что ты сама ни с кем не хочешь общаться.
Отношения на работе
«Обычно на новой работе я сразу понимаю, с кем буду дружить, – признается Карина (29). – Все говорят, что со мной легко, поэтому приятельские отношения складываются почти моментально. Но на этот раз я уже год чувствую себя как в песне: "Вокруг совсем чужие люди, у них совсем другая игра". Мне не близки темы, которые они обсуждают, а им – то, о чем предлагаю поговорить я. Мне с ними не нравится».
В данном случае налицо разные наборы ценностей: вам с коллегами сложно понять друг друга. Например, узнав, что маникюр ты чаще всего делаешь самостоятельно, машина твоя недорогая, а до Швейцарии пока что не добралась, офисные дамы обдают тебя ледяным презрением и продолжают увлекательную беседу о сладкой жизни. Но может быть и наоборот: разговоры коллег кажутся тебе глупыми, а сами они – чересчур примитивными, и ты решаешь до них не снисходить, что тоже не способствует налаживанию отношений. «Важно понять, кто именно возводит барьер – человек, не вписывающийся в коллектив, или коллектив, не желающий его принимать, – говорит Татьяна Шакина. – Какое-то время фиксируй свои и чужие улыбки, приветливый тон, вежливое обращение, а также холодный взгляд, высокомерное выражение лица и молчание. Так ты выяснишь, кто на самом деле провоцирует холодность. Еще неплохо привлечь друзей для прояснения обстановки – самому человеку может казаться, что его лицо при общении с коллегой выглядит нейтрально, а на самом деле на нем читается отрицательное отношение».
Скорее всего, нынешние коллеги не станут твоими друзьями. Но на работу обычно устраиваются для того, чтобы получать знания, делать карьеру и зарабатывать деньги.
И если твоя фирма действительно в состоянии предоставить тебе все эти возможности, с чем-то придется мириться. А в свободное время поразмышляй о том, что больше всего задевает тебя в разговорах коллег. Таким образом можно обнаружить какой-то изъян и в себе. Как известно, больше всего нас раздражает в других то, что есть и в нас, только мы не всегда готовы себе в этом признаться.
Попытка выхода. Если разговор коллег не затрагивает сферу твоих интересов, просто можешь не принимать в нем участия – так или иначе, на профессиональные темы вы общаться все равно будете, а поговорить по душам ты можешь после работы, с друзьями. Также обрати внимание, что в твоей организации могут быть и другие отделы, а в них – хорошие люди.
Кто на новенького?
«На первой работе очень повезло: начальник привел меня в отдел, представил, рассказал о коллегах, – говорит Тая (26). – Может быть, так случилось потому, что мне тогда было 18 лет, и я очень волновалась. В дальнейшем все это приходилось проделывать самой, но по-прежнему хочется, чтобы в первый день на новой работе со мной был рядом кто-то, кто знает, как здесь обстоят дела – это сильно облегчает процесс вхождения в коллектив».Приходя на новую работу, ты оказываешься белой
вороной просто по умолчанию. Почти ни с кем не знакома, не знаешь, кто с кем дружит или враждует, не представляешь, есть ли в фирме особый распорядок, и какие тебя могут ждать подводные камни. К тому же во многих организациях к новеньким вообще относятся настороженно. «Хорошей тактикой будет внимательно выслушать объяснения коллег и не стесняться задавать вопросы, – рекомендует Елена Рыбкина. – Присмотрись к деталям: есть ли в фирме дресс-код, как принято обращаться друг к другу, какое поведение не приветствуется категорически, есть ли какие-то ритуалы, традиции, которые соблюдают коллеги». Веди себя дружелюбно и в первые рабочие дни обязательно принести в свой отдел небольшое угощение, согласно распространенному в наших организациях принципу «прописки». За столом можно будет лучше понять, с какими людьми тебе теперь предстоит работать, и попробовать стать для них своей. Однако могут быть и совсем другие цели – как говорил один из героев Оноре де Бальзака, «в общество надо вкрасться, как чума, или ворваться, словно пушечное ядро». Может быть, тебе как раз хочется убедить начальство, что работать, выглядеть и вести себя надо совсем иначе, и только тогда фирма начнет преуспевать. В этом случае придется врываться в коллектив подобно пушечному ядру и оставаться белой вороной, надеясь, что и остальные разделят твои убеждения.
Попытка выхода. Даже в слаженном коллективе работают разные люди, и понравиться всем ты просто не сможешь. Присмотрись к ним и попробуй подружиться с двумя-тремя коллегами, близкими по духу: они расскажут о порядках, принятых в организации, помогут вписаться, выстроить общение на работе или поддержат морально, если ты пожелаешь все радикально изменить.
ТЕКСТ: Жанна Сергеева