Мой любимый офис
Когда ты думаешь о новой работе, что ты представляешь себе: амбициозные профессиональные задачи, достижение новых вершин, или, может быть, красивый офис на 35 этаже с прекрасным видом на город? И какие цели преследуют компании, когда в объявлении о поиске сотрудников одним из своих преимуществ называют «уютный офис»? Вопросов в данном случае больше, чем ответов. А все потому, что мы иногда более консервативны, чем думаем. В бизнес-школах давно уже учат управлять изменениями, но как быть, когда рушатся традиционные и такие нужные всем устои?
Пример 1
Начальник говорит :переезжаем из нашего большого и просторного офиса на 15 кабинетов в маленький, расположенный на окраине города офис, где будет пространство open space, чтобы каждый мог прийти и сесть на свободное место, а также провести встречи в переговорной и уехать «в поля».
Мысли сотрудников:
- Компания переживает не лучшие времена, пора искать новую работу.
- За что меня лишают моего кабинета?
- Как же я буду работать без места?
Если развернуть парадигму и попробовать найти положительные стороны, то получатся не вопросы, а достаточно оптимистичные мысли о будущем.
- Я теперь могу сама распоряжаться своим временем.
- Работать можно только «по целям», не отвлекаясь на график и рутину.
- Здорово, что нет закрытых дверей кабинетов – общаться станет проще, а, значит, легче достигать соглашений.
На самом деле даже для тех, кто все еще не согласен и продолжает любить кактус у компьютера и холодильник с йогуртами на офисной кухне, скажу, что работа в удаленном доступе уже давно практикуется многими западными компаниями. Люди экономят деньги на аренде и добиваются большей эффективности от своих сотрудников.
Пример 2
Ты нанимаешь сотрудника в отдел маркетинга. Рабочий день с 09 до 18 с перерывом на обед. Как ты будешь контролировать его работу, его активность в интернете и его эффективность?
Да и зачем тратить время и силы на отключение социальных сетей, когда маркетологу они, как раз, необходимы?
Гораздо проще поставить ему задачи и согласовать с ним же сроки их исполнения. А уж в какое время он будет их решать – днем, ночью или ранним утром за чашкой кофе в постели – так ли уж это важно, если результат выше всяких похвал.
В такой модели мира все становится гораздо честнее и прозрачней, несмотря на то, что человек не находится постоянно у вас под боком, и вы не знаете, как он использует время, за которое ему платит компания. А потому, что платят в этом случае за результаты, а не за время, проведенное в офисе.
Такой вариант мотивирует людей, работающих в соответствии с поставленными целями. Для них отсутствие необходимости постоянно быть в офисе – большой плюс.
Телефон и планшет занимают свое постоянное место в сумочках и портфелях, а их владельцы обладают списком тихих кафе с хорошими баристами, которые не будут мешать деловым беседам.
И, кстати, вставать раньше, чтобы успеть занять место на парковке, тоже не надо. Не ура ли?!
А теперь к главному. Признайся, что чувство уверенности в себе возрастает, когда ты смело можете сказать начальнику: я же целый день была в офисе, даже задержалась на час. Неважно, что задержалась, потому что переписка в Skype была очень интенсивной и заказ билетов в театр отнял много времени.
Гораздо сложнее, когда в офисе нас нет, и результатов работы нет. Сразу понятно, что филоним. Только нужна ли такая работа, где нужно отсиживать время? Если ты все еще так делаешь, подумай, может, стоит найти то, что по-настоящему увлекает? Что будет радовать и приносить удовольствие. И вот тогда уже не нужно будет думать об офисе, можно будет посвятить себя любимому делу и наслаждаться процессом и результатами, которые будут существенно лучше.
Пример 3
А еще бывает, что работа сплошь состоит из переездов. Например, ты специалист по имиджу, или коуч, или бизнес-тренер по ораторскому мастерству и ведению презентации. Зачем тебе в офис? Твой офис – это конференц-залы в разных городах и точках планеты. Чем выше твоя квалификация, тем меньше времени ты проводишь дома. В этом случае лишний раз выходить из дома хочется только на встречу с близким друзьями или на интересное мероприятие. Офис в этом примере – рудимент. Но это, конечно, вообще не про организацию, а про волка-одиночку, который гуляет и работает сам по себе. Такую роскошь могут позволить себе только очень востребованные специалисты.
Пример 4
Офисы компании раскиданы по стране. В одном городе большое представительство, а в остальных – всего 3-4 человека. И чтобы чувствовать себя частью компании, им важно быть в офисе, иметь атрибуты корпоративной культуры перед глазам и почаще видеть гостей из штаб-квартиры. В этом случае, конечно, офисные часы нужны. Но не каждый день по 8 часов. Создать красивый и уютный офис для встреч и совещаний в этом случае всегда можно.
Есть, конечно, и минусы. Корпоративная культура, ценности, встречи с коллегами и обмен мнениям. Как же сплотить рабочую команду, если офиса совсем нет?! Поэтому и нужно тщательно продумывать, как и где люди будут встречаться. И почему для них важно разделять корпоративные ценности и работать даже в отсутствие начальника за спиной.
Пример 5
Это самая интересная история. Когда сотрудники компании являются ее основной ценностью. Когда компания старается создать максимально комфортные условия и творческую атмосферу. Компании Disney, Google и многие другие не жалеют денег и усилий, чтобы создать людям такие условия для работы, которые помогали бы им творить, генерировать новые идеи и создавать то, чего раньше не было. Такие люди нуждаются в комфорте, но их работа – это не офис, это второй, а иногда и первый дом, где уровень комфорта выше, чем можно заказать, будь у нас кнопка вызова золотой рыбки.
Конечно, всегда будет существовать такая категория, как операторы, технические служащие и администраторы, которым надо постоянно находиться в офисе. Если тебе по душе создавать уют для коллег или постоянно быть на связи и отправлять другим информацию, эта работа для тебя. Однако, когда будешь заказывать очередную порцию канцелярии в офис, задумайся, что еще может сделать тебя счастливой через год или через три года? Ведь Новый Год не за горами, пора писать список желаний и обещаний самой себе. Кроме как похудеть и начать бегать, там может появиться и пункт «найти себя».
А вообще, я вспоминаю слова авторов Funky business – книги, которая уже стала культовой для бизнес-сообщества. Они говорят, что границы между странами стираются. Настоящие профессионалы своего дела становятся гражданами мира. Они востребованы, часто путешествуют и работают там, где их компентенции больше всего востребованы. Им не нужен офис, они не привязаны к месту. Все что им нужно – это талант, знания и возможность их применять.
Текст: Анна Измайлова, руководитель маркетинговых коммуникаций Стокгольмской школы экономики в России